Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие об основных и производных признаках специальности 4 страница






Итак, с чем имеет дело исследователь? Прежде всего — это система сложившихся в науке понятий, формулировок. Он должен в ней разобраться, мысленно отделить то, что противоречиво или не соответствует фактам. Далее, он должен мысленно построить более стройную систему понятий, формулировок, разработать стратегию и тактику ее экспериментальной проверки, провести эту проверку и уточнить сложившуюся ранее систему понятий, формулировок, общих законов.

Основной материал, с которым должен уметь действовать исследователь, это не то, что может видеть сторонний человек (не экспериментальное оборудование, не колбы, не пробирки, не муфельные печи и т. п.), а система отвлеченных понятий. С ними надо действовать, как с реальностями. Надо любить и ненавидеть не только реальные объекты, а мысли, идеи, теории.

79

Не все люди одинаково успешно могут и любят выделять из наблюдаемых фактов общие понятия, правила, законы и оперировать, действовать с ними «в уме». Точно так же, не все люди умеют и любят ориентироваться в реальной сложной жизненно-практической обстановке или в мире художественных образов с их неповторимым своеобразием, обилием подробностей, деталей, нюансов, не укладывающихся в общие рамки, законы, формулы. В подобных случаях не имеет смысла ставить вопрос: «А какого типа люди лучше?» Общество нуждается и в тех, и в других, каждый нужен на своем месте, при своем деле.

Научная деятельность направлена на то, чтобы исключив случайности, детали, выявить закономерное, общее. Наука всегда в той или иной мере схематизирует, анализирует изучаемую жизнь, представляет ее в виде отвлеченных знаковых систем, теоретических моделей.

Научные работы можно разделить не только по отраслям наук (физико-математические, химические, биологические, исторические, филологические, педагогические, психологические, философские), но и по общему характеру типичных трудовых заданий. По этому признаку выделяют четыре типа работ1.

1. Научные разработки. Работники науки получают задание применить известные науке законы для обеспечения прогресса (в сфере материального или духовного производства, обслуживания или управления). Результатом работы должна быть система документов, пригодных для внесения на их основе преобразований в ту или иную область практики. Например, ставится задача разработать новый учебный предмет для средней школы — «профессиология», или «выбор профессии», или «профориентация». Такого предмета нет. Нужно составить перечень основных вопросов для изучения (программу), учебник, наглядные пособия, пособие для учителя и т. д., и т. п.

Другой пример. Нужно разработать новый способ заводской обработки определенных деталей на основе использования свойств лазеров. В результате этой работы должна появиться техническая документация, на основании которой может быть осуществлено внедрение нового

80

способа в производство (чертежи установок, расчеты параметров процесса обработки и т. д.).

2. Прикладные исследования. Работники науки получают задание разобраться в определенной области явлений с целью обеспечить лучшее удовлетворение каких-либо практических нужд людей. Например, для того чтобы хорошо учить и воспитывать людей, надо знать их возрастные особенности. Известно, что в подростковом возрасте обострено стремление к самостоятельности, желание казаться взрослым; с этим связаны обидчивость при замечаниях и другие типичные явления. В младшем школьном возрасте ребенок еще плохо управляет своим вниманием и т. п. Организуется специальное изучение возрастных особенностей личности, памяти, внимания, мышления и т. п. В результате копится полезная информация для проведения разработок.

Другой пример. Чтобы обеспечить строительство новыми материалами, надо изучить механические, теплоизоляционные, звукоизоляционные и другие свойства многих веществ, еще не применявшихся в строительной практике. С этой целью изо дня в день проводятся испытания материалов на сжатие, растяжение, излом, определяются их выносливость к воздействию среды, атмосферных явлений и другие характеристики. Составляются соответствующие таблицы. Анализируются причины неблагоприятных показателей, делаются предположения о путях их улучшения и снова проверяются испытаниями. В результате накапливается полезная информация, на основании которой выполняются последующие разработки и вырабатываются практические рекомендации.

3. Целенаправленное фундаментальное исследование, не связанное с задачей ближайшего практического применения его результатов. Работники науки получают задание расширить знания человечества в определенной области — в области некоторых свойств твердого тела, плазмы, в области определенных экономических явлений и закономерностей и т. д. Исследователь и здесь не имеет полной свободы в выборе объекта, — он должен изучать определенную область явлений в соответствии с утвержденной государственной программой.

4. Свободное теоретическое исследование. Об этом подробно мы не будем говорить, потому что эта группа работ, в отличие от предыдущих, имеет

81

не коллективно организованный, а индивидуальный характер, и работы этой группы нельзя свободно выбирать. Человек, имеющий необходимый опыт и творческий потенциал, много лет успешно работавший в науке, удостаивается обществом права на такую деятельность.

В отношении профессий как в науке, так и в искусстве особенно справедлива пословица (вообще-то справедливая для любой области деятельности): «Не место красит человека, а человек место».

Общая характеристика специальностей типа «человек — знаковая система». Знак — воспринимаемый объект, являющийся представителем, заместителем какого-либо другого объекта (предмета, явления, процесса). При этом мы отвлекаемся от самих по себе физических, химических, механических свойств предмета, оказавшегося знаком, а думаем о том, что он заменяет, олицетворяет. Когда мы читаем слова в книге, нас не интересует, что буквы — это сложные пятна типографской краски; нам важно, что́ они обозначают. Когда раздается школьный звонок (это знак начала или конца урока), мы думаем не о самом по себе звуке, а о его значении («пора идти в класс»). Книги, выставленные в витрине (даже если они не настоящие, а макеты), — знак того, что здесь книжный магазин, и т. п.

Мы встречаемся со знаками чаще, чем это обычно можно подумать. Устный язык, речь, письменность, письменная речь, цифры, математические выражения, формулы, химические символы, ноты, деньги, схемы, графики, рисунки, фотографии, многие жесты, мимика (улыбка, нахмуренные брови и т. п.) — все это знаки и их совокупности (системы).

Множество взаимосвязанных знаков называется знаковой системой.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым предметом, то есть знаки условные, отвлеченные (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, выражающие прочность опор моста, не похожи на сами эти опоры и т. п.). Поэтому нужны и особые склонности погружаться в мир условных знаков, отвлекаться от собственных предметных свойств и сосредоточиваться на работе со знаками, на тех сведениях, которые они всегда несут с собой.

82

При работе со знаками, как и при работе со всякими объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков и знаковых систем.

Упражнения. 1. Узнайте и опишите содержание работы бухгалтера (школы или другого учреждения — по выбору). Составьте классификационную формулу данной специальности.

2. Начертите по образцу схемы 6 бланк и в соответствии с принятой классификацией распределите (впишите) специальности, описанные в § 17.

Если вам известны другие специальности рассматриваемого типа, попытайтесь написать их классификационные формулы и занести в бланк. Сохраните бланк для дальнейшей работы.

§ 18. Специальности типа „человек — человек“ (социономические)

Продавец. Продавец практически доводит товары до потребителя. В зависимости от товара различают ряд специализаций, например продавцы гастрономических, мясных, рыбных, текстильных, швейных изделий, головных уборов, мехов, обуви. Основной объект труда — люди; их надо обслужить. Одна из сложностей профессии состоит в том, что приходится поминутно вступать в контакт со многими и очень разными людьми. Одни ворчливы, другие нерешительны в выборе, третьи плохо знают о новых товарах и ищут фактически устаревшие.

Продавец, как и любой работник сферы обслуживания, должен уметь не относить к себе лично реплики, ядовитые замечания отдельных людей, он должен смотреть на них как на сложные реагирующие аппараты и оставаться спокойным, вежливым, тактичным, деловитым. Это не всякому удается, здесь нужен своеобразный талант.

Кроме того, продавец должен не только уметь на глаз, на ощупь или по вкусу, запаху определить все тонкости качества разнообразных товаров (товароведение), не только правильно и быстро считать, умело и красиво демонстрировать (выкладывать) товар, но и независимо от личных симпатий помочь покупателю в выборе товара и приветливо вручить его. Во многих случаях (особенно в работе продавцов продовольственных товаров) нужна хорошая ручная «умелость» (точность, быстрота движений, действий).

83

Работа идет обычно в условиях торгового зала магазина.

Официант. Человек пришел в кафе, ресторан, чтобы отдохнуть, отвлечься на время от трудовых забот, встретиться с друзьями, а не только для того, чтобы пополнить запас белков, жиров и углеводов. Официант должен создать обстановку гостеприимности, уюта, а не просто принести заказанные блюда и убрать посуду.

Именно поэтому обслуживание человека, а не сама по себе транспортировка блюд и напитков, составляет сущность работы официанта. (Но следует заметить, что в ходе обслуживания потока посетителей ему приходится перенести за смену в общей сложности более двух тонн хрупких грузов и пройти иногда до тридцати километров; поэтому задача «принести — унести» иногда может осознаваться как главная и единственная в работе официанта.)

Посетители могут быть и раздражительными, нетерпеливыми, и чванливыми, высокомерными, и просто невежливыми. Один из элементов искусства официанта — не снижаться в своем поведении и высказываниях до уровня малокультурного посетителя, быть неизменно сдержанным, вежливым, находчивым и деловитым, всем своим поведением преподавать своего рода урок культуры общения. Это не очень легко.

Далее, хорошо обслужить посетителей — это значит; красиво оформить стол, вовремя подать нужные блюда, хорошо спланировать свои действия.

Работа выполняется обычно в закрытом, часто шумном помещении. Официант должен быть физически здоров, крепок, вынослив; в сущности, это скорее мужская, чем женская (и, во всяком случае, не легкая) профессия.

Медсестра (общего профиля). Наблюдает за состоянием и поведением больных (для доклада врачу), практически выполняет некоторые диагностические и лечебные назначения врача: измеряет температуру, организует сдачу больными объектов для лабораторных анализов (мокроты, мочи, кала, крови и т. п.), дает лекарства и следит за их приемом; выполняет многие лечебные процедуры (впрыскивание, компрессы, банки, перевязки: и т. п.).

Больной человек, являющийся объектом ухода, отличается от здорового не только физическим состоянием, но и настроением, характером общения; он может быть

84

взволнован, капризен, подавлен или агрессивно-раздражителен. Медсестра должнауметь не относить все эти реакции больных к себе лично, она должна оставаться спокойной и деловитой, от нее требуются терпеливость, наблюдательность и человечность. Больные могут находиться в крайне тяжелом состоянии; они не только выздоравливают, но и умирают, несмотря на все принятые меры. Излишне чувствительные, впечатлительные, нервно-неустойчивые и неуравновешенные люди не подойдут к данной специальности.

Вещественные орудия труда медсестры сами по себе обычно не сложны и овладение ими доступно каждому. Основную роль в работе медсестры играют не вещественные, а функциональные орудия (правила служебного поведения и ручная умелость). Условия труда — это обычно условия поликлиники, больницы; естественно, что есть работа и в ночную смену.

Следует заметить, что в зависимости от профиля специализации существуетнесколько видов медсестер — хирургическая, палатная, патронажная, диетическая, а также сестра-воспитательница детских яслей и детских домов.

Экскурсовод. Если продавец или официант доводит до потребителя материальные ценности, то экскурсовод — так называемые духовные (разного рода информацию). Экскурсовод встречается с постоянно меняющимся кругом людей, очень разных по уровню подготовленности. Содержание беседы-экскурсии готовится заранее (более того, подготовленная беседа обсуждается специалистами, подправляется и идет в работу лишь после одобрения группой специалистов); несмотря на это, экскурсовода не всегда можно заменить переносным магнитофоном. Магнитофон, воспроизводящий стандартный текст, может лишь иногда послужить вспомогательным средством, облегчающим работу экскурсовода. У участников экскурсии возникают самые неожиданные вопросы, на которые нужно не только правильно, но и убедительно, доходчиво отвечать. Участники экскурсии могут иметь очень разные и в том числе неправильные взгляды, убеждения по поводу тех или иных исторических, художественных, архитектурно-строительных и других ценностей; в ходе экскурсии могут возникать «микродискуссии». Экскурсовод должен на основе хорошего понимания обслуживаемых людей и на основе совершенного

85

владения разнообразными и обширными знаниями по предмету экскурсии вносить ясность в обсуждаемые вопросы.

Экскурсовод должен иметь хорошие речевые данные быть уравновешенным, вежливым, общительным, отличаться высокой готовностью вступать в речевое общение; хмурый, неразговорчивый или ненаходчивый в ответах человек, а также пытающийся взять тон «начальника» снисходительного «покровителя», поставить себя над окружающими или человек болезненно самолюбивый не подойдет для данной работы.

Микроклиматические условия труда — в пределах обычных бытовых норм.

Общая характеристика специальностей типа «человек — человек». Среди работ типа «человек — человек» можно выделить такие, где решаются познавательные (гностические) задачи. Так, в работе следователя главное — дознаться, выяснить имевшие место события, мотивы поступков людей и т. д. В работе инспектора, проверяющего работу коллектива, главное — точно выявить: существующую картину жизни и работы людей. Это специальности класса «Г». В других профессиях гностическая и оперативно-исполнительская деятельность тесно слиты. Руководитель производственной бригады или учитель в ходе работы то разбирается в обстановке, то принимает меры по исправлению недостатков и т. д. В свою очередь, гностико-оперативные профессии (класс «П», а при высоком уровне новаторства, творчества — класс «И») можно делить на два подкласса — работы по управлению людьми и работы по обслуживанию людей. Например, работа продавца обязательно требует взаимодействия с людьми, но задача здесь в том, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В работах же по руководству, управлению основная задача — понять общественные цели и направить усилия людей на их достижение.

Работы по управлению можно также подразделить на два рода: а) в основном руководство людьми, организация их действий, б) в основном обучение, воспитание. (Мы говорим «в основном», так как задачи управления и воспитания тесно переплетаются между собой.)

Среди подкласса работ по обслуживанию можно выделить, далее, информационное (сообщение справочных, научных, политических сведений и т. д.) и материальное

86

обслуживание — торговое и бытовое. Медицинское обслуживание занимает особое, промежуточное положение между материальным и информационным.

Работы, должности, связанные с руководством и управлением людьми, регулированием их поведения, встречаются во всех областях человеческой деятельности. Отдельные примеры должностей этого рода: старшая машинистка в машинописном бюро, милиционер-регулировщик, бригадир слесарей, трактористов, полеводов и т. д., старший бухгалтер, мастер производственного участка в цехе, начальник цеха, ведущий (групповой) инженер, председатель колхоза, директор предприятия или учреждения, судья и т. д.

Как видим, среди должностей, работ по управлению, руководству имеются существенно различные их виды. Разница состоит в том, что одни работы требуют меньшей подготовки, опыта, знаний, другие — большей; одни связаны с руководством малыми группами людей, другие — большими, даже необозримыми массами; одни требуют принятия несложных решений, другие — очень сложных и ответственных, подчас определяющих судьбу многих людей. Но все же во всех этих работах есть общее — взаимодействие с людьми и именно управление ими, регулирование их поведения, и это требует того или иного развития организаторских способностей, навыков.

Поскольку рассматриваемый тип профессий охватывает чрезвычайно широкий диапазон требований к работникам, целесообразно распределить соответствующие работы по уровням сложности.

Первый уровень. Требуются некоторые навыки работы с людьми (в пределах того, что дают житейский опыт и общественно-организаторская работа в школе), некоторая специальная подготовка (обучение от нескольких дней до одного-двух лет, в зависимости от сложности специальности) и некоторый стаж практической работы (работа на контрольно-пропускных пунктах, руководство небольшими группами людей, выполняющих несложные работы).

Второй уровень. Требуются некоторые навыки работы с людьми в сочетании со средним специальным образованием (обучение 2—4 года) и некоторым стажем успешной практической работы по специальности (руководство небольшими подразделениями предприятий и учреждений).

87

Третий уровень. Требуются опыт успешной работы с людьми в сочетании с высшим специальным образованием (4—7 лет) и некоторый стаж успешной работы по специальности (руководство крупными подразделениями предприятий, учреждений).

Четвертый уровень. Нужны специальная подготовка в области научных основ руководства людьми, опыт успешной организаторской работы, многолетний опыт успешной работы в той или иной области, связанный со значительным общепризнанным личным вкладом к в дело (руководство предприятиями, учреждениями).

Пятый уровень. Нужны всесторонняя подготовка в области научного руководства социальными процессами, многолетний опыт организаторской работы со все возрастающим успехом, широкий научно-политический кругозор и всесторонняя, глубокая ориентировка во всех областях жизни внутри страны и на международной арене (руководство народным хозяйством и его отраслями).

Особенность большинства работ, должностей, связанных с руководством большими группами людей, состоит в том, что соответствующие профессии обычно не выбирают так же свободно, как многие другие. Этих должностей люди, как правило, удостаиваются, если они этого заслужили своим успешным трудом и умелым взаимодействием с коллективом. Вот почему у нас пока нет специальных учебных заведений обычного типа, которые готовили бы только «руководителей» и в которые можно было бы поступить сразу после окончания общеобразовательной школы (хотя, конечно, есть система повышения квалификации руководящих кадров).

Выбирая профессию, специальность, нецелесообразно ориентироваться на работу руководителя, это не должно быть самоцелью. Люди, стремящиеся к «руководительству» как таковому (стремящиеся что-нибудь возглавить, кем-нибудь командовать) раньше, чем они приобрели; какую-либо конкретную специальность и внесли значительный личный вклад в то или иное дело, обычно оказываются «пустоцветами». Напротив, если человек является хорошим специалистом в какой-либо области, то рано или поздно начинают у него учиться, становятся его последователями, учениками, и он оказывается фактически организатором, руководителем некоторого коллектива.

88

Следует также помнить, что социально-трудовое продвижение человека, его карьера вовсе не обязательно предполагает занятие все новых и более высоких организаторских постов. Возможен и другой путь — совершенствование мастерства (как организаторского, так и специального) на одном определенном посту. Именно таким путем шли многие известные герои труда.

Примеры работ, должностей педагогического профиля: школьный учитель, воспитатель дошкольного учреждения, детского дома, работник детского внешкольного учреждения (Дома пионеров и т. п.), мастер профтехучилища, спортивный тренер, преподаватель музыкальной школы, среднего или высшего специального учебного заведения.

Очевидно, что специальности этого рода требуют, с одной стороны, психолого-педагогической подготовки (как теоретической, так и практической), и с другой — специальной (относящейся к той области, которой нужно обучать). Например, спортивный тренер — это и педагог, и спортсмен; воспитатель суворовского училища — и педагог, и военный специалист; школьный учитель — и педагог, и специалист в какой-то области знания (математика, русский язык, география, история и т. д.).

Психолого-педагогическая подготовка обязательно должна быть на уровне высшего или, в крайнем случае, среднего специального образования (университет, педагогический институт или педагогическое училище). Так же как управление автомобилем, трактором не может быть доверено человеку, не изучавшему технику, так и воспитание и обучение нельзя доверять человеку, не изучавшему физиологию, психологию, педагогику, обществоведение. Поэтому если бы мы захотели выделить некоторые уровни сложности воспитательско-педагогических должностей, то среди них не оказалось бы слишком простых по степени требуемой подготовки, опыта.

Для успешного выполнения работ этого типа наряду со специальными способностями к той или иной области практики, науки или искусства и интересом к делу воспитания нужны также педагогические способности. Они сложны и разнообразны. Не случайно говорят, что педагог — это и автор, и режиссер, и актер.

Очень важную и все возрастающую роль в обществе играют представители профессий сферы обслуживания. Если в сфере материального производства создаются

89

вещественные ценности, в сфере духовного производства — теоретические и художественные ценности, то специфической ценностью, которая создается в сфере услуг, являются полезные действия, направленные на удовлетворение потребностей и нужд людей. Работники сферы обслуживания как бы ставят точки над «i» в сфере материального и духовного производства, а именно: а) доводят до потребителей плоды материального и духовного производства, организуют и обслуживают сам процесс потребления материальных и духовных благ; б) создают условия для хорошего отдыха, разумного проведения досуга трудящихся.

Именно это составляет ценность и смысл труда продавца, библиотекаря, почтового работника, официанта, парикмахера, журналиста, работника радио, телевидения, клуба и многих других.

Одной из типичных для сферы материального обслуживания является работа продавца (гастрономических или мясных и рыбных товаров, текстильных или швейных изделий, головных уборов и мехов или обуви). Типичной для сферы информационного обслуживания является, например, работа в справочных бюро, библиотеках, парках, театрах, на стадионах. Обычно в связи с этим говорят о сфере «культурного» (культурно-просветительного), а не «информационного» обслуживания. Однако понятие «культура» распространяется не только на духовное, но и на материальное производство. Ограничение содержания слова «культура» лишь областью литературы, искусства и т. д. есть прочно бытующий в нашем языке, но вредный пережиток, отражающий буржуазно-интеллигентское понимание культуры. Культура в строгом смысле слова — это совокупность всех достижений человечества (в материальном и духовном производстве, в организации общественной жизни). Поэтому то, что обычно именуется сферой культурно-просветительного обслуживания (театры, библиотеки и т. п.), есть особая разновидность информационного обслуживания. Специальности сферы обслуживания очень разнообразны.

Важная общая особенность специальностей типа «человек — человек» состоит в том, что они имеют как бы сдвоенный предмет труда. С одной стороны, главное их содержание составляет взаимодействие между людьми. Если оно не ладится, то не ладится и работа. Если

90

у руководителя или пропагандиста-агитатора не налаживаются взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит или которых убеждает, значит нет самого главного в работе.

Но, с другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека и специальных знаний, умений, навыков в какой-либо области производства, науки, техники, искусства и т. д. Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы, чтобы правильно пони мать действия работников. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Ча сто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору за вода не надо быть лучшим слесарем-лекальщиком, директор школы не может и не должен знать все учебные предметы столь же досконально, как учитель-предметник. Но специфику труда подчиненных руководитель должен хорошо себе представлять.

Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми материальными и духовными ценностями, которые он доводит до потребления, и должен хорошо знать специфику и все тонкости этих ценностей. Об особенностях профессиональной подготовки работников педагогического фронта мы уже говорили.

Профессии и специальности типа «человек — человек» требуют, таким образом, двойной подготовки — «человековедческой» и еще некоторой специальной.

Надо помнить, что в практике профессионального обучения часто на первый план выступает именно эта специальная подготовка, а вторая иногда упускается из вида. Выпускник техникума или технического вуза будет, возможно, на производстве руководить людьми, а психологию и производственную педагогику, приемы руководства людьми он обычно не изучает. Но все это не меняет сути дела, а именно того, что главный объект труда руководителя, учителя, работника сферы обслуживания — человек.

Упражнение. Начертите по образцу схемы 6 бланк и в соответствии с принятой классификацией распределите (впишите в бланк) специальности, описанные и прокомментированные в § 18. Сохраните бланк для дальнейшей работы.

91






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.