Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о действии. Виды действий






Итак, выше мы рассмотрели основные особенности действия как элемента деятельности человека. Действие — совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей цели.

Упражнение (контрольно-обучающее). Справа в рамке вписаны признаки понятия «Действие».

Признаки понятия «Действие»
1. Совокупность процессов познания и исполнения.
2. Направленность (наличие мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели.

Если все они присущи тому или иному явлению, то его можно считать действием; если хотя бы один признак не подходит, то это не действие, а что-то другое. Разберитесь в следующих примерах и определите, в каких случаях речь идет о действиях, а в каких — нет.

1. Человек, нечаянно прикоснувшись к горячему утюгу, вздрогнул и резко отдернул руку. (Увидев утюг, воскликнул: «А! Вот оно что!») Действие ли это?

2. Чтобы выбрать себе будущую профессию, старшеклассник, посоветовавшись с классным руководителем, завел себе специальную тетрадь. Первую страницу отвел под краткий алфавитный словарь названий тех профессий, с которыми он будет постепенно знакомиться; далее изложил пункты программы ознакомления с профессиями, выписал литературу о профессиях, затем пошел в библиотеку, взял одну из соответствующих книг и стал читать. Действие ли это?

3. Первоклассник, недавно научившийся писать палочки, крючки и кружочки, получает задание написать букву «а», используя имеющийся опыт. Он выводит по данному учителем образцу эту букву. Совершает ли он действие?

4. Старшеклассник пишет сочинение на тему «Кем быть?», и уже первая строка у него составила несколько

96

десятков букв. Значит ли это, что он совершил столько же действий, сколько написал букв?

5. По заданию учителя ученик складывает «в уме» два числа и получает результат. Действие ли это?

6. По заданию преподавателя ученик отличает на глаз и на ощупь латунную пластину от медной и бронзовой. Действие ли это?

7. Ученик обнаруживает дома в своей сумке нечаянно прихваченный учебник товарища. (Без этого учебника товарищ не сможет подготовить задание на завтра.) Ученик откладывает интересное занятие и быстро относит учебник товарищу. Действие ли это?

8. Электронно-вычислительная машина умножает одно число на другое и выдает произведение. Действие ли это?

Ответы и пояснения.

1. Здесь есть процессы познания (кожное ощущение от горячего предмета) и исполнения (отдергивание руки, биологическое значение которого сохранить организм от опасного воздействия), но нет осознанного образа будущего результата — цели. Человек вначале рефлекторно отдернул руку, а после сообразил, что́ с ним произошло. Это защитное движение по механизму врожденного (или приобретенного в раннем детстве) оборонительного рефлекса, но не действие.

2. Здесь есть совокупность процессов познания, ориентировки и исполнения, а также направленность на достижение очень большой и важной цели. Но это уже не действие, а целый ряд действий, ибо указанной большой цели подчинен целый ряд более частных и близких целей (посоветоваться с классным руководителем, завести тетрадь, предусмотрев в ней некоторые разделы, пойти в библиотеку, прочитать книгу). Границей действия является осознанная цель. От первой цели до второй — одно действие, от второй до третьей — другое действие и т. д.

3. Процессы познания здесь налицо — ученик следит, чтобы не было существенного рассогласования между образцом и результатом его собственных усилий (чтобы не «заехать» за линию, чтобы было нужное закругление и т. п.). Процессы исполнения очевидны. Направленность на достижение именно ближайшей доступной цели налицо. Значит это, бесспорно, действие.

4. Нет. Для старшеклассника, в отличие от первоклассника, написание отдельной буквы не связано с

97

постановкой отдельной цели. Процесс письма настолько автоматизирован (привычен), что ученик уже не думает об отдельных буквах, написание буквы перестает для него выступать как отдельная цель. А если нет цели, то нет и действия, хотя есть движения. Таким образом, надо в каждом случае специально разбираться, является ли данное явление поведения именно сознательным действием или уже вошло в число автоматизированных элементов деятельности. Действия по мере их повторения автоматизируются. Благодаря этому человек ставит все новые, все более сложные цели и овладевает все более и более сложными видами действий — от написания палочек и крючков или раскалывания орехов до решения замысловатых задач и изготовления сложных орудий труда и ценнейших предметов потребления.

Изучая физику, химию, биологию, вы привыкли к достаточно постоянным, малоизменчивым явлениям: вода, или камень, или животное относительно долго (хотя и не вечно) остается самим собой. Изучая вопросы деятельности и поведения, важно привыкнуть к мысли, что это мир очень изменчивых явлений, более трудно поддающихся строгому изучению.

5. Да. Действия могут быть не только двигательными, но и умственными. Ориентировочная и исполнительная часть здесь скрыты от наблюдения («внутреннее» действие).

6. Да. Действия могут быть также и перцептивными1 (различение, опознание). Исполнительная часть здесь — движения глаз, ощупывание, а также принятие решения.

7. Да. Действия, в которых выражается отношение к людям, образу их поведения, жизни, взглядам, отношение к коллективу, обществу, его идеологии, законам (правилам поведения), называются поступками.

8. Нет. У машины нет мотивов и осознанной цели. Следовательно, она не совершает действий в принятом нами значении этого слова. Выражения «машина действует», «вулкан действует», «механизм действует» употребляются и должны пониматься как образные высказывания (вроде таких: «дыхание пустыни», «угрюмое молчание леса» и пр.).

98

В целом действия в зависимости от особенностей их целей делятся на следующие виды:

1. Двигательные действия. Цель — обеспечить удержание или перемещение какого-либо внешнего объекта своего тела, то есть, обобщенно говоря, решить двигательную задачу. Этот вид действий наиболее широко представлен в спорте, в профессиях, связанных с применением ручных орудий труда, машин с ручным управлением (см. § 9 I части книги).

2. Гностические действия. Цель — узнать, распознать, запомнить, удержать объект рассмотрения в поле ясного сознания, сделать вывод, сравнить два предложения. Обобщенно говоря, решить задачу на распознавание, узнавание, запоминание, выяснение причин и предвидение.

В соответствии с этим среди гностических действий можно выделить: а)перцептивные — рассмотреть расслышать, определить на ощупь, на вкус, по запаху и т. п. Этот вид действий наиболее широко представлен в таких специальностях, как контролер-приемщик готовой продукции, товаровед-бракер и т. п. (специальности класса «Г», § 8 I части книги); б) мыслительные (их называют также умственными, логическими, интеллектуальными) — вывести новое знание из известного, сделать вывод (помножить число на число, определить подлежащее в предложении; сообразить, какую одежду надеть в зависимости от изменившейся погоды, какой резец применить для обработки данной детали; определить наилучший вариант раскроя ткани, наилучший режим обработки изделия и т. п.). Этот вид действий, как и любой другой, нужен в каждой работе, но особенно широко и в наиболее чистом виде эти действия представлены в специальностях класса «И» (§8 I части книги).

3. Социально-коммуникативные действия (связанные с взаимоотношениями, взаимодействием с людьми):

а) поступки (действия, в которых сознательно выражается положительное или отрицательное отношение человека к правилам поведения, законам, целям, признанным в данном коллективе, обществе);

б) коммуникативные действия (установление и поддержание контактов, знакомств, обмен сведениями или материальными предметами);

в) организующие действия (приказ, команда, совет, просьба, разъяснение, указание, одобрение, порицание);

99

г) обслуживающие действия (полезные действия по удовлетворению тех или иных потребностей людей).

Этот вид действий играет особую роль в специальностях типа «человек — человек» (§ 6—7 I части книги).

Упражнение. Самостоятельно придумайте, опираясь на имеющийся у вас опыт, примеры, иллюстрирующие следующие виды действий:

1. Двигательное действие (укажите, в чем состоят его (гностическая и исполнительная части).

2. Мыслительное действие.

3. Перцептивное действие (постарайтесь указать, в чем состоит его настроечно-двигательная часть).

4. Поступок (опишите не только его внешнюю поведенческую часть, но и внутреннюю — побуждения и рассуждения человека, сопутствующие поступку).

Проконсультируйтесь (по поводу придуманных примеров) с преподавателем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.