Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и мотивы






Теперь разберемся в том, что вы делали. Перед вами была цель. В данном случае она была сформулирована в виде предложения: «попасть из исходного положения с закрытыми глазами кончиком карандаша в нулевую точку», и вы об этом знали, помнили это, держали это требование, этот образ точного попадания «в уме». В других случаях цель может быть не в виде четкого словесного предложения, а в виде более или менее расплывчатой мысленной наглядной картины желаемого будущего (учащийся мысленно представляет себя опытным работником в какой-либо области, победителем спортивных соревнований или человеком, заслуживающим одобрения окружающих, и т. п.).

Цельпредставление о будущем результате деятельности или представление о том, что нужно делать для достижения этого результата (или то и другое вместе).

Но вы могли добиваться или не добиваться этой цели, Могли хотеть или не хотеть этого результата. Что-то побуждало вас не сидеть сложа руки, а совершать попытки получить этот результат. У вас было побуждение, мотив. Это могло быть желание проверить точность своих движений, желание узнать, какая рука у вас точнее — левая или правая; это, далее, могло быть желание хорошо освоить первый параграф данной части книги, посвященной в целом важному для вас вопросу о выборе жизненного пути. У вас могло быть какое-либо не предусмотренное в данном тексте желание или одновременно было несколько побуждений. Мотивы — переживания, побуждающие к той или иной форме поведения.

93

Одно и то же внешнее поведение может иметь совершенно разные мотивы. Читать книгу можно потому, что: а) «задали», или б) «интересно», или в) «другие-то прочитали, а я что отстаю?», или г) «от нечего делать». Действие, как и поведение в целом, может побуждаться одновременно несколькими мотивами. Ученик выполняет учебное задание и ради того, чтобы не отстать от других, и чтобы узнать новое, и чтобы не огорчить близких низкой оценкой, и чтобы подготовить себя к будущей самостоятельной жизни.

Ближайшая цель может быть сама по себе непривлекательной или даже неприятной, но все же осуществляться ради другой, более отдаленной, но более привлекательной цели. Например, ученики решили сделать волейбольную площадку, но для этого надо было очистить от грязи и мусора пустырь. Хотя сама по себе задача очистки непривлекательна, но ученики энергично, дружно и весело взялись за дело. Основным мотивом здесь оказался тот, который связан с более далекой целью.

Мотив узнается по тому, ради чего человек предпринимает усилия, а цели узнаются по тому, что он делает.

Упражнение. Приведите три примера своих целей. Укажите соответствующие им мотивы. Постарайтесь указать, какие другие мотивы возможны при достижении таких целей. Какие из возможных мотивов должны быть отвергнуты и по каким соображениям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.