Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентировка и исполнение






Вернемся к опыту, приведенному в § 1. На первый взгляд, единственное, что вы делали в этом опыте, — это движения. Но это не так. Движения — это только исполнительная часть вашего поведения, а была еще так называемая ориентировочная (гностическая). А именно, когда вы смотрели на точку и кончик карандаша, то оценивали расстояние между ними и «не позволяли своей руке» ставить карандаш на бумагу, пока это расстояние не становилось ничтожно малым. Иными словами, вы ориентировались в той обстановке, в которой вам приходилось действовать. Когда же глаза были закрыты, вы ориентировались в обстановке (т. е. оценивали расстояние между нулевой точкой и концом карандаша), опираясь уже на работу не глаз, а тех органов чувств, которые находятся в мышцах, сухожилиях, суставных сумках. Эти органы обеспечивают так называемое

94

«мышечное чувство» — знание о степени напряжения мышц, о положении рук, ног (и всех органов движения).

При ознакомлении с профессиями очень важно выделять и различатьисполнительную и ориентировочную части поведения работника.

Исполнительная часть обычно более заметна, «бросается в глаза», а о существовании ориентировочной (гностической) можно и не догадаться. Однако именно от точной ориентировки в обстановке зависят правильность, точность, разумность исполнительных движений.

Упражнение. Выделите и возможно подробнее опишите: а) ориентировочные и б) исполнительные элементы поведения в каждом из следующих примеров:

1. Ученик в мастерской распиливает деревянную доску вдоль волокон по предварительно нанесенной карандашом черте.

2. Спортсменка удерживает неподвижную позу, равновесие, стоя на гимнастическом бревне.

3. Радиослушатель настраивает аппарат на наиболее удобную для него громкость звучания.

4. Турист варит картошку «в мундире».

Пояснения к примерам (ответы)1:

1. а) ученик видит, насколько отклоняется полотно пилы от черты; посредством мышечного чувства он улавливает отклонения станка пилы от нормального положения, сопротивление материала;

б) подает пилу от себя и к себе, совершает корректирующие (исправляющие) движения, чтобы сохранить нормальное положение полотна и станка пилы;

2. а) посредством мышечного чувства спортсменка улавливает малейшие отклонения тела от требуемого (устойчивого) положения;

б) совершает точно дозированные (обычно незаметные со стороны) корректирующие движения, направленные против начинающегося отклонения тела;

3. а) радиослушатель определяет на слух громкость звучания репродуктора («нравится — не нравится»);

б) поворачивает в ту или иную сторону регулятор громкости плавными движениями;

4. а) турист пробует каким-либо твердым предметом (ножом, острой палочкой, зубами и т. п.) картошку и,

95

опираясь на мышечное чувство, приходит к выводу, достаточно ли она мягкая; он принимает во внимание также время варки, вид разрезанной картошки, вкус ее;

б) все движения, обеспечивающие поддержание огня в очаге, снятие пробы.

Упражнение. Разберите, в чем состоит цель и какие возможны мотивы поведения в каждом из примеров предыдущего упражнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.