Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности взаимодействия с клиентом в индивидуальной психокоррекционной работе.




Специфика индивидуальной работы с клиентами в психокоррекционной практике. Цели и задачи психологической коррекции. Индивидуальная психокоррекция -обоснованное воздействие психолога на дискретные хар-ки внутреннего мира чел-ка. Осн.цель психокоррекции -активизация ресурсов и приведение личности в состояние соответствующее норме, которое определяется исходя из возрастных и культурных особенностей клиента и субъективной реальности. Основной инструмент психокоррекционного воздействия – психолог. Объект-клиент. Запросы: 1)Изменение сит-ции; 2)Изменение себя для изменения какой-то ситуации; 3)Выход из сут-ции; 4)Нахождение новых способов жизни в данной сит-ции. Психокоррекция воздействует на 3 сферы: когнитивную, эмоциональную, поведенческую.При работе в каждой из сфер имеются свои задачи. Условия проведения индивидуальной психокоррекции: добровольное согласие клиента, доверие клиента к специалисту, активность клиента в процессе реализации психокоррекционных задач. Показания индивд-ной психокоррекции: желание клиента; проблемы личного хар-ра; отказ клиента; высокий уровень заторможенности; острое состояние горя. Противопоказания индивидуальной психокоррекции: возбудимость; недостаточный уровень интеллектуального развития; низкие моральные нормы. Эффективность индивид-ной психокоррекции обуславливается: личностными кач-вами психолога, сложившимися отношениями между психологом и клиентом; адекватность выбранной позиции спихолога по отношению к клиенту; способами конструирования сообщений специалиста; апелляция. Осн.стадии психокоррекции: заключение контракта; исследование проблем клиента; поиск способов решения проблемы; формирование психокоррекционной программы; реализация программы; оценка эффективности программы.

.Эффективность и результаты индивидуальной психологической коррекции. Методы воздействия в рамках индивидуальной психологической коррекции. Психол. коррекция - деятельность специалиста, направленная на «исправление» особенностей психического развития клиента, не соответствующих норме. По Г.С.Абрамовой индивидуальная психологическая коррекция—обоснованное воздействие психолога на дискретные хар-ки внутреннего мира человека. Основная цель психокоррекции — активизация ресурсов и привидение личности в состояние нормы, кот. определяется исходя из возрастных и культуральных особенностей клиента, и его субъективной реальности. Основным инструментом психокоррекционного воздействия выступает психолог, а коррекционный процесс протекает в паре психолог—клиент. Все запросы клиентов могут быть сведены к 4 основным стратегиям их отношения к сложившейся ситуации: 1) изменение сит-ции; 2)изменение себя для изменения сит-ции; 3) выход из сит-ции; 4) нахождение новых способов жизни в данной сит-ции. Индивидуальная психокоррекция может проводиться при соблюдении ряда условий: добровольное согласие клиента на получение психол. помощи; доверие клиента специалисту; активность клиента в процессе исследования проблемы, формирования и реализации коррекционной программы. Эффективность индивидуальной психокоррекции определяетс я: 1)личностными качествами психолога (соц. статус, обаяние, интеллектуальное развитие, воля, характер); 2) сложившимися отношениями между психологом и клиентом (доверие, авторитарность специалиста, зависимость клиента от специалиста); 3) адекватностью выбранной позиции психологом по отношению к клиенту; 4) способами конструирования сообщений специалистом (уровень аргументированности, логика, апелляция к чувствам). Возможные результаты коррекционной работы: усиление внимания клиента к собственным потребностям, переживаниям, мыслям; повышение самооценки и чувства значимости; «разрешение себе быть» (приобретение или развитие самопонимания, самопринятия); развитие стремления к самосовершенствованию; изменение отношения к себе и миру; повышение адаптивного уровня. При индивидуальной психокоррекции выбор техник осуществляется в зависимости от предпочтений специалиста, специфики личности клиента и его проблемы. Осн. методы вербального воздействия в индивидуальной психокоррекции: Убеждение — метод воздействия на сознание клиента через обращение к его собственному критическому суждению. Основа метода - отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно цели воздействия. Убеждение явл-ся составной частью любого вида психол. помощи. Переубеждение—процесс изменения, трансформации ранее сформулированного убеждения, предполагает целенаправленное, последовательное формирование убеждений, изменяющих представление клиента о сути проблемы и способах ее ‑ ­

разрешения. Внушение — целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу клиента. Основным средством внушения является речь консультанта. Невербальные факторы (жесты, мимика, действия)являются дополняющими. Внушение применяется при различных состояниях клиента: бодрствующем, состоянии естественного сна, при гипнотическом сне. В психокоррекционной практике внушение присутствует в каждой встречи специалиста с клиентом.
‑ ­. Стадии индивидуальной психологической коррекции. Основные стадии индивидуальной психокоррекции: 1)заключение контракта; 2) исследование проблемы клиента; 3) поиск способов решения проблемы; 4) формирование психокоррекционной программы; 5) реализация программы; 6)оценка эффективности.1. Заключение контракта-включает в себя предоставление клиенту специалистом информации: о целях коррекции; уровне своей квалификации; оплате; приблизительной продолжительности психокоррекции; целесообразности психокоррекции в данном конкретном случае; о существующем риске временного ухудшения в процессе психокоррекции; об условиях соблюдения конфиденциальности.2. Исследование проблемы клиента происходит в результате применения специалистом следующих методов: беседа, интервью, наблюдение, психологические тесты. На всем протяжении сессии специалист должен осуществлять по отношению к клиенту психологическую поддержку, которая является важным элементом всего процесса психологической помощи и заключается в выражении специалистом эмпатии клиенту на вербальном и невербальном уровнях.3.При осуществлении поиска способов решения проблемы необходимо выделить цепочку событий (структуру), которые привели к возникновению данной проблемы: 1)чувства, переживания; 2) цели, потребности; 3) поступки; 4) реакции других.4. В процессе формирования психокоррекционной программы необходимо прояснить для клиента как степень его ответственности при формировании, так и при осуществлении психокоррекционной программы, а также определить ресурсы клиента. Определение ресурсов клиента возможно при помощи таких методов как диалог и слушание.В основе воздействия на клиента лежат теоретические представления о норме осуществляемых действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов и целеполагания в том или ином конкретно-возрастном периоде. А коррекционная программа составляется на основе сопоставления диагностической информации с теоретическими данными о закономерностях индивидуального и возрастного развития и осуществляется с ориентацией на резервы клиента.5. Реализация программы происходит в соответствии с заключенным контрактом. На данной стадии уточняется план реализации решений и осуществляется последовательное его выполнение. В случае необходимости вносятся изменения и дополнения.6.Оценка эффективности осуществляется на основе сопоставления реально достигнутых целей с теми, которые намечены в программе.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.