Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление занятостью.






Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, ре­гиональный и локальный. В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с раз­витой рыночной экономикой.

Европейская модель предполагает сокращение чис­ла занятых при повышении производительности труда и, как следст­вие, росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспече­нии занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за со­бой увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значи­тельной части экономически активного населения. При этом безрабо­тица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование той или иной модели влияет на политику заня­тости как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополни­тельные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. При­нимаются меры по усилению роли частного сектора в решении про­блем занятости, других социальных проблем. На микроуровне прово­дится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются раз­личные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.

Существуют два основных варианта выбора средств политики за­нятости: активный и пассивный. Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование соз­дания новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору ра­бочего места через государственную службу занятости. Часто приме­няют термин — умеренно пассивная политика, которая также преду­сматривает материальную поддержку безработных, но более разнооб­разные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих госу­дарственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания эконо­мического подъема может оправдать себя только при высокой гибко­сти рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пас­сивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить ситуацию.

В соответствии с действующим законодательством о занятости на­селения государственная политика РФ в области содействия заня­тости населения направлена на:

• развитие людских ресурсов для труда;

• обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ неза­висимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

• создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека;

• поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граж­дан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

• обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обес­печению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

• предупреждение массовой и сокращение длительной (более одно­го года) безработицы;

• поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места прежде всего для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

• сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления в обеспечении занятости населе­ния;

• координацию деятельности в области занятости населения с дея­тельностью по другим направлениям экономической и социаль­ной политики;

• координацию деятельности государственных органов, про­фессиональных союзов, иных представительных органов работ­ников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспе­чению занятости населения и контроля за ними;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и мест­ных программ содействия занятости населения, учитывающих осо­бенности демографического и социально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:

• республиканская проблема занятости населения, которая содер­жит набор мероприятий, реализуемых только на уровне респуб­лики;

• областная (краевая) программа определяет мероприятия по заня­тости населения в рамках данного уровня. Например, выделение городов приоритетного развития;

• районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на реше­ние проблем отдельных участников рынка труда.

Региональное регулирование занятости позволяет учитывать мно­гие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать кон­кретные целенаправленные мероприятия по созданию условий заня­тости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и тд. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на заня­тость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение за­нятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ явля­ется мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом.

К числу разновидностей НФЗ могут быть от­несены:

• частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезон­ная, поденная, работа по контракту, временные обществен­ные работы и т.п.); занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя или более ра­ботниками);

• основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени: надомный труд; совмести­тельство (или труд на принципах двойственной занятости); гиб­кие графики труда (ГГТ) или, как иначе называют, гибкие гра­фики рабочего времени;

• самозанятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или вре­менного дохода и удовлетворения личных потребностей в само­реализации. Самозанятость является одним из важнейших на­правлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательство в сфере малого бизнеса.

Помимо рассмотренных ранее видов занятости в государст­венном и частном секторах экономики, новым явлением в сфере занятости населения является деятельность в неформальном сек­торе экономики. Международная организация труда к неформаль­ному сектору экономики относит небольшие заведения по произ­водству и продаже товаров и услуг с незначительным капиталом, низким уровнем производительности труда и нестабильной заня­тостью, обеспечивающей невысокие и нерегулярные доходы. Обычно эти заведения не учитываются статистикой, не поддержи­ваются правительством, на них не распространены система соци­альной защиты, трудовое законодательство и т.д.

Виды неформальной деятельности многообразны, основные из них:

уличная торговля; ремонтные работы; деятельность, связанная с про­граммным обеспечением компьютеров; бухгалтерские работы и секре­тарские услуги; работа по договору с предприятием формального сек­тора в ряде отраслей для снижения издержек и увеличения гибкости производства; домашние услуги и пр.

На общегосударственном уровне органы управления за­нятостью населения представлены Федеральной службой за­нятости населения России.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.