Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовые ресурсы населения и их структура.






Трудовой процесс и связанные с ним социально-эконо­мические результаты деятельности не ограничиваются собст­венно сферой производства и услуг. Экономика и социоло­гия труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Эта категория людей, а также те, кто хотел бы работать, но по различным обстоятельствам не работает, представляют собой объект, который исследует­ся такими дисциплинами, как экономика и социология тру­да. Изучение ресурсов для трудовой деятельности имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении госу­дарством соответствующей демографической политики с це­лью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости.

В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы Советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого тру­доспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работаю­щие без уважительных причин (таких, например, как инва­лидность I и II групп) считались ведущими «паразитический образ жизни» и преследовались по закону, строгий статисти­ческий учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.

Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время, хотя, как об этом будет сказано ниже, требо­вания рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления по­лезной деятельности.

Возрастные границы и социально-демографический со­став трудовых ресурсов определяются системой законодатель­ных актов. Они (границы и состав) менялись в разные пе­риоды истории нашей страны.

Так, в первой пятилетке (1929-1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К кон­цу второй пятилетки (1933 г- 1937 гг.) эта граница была по­вышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница тру­доспособного возраста — 16 лет.

Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все населе­ние может быть разделено на три группы:

• лица моложе трудоспособного возраста (в данное вре­мя — от рождения до 15 лет включительно);

• лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины от16 до 59 лет включи­тельно.

• лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.

Во-вторых, в зависимости от способности к труду разли­чают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрас­те (например, инвалиды 1 и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (напри­мер, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относятся:

1) население в трудоспособном возрасте за исключени­ем инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;

2) работающие лица пенсионного возраста;

3) работающие подростки в возрасте до 16 лет. По рос­сийскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подго­товки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и сред­них специальных учебных заведений по достиженииими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заме­няющего его лица при условии предоставленияим легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.