Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте






Проблема «кризиса» подросткового возраста. Психологические те­ории подросткового возраста. Определение границ подросткового возраста. Общая характеристика развития в подростковом возрас­те. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физи­ческого, умственного и социального развития. Социальные факторы в психическом развитии подростка. Социальная ситуация развития подростка. Ведущий тип деятельности подростка. Общение в под­ростковом возрасте. Психологические новообразования подростка. Учебная деятельность в подростковом возрасте. Формирование по­знавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Фор­мирование профессиональных интересов подростка. Самосознание подростка. Развитие познавательной сферы подростка. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Подростковый возраст занимает особое место среди других возрас­тных этапов становления личности — это критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. Его хронологические границы совпадают с обучением детей в 6-9 классах современной школы: от 11-12 до 15-16 лет.

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

Классические исследования подросткового возраста первой трети XX в. находились под влиянием биологизаторских идей. Все психоло­гические изменения, происходящие в развитии личности подростка ученые связывали прежде всего с процессом полового созревания.

Биологизаторское направление открывает теория С. Холла, которо­го называют отцом психологии переходного возраста, так как он пер­вый предложил концепцию, объясняющую стадию подросткового воз­раста. С. Холл относил подростковый возраст к эпохе романтизма в истории человечества, в соответствии с теорией рекапитуляции. Эта стадия соответствует этапу перехода от детства — эпохи охоты и соби-


               
   
 
 
 
   
   
 

 

Часть II. Особенности психического развития личности...

рательства к взрослому состоянию — эпохи развитой цивилизации. С. Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска в бун­тующем отрочестве», что связано с гормональной перестройкой орга­низма подростка и изменением его социального статуса.

Немецкий психолог и философ Э. Шпрангер рассматривал подро­стковый возраст внутри юношеского, границы которого он опреде­лял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста — собственно подростковая (ограничивается 14-17 годами). Она характеризуется кризисом, содержанием которого яв­ляется освобождение от детской зависимости. Подростковый воз­раст, по Э. Шпрангеру, — это возраст врастания в культуру. Он опи­сал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным тече­нием, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге ко­торого возникает новое «Я».

Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серь­езных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он харак­терен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисцип­лины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, — от­крытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивиду­альности.

В. Штерн выделял подростковый возраст как один из этапов фор­мирования личности. По В. Штерну, переходный возраст характери­зует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В. Штерн описывает его как про­межуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятель­ностью взрослого и подбирает для него новое понятие — «серьезная игра». Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный харак­тер, его намерения также очень серьезны. Но при этом все, что он де­лает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. О «серьезной игре», по В. Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответ­ствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами


Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 137

серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях.

Согласно взглядам В. Штерна, человек остается молодым до тех пор, пока он к чему-то стремится, пока он имеет перед собой цель, пока он знает, что за стадией, которую он достиг, есть другая — высшая. Молодой человек должен оставаться вечно ищущим, знающим, что он ищет или должен искать. В качестве наследия от юности каждый че­ловек должен перенести в период зрелости вечные стремления и иска­ния и в этом смысле оставаться вечно молодым.

Во второй половине XX в. возникает социологизаторское направ­ление, в русле которого исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростко­вый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человече­ской жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, кото­рая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутрен­ней противоречивости общественной идеологии.

Согласно другой известной научной концепции — концепции Ж. Пи­аже, в возрасте от 11-12 лет до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация — ребенок освобождается от конкрет­ной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начина­ет рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте окончательно формируется личность, строится про­грамма жизни.

В отечественных концепциях подросткового возраста, разработан­ных Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович, Д. И. Фельд-штейном, анализ психологического содержания возраста опирается на диалектико-материалистическое понимание развития.

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в пе­реходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психоло­гического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в под­ростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, от­ложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте имеют место период разрушения и отмира­ния старых интересов и период созревания новой биологической ос­новы, на которой впоследствии развиваются новые интересы, на об-


 


 

 

Часть II. Особенности психического развити я личности..

ширные большие масштабы; «доминанта усилия»- (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста — это развитие рефлексии и на ее основе — самосознания. Развитие реф­лексии у подростка не ограничивается только внутренними измене­ниями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое пони­мание других людей. Развитие самосознания зависит от культурного содержания среды.

Л. И. Божович, анализируя кризис подросткового возраста, ука­зывала на его неоднородность: он характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целепола-ганию»), а на второй фазе (15—17 лет) — осознанием своего места в будущем, т. е. рождением «жизненной перспективы»: в нее входит пред­ставление о своем желаемом «Я» и о том, что он хочет совершить в своей жизни.

Центральным моментом развития кризиса является развитие само­сознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей сторо­ны — самооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождаю­щийся целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность зна­чительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут со­мнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, по­давленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний сам подросток не понимает.

Однако не все особенности кризиса подросткового возраста связа­ны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Боль­шое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими воз­можность их реализации.

Переходный критический период завершается возникновением осо­бого личностного новообразования, которое можно обозначить как «самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества.


Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 139

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятель­ность производит «поворот» от направленности на мир к направленно­сти на самого себя. Само изменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот к себе еще более интимным. Стремление быть взрослым вызывает со­противление со стороны действительности. Оказывается, что никако­го места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается пре­обладающей, в деятельность общения.

Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В об­щении осуществляется отношение к человеку именно как к челове­ку. Как раз здесь происходит усвбение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображае­мое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно — в мысли, в мечте — проработать, проиг­рать свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно «продействова-на». Д. Б. Эльконин подчеркивал, что деятельность общения чрез­вычайно важна для формирования личности в полном смысле это­го слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесен­ное внутрь.

В основе исследования Д. И. Фельдштейна (подросткового возраста) лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности как процесс, движущей силой которого является, во-первых, разре­шение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятель­ности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых. Отсюда, как указывает автор, понятно, почему изучение смены типов деятельности позволяет выявить пути, меха­низмы становления личности в онтогенезе. Д. И. Фельдштейн выде­лил три уровня процесса развития подростка.



 

 

Часть II. Особенности психического развития личности...

1. «Локально-капризный». Стремление 10-11-летнего ребенка к са­
мостоятельности проявляется в потребности признания со стороны
взрослых его возможностей и значения, через решение частных задач
(локальный). В нем преобладают ситуативно обусловленные эмоции.
Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности
проявляется по-разному, что отражается в мотивационных структу­
рах. Они стараются получить признание самого факта их взросления,
но по-разному; у одних это выражается в желании отстоять свое право
быть как взрослые, у других — в жажде получить признание их новых
возможностей, у третьих — участвовать в разнообразных делах нарав­
не со взрослыми. Возрастающее стремление подростков основывает­
ся и на понимании ими важности выполнения конкретных социаль­
но одобряемых дел, хотя они недостаточно осознают их реальную
значимость.

2. «Право-значимый». 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяет­
ся своим участием в общих делах, решениях. У него развивается по­
требность в общественном признании, происходит освоение не только
своих обязанностей, но и прав в семье, обществе, формируется стрем­
ление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу» и
«Я должен».

3. «Утверждающе-действенный». У 14-15-летнего подростка раз­
вивается готовность к функционированию во взрослом мире, что
порождает стремление применить свои возможности проявить себя.
Осознается социальная приобщенность к обществу с реально взрос­
лой позиции ответственного человека, выполняющего серьезную со­
циальную роль, обостряется потребность в самоопределении, само­
реализации.

Изменение одного из главных показателей психического состоя­ния подростков — потребности в самостоятельности, самоутвержде­нии дает возможность раскрыть сложную динамику их поуровневого развития. Самоутверждение — это лишь один из компонентов того особого психического состояния, которое является определяющим для всего периода подросткового возраста и заключает главные тен­денции в развитии социальной зрелости растущих людей.

Подростковый возраст — переходный, прежде всего, в анатомо-фи-зиологическом смысле.

Нередко смешивают два понятия: «подростковый возраст» и «пу­бертат» (обычно так обозначают возраст до 20 лет). Однако это раз­ные понятия. Пубертат (половая зрелость) — только часть подростко­вого возраста, отмеченная резким ускорением физического развития


Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 141

и половым созреванием. Что же касается подросткового возраста, то он составляет период от начала пубертата до того момента, когда чело­век становится взрослым.

Пубертат сопровождается быстрым физическим развитием и закан­чивается половым созреванием. Это период интенсивной морфологи­ческой и функциональной перестройки организма, сложный, много­плановый процесс перехода на рельсы взрослого функционирования, идущий в двух направлениях и обозначаемый учеными в таких образ­ных выражениях, как «скачокроста» и «гормональная буря» или «эн­докринный шторм» (ТолстыхН., 1991).

Скачок роста — процесс индивидуальный. Как правило, быстрое фи­зическое развитие у мальчиков приходится на возраст от 10 до 15 лет И достигает пика примерно в 14 лет. У девочек оно начинается в проме­жутке между 7, 5 и 11, 5 годами и достигает максимума примерно в 11 лет 8 месяцев. В период самого интенсивного роста девочки прибавляют по 8, 5 см в год, а мальчики — по 10—12 см. Девочки перестают расти обыч­но в возрасте около 19 лет, а мальчики — 21-22 года, хотя и после этого многие из них могут еще чуть-чуть вытянуться.

В период усиленного роста позвоночник отстает от темпа роста тела в длину. А так как до 14 лет межпозвоночные хрящи еще не окос­тенели, позвоночник податлив к искривлению при неправильном положении тела, поэтому наибольшие нарушения осанки наблю­даются в 11-15 лет, хотя в этот же период они и легче всего устраня­ются.

В этот период идет развитие мускульного скелета по «мужскому» или «женскому» типу, черты мужественности ы женственности начи­нают просматриваться четче. С. Холлом отмечаются яркие половые различия и в развитии двигательной системы: у мальчиков на первый план выступает увеличение силы движений, у девочек — больше раз­вивается быстрота движений, улучшается координация, движения становятся более ловкими.

В подростковом возрасте вес чаще всего удваивается. Это происхо­дит за счет роста костей, внутренних органов, а также благодаря уве­личению массы мышц и жировой ткани. В период пика физического развития мальчики прибавляют в весе в среднем по 5, 6-6, 4 кг в год, а девочки — по 4, 9 кг.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Изменяется облик подростка по сравнению с ре-


 

Часть II. Особенности психического развития личности...

Второе направление реализации стремления быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отно­шении его личности, что часто приводит к возникновению конфлик­тов, если наблюдается полное расхождение в стремлении взрослого и подростка.

Если младшие подростки видят проявление своей самостоятельно­сти в делах и поступках, то старшие подростки наиболее важной сфе­рой проявления своей самостоятельности считают собственные взгля­ды, оценки, мнения: «Никто не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение»; «У меня есть свои убеждения, и я могу их отстаивать, спорить из-за них». Старшие подростки претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, чем младшие подростки: «Хочется самому находить ответы на волнующие вопро­сы». Стремление самому во всем разобраться способствует формиро­ванию нравственных взглядов и убеждений. Но надо сказать, что не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды. Подчас можно стол­кнуться с ошибочными, незрелыми суждениями.

В. А. Крутецкий приводит такие высказывания девятиклассницы: «Я знаю, что такое упрямство, и сама я очень упряма. Но бороться мне с ним очень трудно. Если даже я не права, думаю: «Как же так? Неужели чужое мнение будет торжествовать над моим собственным? Я отстаи­ваю и защищаю скорее не то, что говорю, а свое право решать дела и иметь свое собственное мнение».

Старший подросток не просто стремится, чтобы его считали взрос­лым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на инди­видуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и показное увлечение тем, что осуж­дают взрослые).

Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребно­стью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориен­тироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не явля­ется таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занять достойное место в коллективе сверстниководин из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя при­знания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступить­ся своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые рас­ходятся с его моральными установками (Фелъдштейн Д. И., 1999). Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочислен-


Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом вдзрасте 145

ные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассмат­ривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем.

Вхождение в группу сверстников А. Е. Личко назвал -«реакцией группировки со сверстниками». Уже младшие подростки тянутся к сверстникам. Но их дружеские связи во многом определяются учите­лями и родителями: их глазами ребята часто смотрят на одноклассни­ков и товарищей. У подростков на первом плане общение со сверст­никами, которое становится ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и приня­тия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выс­лушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные пробле­мы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в'своих силах, бесконеч­ные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложным^ подростковыми дела­ми, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чув­ствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. По некоторым данным, в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже родителей и совсем редко — учителей. Установлено также, что мнением классно­го коллектива очень дорожит примерно половина подростков, а мне­нием учителя только треть.

В подростковом возрасте возникает интерес к противоположному полу. У младших подростков этот интерес проявляется своеобразно и проявляется в виде «задирания» друг друга. Внешне это проявляется в дразнилках, обзывалках, подножках и т. д. Общение между мальчи­ками и девочками носит обособленный характер. В 8-9 классах появ-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.