Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте____ 129






• адекватность действий и поведения в наличных ситуациях;

• освоение и понимание групповых норм;

• способность принимать и понимать других людей.
Показателями освоения младшим школьником третьего компо­
нента модели (рефлексивных процессов) выступают:

• начальный уровень развития понятийного мышления и его на­
правленность на себя самого;

• проявление внешней рефлексии в умении взаимодействовать
с другими людьми, т. е. учитывать позицию другого;

• проявление внутренней рефлексии в оценке самого себя.
Развитию самосознания способствует продуктивная, творческая

учебная деятельность, базирующаяся на сотрудничестве ученика с учи­телем, с другими учениками и с самим собой. Она оказывает влияние на идентификацию личности не только ребенка, но и педагога, приво­дя к перестройке личностной позиции учителя и его самосознания, обеспечивая способность взрослого профессионала к диалогу, эмпа-тии и уважению к личности ученика

Становление учебной деятельности не у всех детей складывается одинаково. Имеются группы детей, испытывающих трудности в обу­чении, так называемые «группы риска», которые с трудом адаптиру­ются к обучению в школе. Дезадаптации могут подвергнуться дети, испытывающие дефицит внимания, леворукие дети, а также дети с эмо­циональными нарушениями.

У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. По­этому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.

Леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Однако леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные про­блемы при овладении учебной деятельностью.

Все же справедливым является замечание, что современные школь­ные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможность реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию.

5 Зак. 925


Тема 4. Развит ие ребенка

130__________________ Часть II. Особенности психического развития личности...

Одной из специфик детей с гиперактивным синдромом является чрезмерная активность, излишняя подвижность, суетливость, невоз­можность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперак­тивность выступает как одно из проявлений целого комплекса наруше­ний, отмечаемых у таких детей. Основной дефект — недостаточность механизмов внимания и тормозящего контроля. Подобные наруше­ния классифицируются как «синдромы дефицита внимания». Данная форма нарушения считается наиболее распространенной среди де­тей младшего школьного возраста.

Гиперактивность и недостаток внимания появляются у детей уже в дошкольном возрасте, но в этом возрасте выглядят не столь проблем­но, так как частично компенсируются нормальным уровнем развития. Однако поступление в школу создает серьезные трудности, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к разви­тию внимания.

Гиперактивные дети — это очень трудные дети, которые часто при­водят в отчаяние как родителей, так и учителей. В отношении даль­нейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте, и тогда школьная дезадаптация перерастет в социальную. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе психологу необхо­димо наладить совместную работу с его родителями и учителями.

Одним из наиболее распространенных запросов школьному психо­логу со стороны учителей, по мнению И. В. Дубровиной, является про­блема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно упря­мыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревож­ными. Школьному психологу надо в таких случаях постараться ра­зобраться в возможных причинах таких проявлений эмоциональных переживаний в каждой конкретной ситуации.

Условно можно выделить три группы так называемых трудных де­тей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывают случаи, когда он проявляет агрессию, но, выделяя данную группу, нуж­но обращать внимание прежде всего на степень проявления агрессив­ной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызывающих аффективное поведение.

Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то


в младше м школьном во зрасте

в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызыва­ющими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо пережи­вая свои проблемы, боясь обратить на себя внимание (эти трудности являются личностной составляющей индивидуальности и ее развитие носит психопрофилактический характер данных проблем).

Школьному психологу, работающему с детьми, у которых есть труд­ности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отноше­ние окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе.

В младшем школьном возрасте существенно развиваются нрав­ственные мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов по­ведения младшего школьника являются идеалы, которые, как указы-вет М. В. Гамезо, в этом возрасте имеют ряд особенностей.

• Идеалы носят конкретный характер. Ими являются герои, о ко­
торых ребенок слышал по радио, читал, видел в кинофильмах.
Эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.

• Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но
подражает, как правило, лишь внешней стороне их поступков.

Изменяется эмоциональная сфера ребенка, и это изменение связа­но с тем, что с приходом в школу его горести и радости определяют не игра и общение с детьми, а процесс и результат учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и, в первую очередь, оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и свя­занное с ней отношение окружающих. Однако потребность в игре у младшего школьника сохраняется, но в ее характере происходят зна­чительные изменения: возрастает значение игры с достижением ре­зультата. Поэтому в первое время пребывания ребенка в школе су­щественным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности, является введение игро­вой ситуации на уроке, использование дидактических, интеллектуаль­ных и других игр.

Во внешкольное время игры также продолжают доставлять удо­вольствие ребенку, но и их содержание, и, соответственно, связанные с ними чувства тоже становятся другими. Так, активная интеллекту­альная деятельность на уроках, появляющаяся привычка к волевым



Часть II. Особенности психического развития личности...


Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте



 


усилиям пробуждает потребность и, соответственно, интерес к играм с правилами: настольным, спортивным играм. Они требуют смекалки, вносят элемент соревнования, развивают ребенка. Положительные чувства возникают теперь и от решения интеллектуальной игровой задачи, и в процессе спортивного соперничества. Продолжает разви­ваться сюжет ролевых коллективных игр в плане отражения разно­образных сторон общественной жизни. И по мере его усложнения, отражения в нем различных отношений между людьми, в процессе разрешения конфликтных ситуаций, возникающих по ходу игры (на­пример, при распределении игровых ролей), развиваются нравствен­ные чувства детей.

С возрастом роль игры несколько уменьшается. Однако правильно организуемые и направляемые игры средних и старших школьников (волейбол, теннис, шахматы и др.) во многом помогают учителю раз­вивать и закалять их физически, создавать спаянный ученический коллектив, формировать волю, коллективизм и другие важные каче­ства личности.

Трудовая деятельность младших школьников протекает в двух ос­новных направлениях: самообслуживание и изготовление поделок.

К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. В семье и школе важно создавать условия, при которых ребенок ощущал и переживал бы обязанности по самообслуживанию. Например, тре­бование быть чистым и опрятным должно сочетаться с созданием ус­ловия, когда ребенок вынужден самостоятельно (но, конечно, посиль­но) привести в порядок свой гардероб и другие вещи.

Требовательность к детям в привлечении к самообслуживанию и чет­кая его организация — важные условия воспитания трудовых навыков. Именно в труде общественный результат деятельности выступает в ре­альной, предметной, вещественной форме, ощутимо проявляется необходимость совместных усилий для достижения определенного ре­зультата. Поэтому трудовая деятельность младших школьников имеет такое важное значение для формирования нравственных качеств лич­ности.

Большинство младших школьников любят и занятия по труду, где можно проявить смекалку и сноровку при разрезании и склеивании поделок. Изготовление нужных вещей своими руками (елочные ук­рашения можно, например, повесить на елку или кому-то подарить) приносит глубокое удовлетворение детям, формирует чувство ответ­ственности за работу, трудолюбие. Занятия по труду и условия их проведения наиболее благоприятны и для формирования у детей уме-


ния планировать свою работу, а затем находить пути и средства ее ре­ализации (материалы и инструменты).

Основные психологические новообразования этого возраста:

• развитие и формирование всех познавательных процессов, как
произвольных и осознанных, их интеллектуализация и внутрен­
нее опосредование, которое происходит благодаря усвоению сис­
темы научных понятий;

• осознание своих собственных изменений, рефлексия, поворот на
самого себя в процессе учебной деятельности;

• развитие системы собственных отношений ребенка с окружаю­
щими.

Основные понятия

Учебная деятельность — особая деятельность школьника, созна­тельно направляемая им на осуществление целей обучения и воспита­ния, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психи­ческих актов и состояний.

Понимание — с одной стороны, есть процесс, а с другой — резуль­тат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения; взаимосвязь его когнитивного и личностно-смыслового аспектов является основным фактором, обес­печивающим регулятивную функцию развития самопознания.

Список литературы»

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия простран­
ства у детей. — М., 1964.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. —
М„ 1968.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорети­
ческого и экспериментального психологического исследования. —
М, 1986.

4. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //
Вопросы психологии. — 1992. № 1.

5. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьни­
ка // Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976.

6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М., 1999.



Часть II. Особенности психического развития личности...


 


7. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред.
М. В. Гамезо. В 3 т., Т. 3. - М., 1982.

8. ЛязинаЛ. В. Профилактика школьной дезадаптации посредством
развития индивидуальности. — Самара, 2003.

9. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М.,
1984.

 

10. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятель­
ности школьников // Вопросы психологиию — 1980. № 5.

11. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. —
М., 1984.

12. Мир детства: Младший школьник. — М., 1988.

13. Мухина В. С. Детская психология. — М., 1985.

14. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986.

15. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. —
М., 1995.

16. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

17. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти // Избранные пси­
хологические труды. Т. 2. Гл. 6. — М., 1987.

18. Сорокоумова Е. А. Психология понимания в самопознании млад­
ших школьников. — Н. Новгород, 1999.

19. Сорокоумова Е. А, Развитие познавательной активности млад­
ших школьников через понимание текста. — Н. Новгород, 1998.

20. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. — М., 1985.

21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.