Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5.Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 151







 


Осмысливая полученные результаты А. П. Нечаева, мы поставили зада­чу выявить, в каком возрасте у.современиых школьников формируется способность понимать и интерпретировать внутренний мир другого че­ловека.

В нашем исследовании приняли участие 120 испытуемых — учащихся общеобразовательной школы от 10 до 17 лет, которые давали свои суж­дения о людях, изображенных на фотографиях.

В ходе эксперимента было установлено, что у большинства школьников преобладают суждения о внешних свойствах, а суждения о внутреннем мире другого человека начинаются лишь с 16 лет. Сопоставив данные, полученные в ходе нашего исследования, с резуль­татами эксперимента А. П. Нечаева, мы убедились, что современных школьников характеристики внутреннего мира другого человека на­чинают интересовать значительно позднее, чем детей начала XX в., ко­торые могли интерпретировать характеристики внутреннего мира, на­чиная с 14 лет.

Анализ полученных результатов дает основание предполагать неразви­тость интереса к другому человеку и возможностей его понимания со­временными школьниками. Большинство из них склонно давать чисто внешние характеристики, не углубляясь в духовный мир людей. В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка со­храняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельно­сти и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутрен­него мира.

Потребность разобраться в своем поведении, оценить его с точки зрения соответствия или не соответствия внешним требованиям реа­лизуется подростком в процессе самоанализа. Обычно самоанализ, к которому обращается подросток, не является самоцелью и беспредмет­ным «самокопанием». Он возникает как реакция на неудовлетворен­ность собственными психологическими особенностями. Самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке подростка.

В своем развитии самооценка становится все более уточненной и совершенной. Знание себя, таким образом, является и исходным мо­ментом, и заключительным этапом формирования самооценки. Но со­держание исходного и конечного знания в самооценке не однозначно. Конечное знание, каким бы оно ни было, поднимает ее на более высо­кую ступень развития. Для исходного знания самооценки подростка существенное значение имеет следующий момент. Как уже упомина­лось выше, самосознанию подростка свойственно чувство взрослости,


которое во многих отношениях обусловливает особенности психичес­кой жизни на данном этапе развития человека. И оценка подростком своих качеств происходит не по абсолютному отношению к качествам другого подростка, а с точки зрения осознания степени своей взросло­сти. Он как бы выделяет для себя «эталон взрослости» — восприятие и оценка себя осуществляется через этот «эталон».

Поскольку найденный для себя «эталон взрослости» не всегда со­ответствует действительным возможностям подростка и не находит соответствующих способов реализации, неадекватная, неустойчивая самооценка на начальных этапах формирования может привести к тому, что подросток переоценивает или, напротив, недооценивает себя, а уровень его притязаний часто не соответствует уровню факти­ческих достижений. И если поведение строится на такой неадекват­ной самооценке, то конфликт между подростком и окружающими ста­новится неизбежным.

Под влиянием оценки результатов учебной деятельности, отноше­ний сверстников и взрослых, вследствие дальнейшей интеграции соб­ственного познавательного и аффективного опыта самооценка подро­стка становится все более объективной.

Таким образом, развитие самооценки в процессе самопознания под­ростка происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя. Процесс установления самооценки сопро­вождается переживаниями самых разнообразных чувств. Подростко­вый возраст в целом отличается большой экспрессивностью, и пережи­вания, включенные в процесс самопознания, стайовления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности.

Д. И. Фельдштейн выделил три стадии развития самооценки на каждом этапе подросткового возраста.

Первая стадия (10-11 лет) — принятие себя. Преобладание в оцен­ках отрицательных черт и форм поведения. Характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный тон. При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время пере­живают неумение оценить себя.

Вторая стадия (12-13 лет). Наряду с общим принятием себя со­храняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, за­висящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. Это со­провождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношенио к себе как личности.


152_______________ Часть II. Особенности психического развития личности..


Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 153


 


Третья стадия (14-15 лет) — возникает «оперативная самооцен­ка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Она основывается на сопоставлении своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельных качеств его личности, интеллек­та, способностей. Он отличается очень большой ранимостью, часто болезненным переживанием любых критических замечаний о себе. Иногда критические замечания падают на почву неуверенности в себе, в своих возможностях и способностях. Подобная ситуация вы­зывает сильные, переносимые только в себе аффективные пережива­ния в виде обиды, тоски, потери уверенности в себе. Эти переживания, возникшие в момент обостренной эмоциональности, могут скрыто сохраняться у подростка и в дальнейшем стать одним из устойчивых состояний его психики, инвариантным внутренним условием, детер­минирующим формирование его личностных качеств. В частности, они могут привести к развитию таких свойств личности, как замкну­тость, сознание своей неполноценности, неуверенность в себе, стесни­тельность, робость и т. д.

Чувства подростка в отношении себя очень разнообразны, они не являются пассивным, страдательным состоянием, а приобретают но­вое значение и смысл в его психической жизни, становятся способом выявления, уточнения осознания основных интересов, своеобразным регулятором его отношения к людям — к взрослым, товарищам, лицам другого пола. Многообразные формы переживаний (как положитель­ные, так и отрицательные), связанные с осознанием своих особенно­стей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других людей, являются одним из основных внутренних условий фор­мирования самосознания подростка и в первую очередь его эмоцио­нально-ценностной сферы.

В подростковом возрасте самосознание все в большей степени начи­нает включаться в процесс управления поведением. Причем в этом про­цессе участвуют все акты самосознания. Непосредственным компонен­том целостной системы управления поведением подростка выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции яв­ляется самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми.


Потребности подростков в общении и самооценке рассматривают­ся как регулятор нравственного поведения.

На уровень моральной регуляции и ее направленность заметное влияние оказывают психологические условия общения подростка.

Так, М. И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведе­
ния подростков, выявил, что если подросток, обладая устойчивой и адек­
ватной самооценкой, находится в условиях, которые способствуют нор­
мальному удовлетворению его потребности в самоутверждении, то, как
правило, моральная саморегуляция его поведения проявляется на доста­
точно высоком уровне. У подростка развивается умение владеть своими
эмоциональными состояниями, контролировать себя и определенным
образом организовывать свое поведение в соответствии с конкретными
условиями общения. Если подросток с устойчивой, адекватной само­
оценкой попадает в такие условия общения, когда он постоянно сталки­
вается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельно­
сти, ущемлением достоинства и регламентацией поведения со стороны
взрослых, то он значительно меняет свои поведенческие реакции. По­
добные психологические условия общения становятся разрушитель­
ным фактором его саморегуляции. У подростка может снизиться уро­
вень уверенности в себе, уменьшается инициативность его поведения,
он превращается в исполнителя власти другого. Напротив, отказ от ис­
полнения этой власти влечет за собой сопротивление и различного рода
негативные проявления. Подросток с заниженной самооценкой, недоста­
точным уровнем ее устойчивости в такой ситуации оказывается в наибо­
лее неблагоприятных условиях. Постоянное подкрепление неустойчивой
самооценки такими факторами вызывает еще большее ее колебание, не­
последовательность. Саморегулирование становится узкоситуативным,
его возможности снижаются. •*

Особенно существенно проявление саморегуляции в такой важной деятельности подростка, как самовоспитание. Самовоспитание, как свидетельствуют многочисленные исследования, впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития, в частно­сти развитием интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосозна­ния. Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности, подросток пытается изменять себя, самосовершенствоваться.

При этом самооценка подростка и представление о себе направля­ют регулятивный процесс его самовоспитания. Но поскольку само­оценка не обладает достаточной степенью устойчивости и адекват-


154_________________ Часть И. Особенности психического развития личности...

ности, а представление о своем идеале еще не содержит необходимой степени зрелости, подросток может воспитывать в себе и такие, с его точки зрения, положительные, но объективно отрицательные каче­ства, как лихачество, удаль и т. д. Поэтому самовоспитание подростка не должно осуществляться стихийно, как только лишь его исключи­тельно личная деятельность. На первых этапах необходимо умело по­мочь ему найти наиболее оптимальные методы, приемы самовоспита­ния, помочь и в организации самого содержания самовоспитания, не подавляя, а, напротив, укрепляя веру в его возможности.

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности: увеличивается количество учебных предметов и соответственно количество уроков в учебный день, усложняется их содержание. Кроме того, увеличивается и количество преподавателей — вместо одного уже привычного учителя с классом работают 5-6 учите­лей с разными требованиями, с разным отношением к учащимся.

Новые условия деятельности предъявляют повышенные требова­ния к интеллекту и поведению подростков. Учителя и родители пы­таются перейти на новый стиль общения с ними, начинают больше апеллировать к разуму и логике подростков, чем к чувствам. Дей­ствительно, подростки могут мыслить логически, заниматься теоре­тическими рассуждениями, самоанализом, свободно размышлять на нравственные, политические и другие темы, почти не доступные ин­теллекту младшего школьника. По мнению Д. Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка но­вый личностный смысл — стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию.

Тем не менее, познавательные процессы младших подростков ха­рактеризуются рядом особенностей, отличающих их от старшекласс­ников. Так, подростки не всегда умеют управлять своим вниманием, трудности бывают у них и с устойчивостью и переключением внима­ния. Невнимательный и рассеянный на одном («нелюбимом») уроке ученик может сосредоточенно и не отвлекаясь работать на другом («любимом») уроке.

У подростков наблюдается большой прогресс в запоминании сло­весного и абстрактного материала. В то же время нередко запомина­ние носит механический характер, они еще не умеют пользоваться рациональными приемами запоминания: сравнением нового со ста­рым, опорой на наглядность, составлением плана, членением текста на смысловые единицы, выделением основных мыслей.


Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 155

Нередко подростки (особенно в 6-7 классах) испытывают трудно­сти и в процессе мышления. Им еще нелегко проводить полноценный анализ, сравнение и обобщение. Наглядные образы продолжают пре­валировать в их мыслительной деятельности.

Однако с каждым годом их способность к абстрактному мышлению нарастает, и к концу подросткового периода (к 9 классу) дети усваива­ют многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач, начинают оперировать гипотезами.

Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктив­но, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с выска­зываниями. Одновременно у него формируется способность к комби­наторным операциям любого рода, широкому варьированию пропорци­ями, что указывает на сформированность логического мышления.

Активно развивается устная и письменная речь подростков: от уме­ния пересказывать текст и писать изложение до способности вести рассуждение, формулировать и аргументировать свои мысли, самосто­ятельно готовить устное выступление, писать сочинения на заданную тему.

Высокая интеллектуальная активность подростков стимулируется не только их возрастной любознательностью, но и желанием проде­монстрировать свои способности окружающим и получить с их сторо­ны высокую оценку. Поэтому на. людях они стремятся взять на себя наиболее сложные и престижные задачи. Простые задачи их не при­влекают, и.часто они отказываются их выполнять из-за невозможнос­ти показать себя в лучшем свете.

В процессе овладения основами наук и обогащения жизненного опыта развиваются и формируются познавательные интересы под­ростков. Причем формирование интересов и мотивов учения тесно связано с удовлетворением их возрастных потребностей. Подростку нравится мыслить, соображать, исследовать. Поэтому для него име­ют значение и содержание, и процесс, и способы, и приемы овладе­ния знаниями. На уроках, где учитель применяет активные формы обучения (диспуты, диалоги, проблемные ситуации), ученики актив­но включаются в процесс усвоения знаний и становятся полноцен­ным субъектом саморазвития и самосовершенствования. Наиболее эффективными оказываются занятия, организованные как совмест­ная продуктивная и творческая деятельность подростков, которая сочетает в себе как познание и понимание окружающего мира (через


Щ*ш


156__________________ Часть И. Особенности психического развития личности...

учебные предметы), так и познание и понимание другого человека (од­ноклассника и учителя) и себя самого. При такой организации обуче­ния происходит обогащение сознания всех субъектов учебно-воспи­тательного процесса.

В подростковом возрасте обнаруживаются трудности в развитии, связанные с социальными факторами. В 2004 г. в Москве насчитыва­лось 8 тысяч неблагополучных семей. Тринадцать тысяч подростков находится на учете в детской комнате милиции. К ним относятся под­ростки с делинквентным поведением, подростки, занимающиеся бро­дяжничеством, а также подростки с аддиктивным поведением.

Делинквентное поведениеповедение, связанное с правонаруше­ниями, но не подлежащее уголовному наказанию. Это может быть мел­кое воровство, отнимание денег у малышей, угон велосипедов и т. д.

В психологии выделяют несколько типов деликвентного поведения.

1. Агрессивно-защитный тип — свойствен подросткам, отличающим­ся агрессивным характером (драчливостью, враждебностью, конфликт­ностью, неуступчивостью). Именно они часто являются нарушителями школьной дисциплины, склонны к грубым, хулиганским выходкам и т. д. Такой тип поведения чаще всего формируется в обстановке эмоци­онального отвержения в семье. Причиной может быть нежелательность рождения ребенка для родителей, в этом случае эмоциональная отвер­женность предшествует его рождению (ребенок это осознает), а не яв­ляется следствием плохого поведения дома и в школе.

Поэтому постоянное нервное напряжение, необходимость защи­щаться от обид и даже жестокости старших членов семьи формирует агрессивно-защитные проявления. Позиция «один против всех», по­стоянная готовность «к бою» сохраняется и за пределами семьи: дети недоверчиво относятся к окружающим и не верят, что к ним кто-ни­будь может хорошо относиться, от всех ждут подвоха. Переживание обид и несправедливостей дает подростку моральное право считать себя «хорошим», а других «плохими», и порождает конфликты, агрес­сию. В свою очередь и его начинают отвергать, считая злым, эгоистич­ным, упрямым — возникает порочный круг. В результате подросток все враждебнее относится к среде, его отвергающей, и тяготеет к та­ким же делинквентным сверстникам, у которых он находит понима­ние и одобрение своих поступков.

2. Оппозиционный тип — наблюдается при воспитании по типу «ку­мира семьи». Слепая любовь родителей, восхищение, удовлетворение любых капризов, снисходительное отношение к проступкам, создание «тепличной атмосферы» формируют у ребенка искаженное представ-


Тсма 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 157

ление о своих правах и обязанностях. А когда он сталкивается с реаль­ными отношениями, не подкрепляющими его притязания на исклю­чительность, может возникнуть аффект неадекватности. Аффект не­адекватности — это внутренний конфликт, барьер, отгораживающий подростка от социума, приводящий к эмоциональным расстройствам, нарушениям поведения и сопровождающийся упрямством, повы­шенной обидчивостью, конфликтными отношениями с окружающими. В результате учителя обвиняются в занижении отметок, недооценке способностей; одноклассники воспринимаются как соперники, зави­стники и т. д. Таким образом, не удовлетворив своих амбиций, под­росток стремится проявить себя «оригинальностью» суждений, де­монстрацией отвержения общепринятых ценностей, неконформным поведением: срывает уроки, прогуливает школу, втягивается в компа­нии «трудных» подростков и т. д.

3. Инфантильный тип — встречается, в основном, у инфантильных, эмоционально-лабильных подростков и вызван трудностями процес­са эмансипации. У этих детей стремление к независимости от родите­лей сочетается с притязаниями на их безраздельную любовь, внима­ние и заботу.

Сочетание таких взаимоисключающих тенденций часто приводит к психологическому конфликту, следствием которого является инфан­тильно окрашенное оппозиционное поведение. Делинквентные поступ­ки и другие формы нарушений преследуют цель (нередко полуосознан­ную) обратить внимание родителей на свое поведение и изменить тем самым их тактику по отношению к себе.

Бродяжничество, побеги из дома. Встречается достаточно часто: более 50% случаев связаны с конфликтами^ семье и в школе — это своеобразный протест, желание смягчить свою участь. Впервые это явление отмечается в период от 7 до 9 лет, но крайне редко. В. Г. Сте­панов показывает, что чаще всего побеги совершаются детьми 11-13 лет, хотя А. Е. Личко расширяет этот диапазон от 7 до 15 лет.

Существует категория подростков, систематически убегающих из дома. У таких детей основной причиной побегов является деморали­зация семей: пьянство, наркомания, проституция родителей, жестокое обращение с детьми. Причиной побегов может быть также отстранен­ность родителей от интересов детей или сложности во взаимоотноше­ниях с товарищами.

В этом случае для предотвращения побегов родителям необходимо заключить союз с учителями в поиске согласованной линии поведе­ния по отношению к ребенку.


 
 

 

Часть II. Особенности психического развития лично сти...

Наконец, существует категория бродяжек, стремящихся к приклю­чениям, к новым впечатлениям, риску. Часто это дети с повышенной активностью поведения, большая живость и неугомонность которых вызывают негативные реакции родителей и учителей. Таким детям бродяжничество открывает простор для проявления их активности и инициативы. Поэтому для предотвращения побегов этих подростков надо вовлекать в интересную и напряженную полезную деятельность, в которой они могли бы проявить свою неуемную энергию, фантазию и настойчивость.

Самый высокий процент побегов, по данным статистики, приходит­ся на осень, когда начинается учебный год, причем девочки-подрост­ки убегают из дома реже, чем мальчики.

Аддиктивное поведениеотклоняющееся поведение в подростко­вом возрасте, часто сопровождается алкоголизацией и потреблением наркотических и токсических веществ, поэтому его и называют аддик-тивным (пагубная привычка, зависимость).

В настоящее время пагубной привычкой подростков становится гемблинг, т. е. своеобразная зависимость от игровых автоматов и интер­нет-зависимость.

К сожалению, во всем мире растет число подростков с аддиктивным поведением, а возраст начала употребления алкоголя и наркотиков имеет тенденцию к снижению. Причинами этих пагубных пристрас­тий могут быть любопытство, желание испытать новые острые ощу­щения, эйфорию (кайф, как они говорят) или просто узнать возмож­ности своего организма.

Иногда подросток с трудностями в общении употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя свободнее в компании сверстников. В дру­гих случаях мотивом может быть желание не отстать от компании, если в ней принято употреблять алкоголь, токсические вещества или наркотики. Многие подростки употребление алкоголя считают сред­ством приобщения к притягательному миру взрослых, утверждения себя в качестве самостоятельного человека. Обстоятельством, ослож­няющим ситуацию, может быть пристрастие к алкоголю одного или обоих родителей.

Определяя подростковый возраст как трудный, следует сказать, что этот возраст труден и для самих подростков. Трудность положе­ния подростков заключается не только в неудовлетворении многих их претензий, главная трудность — в их неустойчивой социальной позиции.


Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 159

Основные понятия

Аддиктивное поведение — отклоняющееся поведение в подростко­вом возрасте часто сопровождается алкоголизацией и потреблением наркотических и токсических веществ.

Гормональная буря — перестройка деятельности эндокринных же­лез.

Делинквентное поведение — поведение, связанное с правонаруше­ниями, но не подлежащее уголовному наказанию.

Самосознание — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система пред­ставлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Список литературы

1. Александров А. А. Цели и задачи психотерапии при основных ти­
пах делинквентного поведения у подростков // Возрастные ас­
пекты групповой психотерапии при нервно-психических заболе­
ваниях. - Л., 1988. " "

2. Байард Р., БайардД. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.

3. Бодалев А. А. Психология общения. — М., 1996.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. —
М., 1968.

5. Выготский Л. С. Педология подростка// Собр. соч. в 6 т. Т. 4. — М.,
1984. «

6. Драгунова Т. В. Кризис объясняли по-разному // Хрестоматия по
возрастной психологии. — М., 1996.

7. КиеМ. Психология подростка. Психосексуальное развитие. — М.,
1991.

8. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.

9. Кон И. С, ФельдштейнД. И. Отрочество как этап жизни и некото­
рые псйхолого-педагогические характеристики переходного воз­
раста// Хрестоматия по возрастной психологии. — М., 1996.

 

10. Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986.

11. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под. ред.
М. В. Гамезо. В 3 т., Т. 3.- М., 1982.

12. ЛипкинаА. И. Самооценка школьника. — М., 1976.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.