Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связное дыхание






В " Аватамсакасутре" есть великолепное описание ожерелья Индры: " В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные, отраженные в ней".

Дыхание - та жемчужина, в которой сияет вся сущность человека в целостности духа, сознания, тела.

Связное дыхание — это дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Три основных параметра, определяющих структуру дыхания — глубина, частота и соотношение между вдохом и выдохом.

Глубина дыхания задает интенсивность переживаемой ситуации, степень эмоционального вовлечения в нее и уровень физических ощущений.

Частота дыхания задает скорость процесса, скорость трансформируемой ситуации, над которой человек работает.

Вдох должен происходить активно, на мышечном усилии; выдох пассивно, при расслаблении мышц.

Цикл " вдох–выдох" происходит либо через нос, либо через рот. Вы можете переключаться, но помните, что рот дает возможность более интенсивного дыхания.

При проведении групповых занятий после того, как вы убедились, что все члены группы достаточно расслаблены, вы можете сделать переход к связному дыханию постепенным, переключая внимание клиентов с ощущений в теле на процесс дыхания: " Обратите свое внимание на дыхание, дыхание нормальное... Начинайте углублять дыхание, делайте полный глубокий вдох, чувствуйте, как ваше тело наполняется воздухом, делайте выдох еще более полный и завершенный, чем вдох. Продолжайте дышать еще глубже. Начинайте связывать дыхание, так чтобы не было паузы между вдохом и выдохом... и между выдохом и вдохом. Дышите глубоко, начинайте увеличивать темп дыхания, дышите чаще и еще глубже. Дышите еще чаще и глубже. Пусть каждый вдох привносит еще более глубокое расслабление в ваше тело и глубинную истину в вашу внутреннюю мудрость, ведущую переживание. Пусть ваше дыхание становится все более легким, без всякого усилия".

Как показывает опыт проведения сотен тренингов по связному дыхания, обучению связному дыханию для вхождения в расширенные состояния сознания нужно обучать особо с той целью, чтобы клиенты после семинара могли самостоятельно входить в процессы. При этом активным помощником в овладении навыками связного дыхания является представление о четырех классах дыхания, каждый из которых имеет свою функцию в процессе и придает начинающему жить в пространстве дыхания определенную уверенность в своих силах и контролируемости процесса дыхания.

Классы дыхания

Различают четыре основных класса дыхания, отличающихся соотношением глубины и частоты дыхания.

1–й класс: медленное и глубокое дыхание с акцентом на вдох. Структуры дыхания, принадлежащие этому классу, дают вам возможность сохранять достаточную глубину погружения в процесс при относительно небольшой его скорости. При этом можно рассмотреть и проработать отдельные детали переживаемой ситуации.

Эти структуры дыхания хороши:

· в начале процесса,

· всегда, когда вы хотите отдохнуть.

2–й класс: быстрое и глубокое дыхание с акцентом на вдох, предназначенное для того, чтобы увеличить осознание физического тела (например, чтобы бороться со сном, отключением сознания, отвлечением на других людей и т.д.) или специфической энергетической структуры (например, неопределенного дискомфорта в какой–то части тела). Работая с этим классом, человек получает доступ к ситуациям из различных слоев памяти (например, к родовой травме). В этом классе дыхание осуществляется, за редким исключением, ртом.

Эти структуры дыхания хороши:

· при чрезмерном думании, мечтательности, отключении сознания, сонливости, скуке,

· для большей интенсивности ощущений в данный момент,

· для поддержания связи с телом и эмоциями,

· для внесения занимательности в процесс.

3–й класс: быстрое и поверхностное дыхание (среди инструкторов Свободного Дыхания у нас в стране распространено название этого типа дыхания как " собачье дыхание"). Это дыхание предназначено для трансформации и рассеивания энергетических структур.

Оно хорошо при:

· чрезмерном дискомфорте,

· плаче, истерии, беспокойстве,

· острой активизации,

· переполнении чувствами.

Этот тип снимает чрезмерную интенсивность ощущений, не снижая эффективности самого процесса. Опыт показывает, что не следует слишком увлекаться этим классом дыхания и имеет смысл обращаться к нему только при самых острых, экстремальных ситуациях в процессе, как к " скорой помощи" — 03.

4–й класс: медленное и поверхностное дыхание. Эти структуры применяются только после наступления интеграции, за 10–15 минут до окончательного выхода из процесса или в промежутке между двумя его циклами (не слишком долго, чтобы не затруднять вход в следующий цикл).

А теперь несколько общих советов.

1) Расслабьте выдох, не контролируйте его, пусть гравитация заботится о нем.

2) Если вы испытываете спазм или напряжение:

- расслабьте выдох, так как чаще всего перенапряжение происходит от чрезмерного форсирования выдоха,

- дышите быстро и поверхностно, (это относится к любому дискомфорту),

- расслабьте тело вокруг напряженной области, — представьте, что вы дышите через напряженную часть тела,

- радуйтесь тайне происходящего.

1) Дышите достаточно глубоко, чтобы чувствовать, как энергия протекает по вашему телу.

2) Поэкспериментируйте со своим дыханием, чтобы установить соответствие структуры дыхания динамике возникновения и трансформации переживаемых ситуаций.

3) Настройте свое дыхание так, чтобы процесс происходил вокруг границы вашей комфортной зоны.

Опыт показывает, что 4 класса дыхания являются великолепной моделью для обучения дыханию, самостоятельного вхождения, работы внутри процесса, выхода из процесса. 4 класса дыхания — тренажер осознания связного дыхания.

В движении к мастерству дыхания существует ясная перспектива. Овладение четырьмя классами дыхания позволяет дышащему самостоятельно проводить процессы связного осознанного дыхания. Это первая ступень — процесс в четырех условных классах дыхания .

Вторая ступень — осознанность дыхания. На этом этапе сохраняются субъектно-объектные отношения между сознанием дышащего и содержанием процесса дыхания. Дышащий осознанно подбирает к определенной ситуации в феноменологическом поле процесса соответствующие динамические структуры дыхания по глубине и частоте, т.е. к определенной интегрируемой целостности (блоку, матрице, комплексу) осознанно подбирается соответствующая динамическая структура дыхания. На этом этапе уже освоены связность дыхания, соотношение между вдохом и выдохом на уровне автоматизированных навыков. Это этап осознанного экспериментирования с дыханием внутри полной палитры структур дыхания по глубине и частоте. По глубине от почти незаметного для восприятия " колыхания нижнего дыхания дан–тянь" до " полного совершенного круга" дыхания, когда задействованы все мышцы дыхания и дыханием омываются все внутренние органы до низа живота. По частоте от сверхбыстрых циклических вибраций воздуха на уровне горла до почти полного замедления дыхания, когда цикл вдоха и выдоха тянется минутами.

Третья ступень — спонтанное дыхание. Спонтанность при этом понимается как интуитивная адекватность к новой ситуации. На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием к интегрируемому материалу. Уже нет ни субъекта, ни объекта. Уже процесс не является актом, действием, работой по интеграции и трансформации, а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов. Это и есть мастерство дыхания в процессе.

Это является чудом в жизни, когда человек научается спонтанно (интуитивно) управлять своим дыханием, а значит, и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.

Нужно предельно хорошо понимать, что дыхательная техника, изложенная выше, не является новинкой, изобретенной в Америке.

Связность, осознанность, сочетание пассивности и активности в дыхательном цикле являются ведущими принципами в цигуне, в дыхательных упражнениях китайской медицины. Некоторые паттерны дыхания, сознательно или спонтанно используемые в Свободном Дыхании, являются классическими в пранаяме — йоге дыхания (капалабхати, медитационная пранаяма, ритмическое дыхание), в шаманских практиках, суфийских школах.

Использование дыхания для вхождения в расширенное состояние сознания имеет некоторые особенности:

- дыхание осуществляется через рот, через нос — за редким исключением. В традиционных системах (цигун, пранаяма, магия дыхания, школы кэмпо и др.) считается, что дыхание должно производиться только через нос;

- в Свободном Дыхании каждый из четырех классов дыхания является инструментом управления и коррекции процесса. Второй элемент является синтезом и осознанным применением нескольких основных паттернов (схем, рисунков) связного дыхания. Особенно четко это прослеживается на первых ступенях обучения связному дыханию;

- дыхание во многих традициях является определенной ступенью в самосовершенствовании личности, предполагающей сужение поля выбора. Дыхание в процессе является путем самосовершенствования и саморегуляции, расширяющим поле выбора.

Несколько дополнительных
советов для ведущего

Один из лидеров биосинтеза Девид Боаделла показал очень простые способы интерпретации дыхания клиента. Каким бы ни было наше вмешательство, особенно если это связано с телесным контактом, мы можем получить три возможных ответа: " Да", " Нет" и " Нейтрально". Эта матрица показала свою эффективность в профессиональной работе.

Если дыхание становится более глубоким или сбалансированным, можно интерпретировать это как " Да". Если оно становится более поверхностным или редким при вхождении во взаимодействие — это сигнал " Нет". Если изменения не происходит, оно остается нейтральным и показывает возможное отсутствие контакта. Это три возможные формы базовых паттернов или сигналов невербальной коммуникации.

Что можно предлагать дышащему:

- дышите;

- вдохните;

- вдыхайте так глубоко, как вам хочется;

- вы уже дышите;

- постарайтесь заполнить свои легкие;

- расслабьте выдох;

- позвольте воздуху естественно покинуть легкие;

- дышите чуть–чуть: глубже, полнее, чаще, реже, медленнее, больше и т.д.;

- дышите поверхностно и быстро;

- дышите с энтузиазмом;

- заметьте, как легко вы можете дышать;

- найдите удобный для вас ритм дыхания;

- попробуйте пройти через это, дыша полнее, быстрее и т. д.;

- попробуйте не дышать.

Что делать ведущему:

- дышите в ритме, который хотите предложить дышащему;

- время от времени делайте громкие глубокие вдохи;

- регулярно проверяйте себя — дышите ли вы сами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.