Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое новообразование






Именно в процессе развития, а не роста, возника­ют качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возраст­ного этапа.

Психологическое новообразование — это:

во-первых, психические и социальные измене­ния, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического раз­вития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психичес-

ких процессов и личности ребенка следующего воз­раста (Выготский Л. С, 1984).

Каждый возрастной период характеризуется спе­цифическим для него психологическим новообразо­ванием, которое является ведущим для всего процес­са развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критери­ем деления детского развития на отдельные возрас­ты» (Выготский Л. С, 1984, с. 254). Под новообразо­ваниями следует понимать широкий спектр психичес­ких явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Значимость понятия «психологическое новообра­зование» состоит в том, что появление принципиаль­но новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или вра­чей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства или капризов. А для врачей новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной постановки неверного диагноза и ошибоч­ного лечения, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса. Вероятность диагностических ошибок в такие пери­оды возрастного развития увеличивается, так как врач

может не знать ни о вновь возникающих психологи­ческих качествах, ни об особенностях периода разви­тия, который предшествует их появлению (кризис развития).

Подведем итоги анализа основных понятий, описы­вающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного раз­вития ребенка, психологические новообразования.

Примерный характер взаимодействия между ними представлен на схеме психического развития ребен­ка (с. 40). Кратко прокомментируем его.

Ранее мы отмечали, что развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, каче­ственных и структурных преобразованиях. Мы ви­дим, что именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребен­ка, именно они являются основным результатом ве­дущей деятельности, развивающейся в рамках конк­ретной ситуации развития, развернутой во времени. Мы говорили о том, что именно новообразования со­ставляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка, и действительно, с их появлением за­вершается один период развития и открывается сле­дующий.

Наконец, мы видим, что новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, ко­торыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психичес­ком развитии, о котором говорилось выше.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.