Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция Ж. Пиаже






Наиболее разработанной и влиятельной из когни­тивных теорий развития считается генетическая эпи­стемология Ж. Пиаже. В ней непротиворечиво объе­динены представления о внутренней природе интел­лекта и его внешних проявлениях.

В центре концепции Ж. Пиаже — положение о вза­имодействии между организмом и окружающей сре­дой, или равновесии. Внешняя среда постоянно из­меняется, говорит Пиаже, поэтому субъект, существу-

ющий независимо от внешней среды, стремится к ус­тановлению равновесия с нею. Установить равнове­сие со средой можно двумя путями: либо путем при­способления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъек­те. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя дей­ствия, субъект тем самым находит способы или схе­мы этих действий, которые позволяют ему восстано­вить нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема дей­ствия — это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Таким образом, действие — это «посредник» между ребенком и окружающим ми­ром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.). Развитие схем дей­ствий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет •тнтериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане)» (Хо­лодная М. А., 1997). Каковы механизмы этого приспо­собления?

Пиаже Жан (1896-1980)

Швейцарский психолог, основатель Женевско­го эпистемологического центра (женевской шко-

2 Психология человека от рождения до смерти

лы генетической психологии). Автор концепции стадийного развития психики ребенка. В началь­ный период своей деятельности описал особен­ности представлений детей о мире: неразделен-ность мира и собственного «Я», анимизм, арти-фикализм (восприятие мира как созданного руками человека). Детально проанализировал специфику детского мышления («Речь-и мышле­ние ребенка», 1923). Для объяснения представ­лений детей использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолевае­мую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики. В дальнейшем обратил особое внимание на развитие интеллек­та. В своих исследованиях он старался доказать, что развитие мышления связано с трансформа­цией внешних действий во внутренние через пре­вращение их в операции. Значительная часть проведенных им исследований в области интел­лекта была отражена в книге «Психология интел­лекта», 1946 г.

Исследования Ж. Пиаже приобрели широкую известность, что способствовало созданию на­учного направления, названного им генетической эпистемологией.

Интериоризацияформирование внут­ренних структур психики человека благодаря усвоению структур внешней социальной дея­тельности.

Ассимиляцияпроцесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к су-ществующиму индивида схемам действий (схе­ма действияэто сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благода­ря ассимиляции индивид уточняет, совершен­ствует имеющиеся у него схемы действия (по­нятия, умения).

Аккомодацияпластичное изменение ин­дивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вы­рабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имею­щихся схем (понятий) и выработка новых, усвоенных понятий.

Первый из них — это механизм ассимиляции, ког­да индивид приспосабливает новую информацию (си­туацию, объект) к существующим у него схемам (структурам), не изменяя их в принципе, то есть включает новый объект в уже имеющиеся у него схе­мы действий или структуры. Например, если ново­рожденный может схватить палец взрослого, вложен­ный в его ладонь, точно так же он может схватить во­лосы родителя, кубик, вложенный ему в руку, и т. п.,

то есть каждый раз он приспосабливает новую инфор мацию к имеющимся схемам действий. Таким обра зом, понятие совершенствуется, что позволяет в даль нейшем начать различать, например, понятия «воло сы» и «шуба».

Другой — это механизм аккомодации, когда инди вид приспосабливает свои прежде сформированньк реакции к новой информации (ситуации, объекту), к есть он вынужден перестроить (модифицировать] старые схемы (структуры) с целью их приспособле­ния к новой информации (ситуации, объекту). Напри­мер, если ребенок будет продолжать сосать ложечку с целью утоления голода, то есть пытаться приспособить новую ситуацию к существующей схеме — сосанию (механизм ассимиляции), то вскоре он убедится, что такое поведение неэффективно (он не может утолить чувство голода и тем самым приспособиться к ситуа­ции) и нужно изменить свою старую схему (сосание), то есть модифицировать движения губ и языка, что­бы забрать с ложечки пищу (механизм аккомодации). Таким образом появляется новая схема действия (но­вое понятие).

Очевидно, что функции этих двух механизмов про­тивоположны. Благодаря ассимиляции происходит уточнение, совершенствование имеющихся схем (по­нятий) и тем самым равновесие со средой достигает­ся за счет приспособления среды к субъекту, а бла­годаря аккомодации происходит перестройка, моди­фикация имеющихся схем и возникновение новых, усвоенных понятий. Характер взаимоотношений меж­ду этими механизмами обусловливает качественное содержание умственной деятельности человека. Соб­ственно логическое мышление как высшая форма познавательного развития есть результат гармоничес­кого синтеза между ними. На ранних стадиях разви­тия любая умственная операция представляет собой компромисс между ассимиляцией и аккомодацией. Развитие интеллекта это процесс вызревания опе­рациональных структур (понятий), постепенно вы­растающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.

Согласно Пиаже, процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта). Первая из них — это сенсомоторный интеллект.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.