Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы изучения психического развития ребенка






А теперь перейдем к характеристике методов изу­чения этих психологических фактов. Наиболее реаль­ным и эффективным методом является метод наблю­дения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведе­ния ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблю­дателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффективным?

Первое и, может быть, главное условие — это вы­работка в себе способности к наблюдению. Наблюда­тельность, вообще говоря, необходимое профессио­нальное качество педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его спо­собностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состо­ит в соотнесении ваших наблюдений с вашими зна­ниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с из­вестными вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.

Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что, например, у врача-педиатра возможно-

сти для детального и обширного наблюдения за по­ведением ребенка невелики. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюде­нию приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения желательна его элемен­тарная организация, что возможно с помощью раз­личных средств.

Одно из них (самое простое) — составление карто­чек развития ребенка. С их помощью вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а следова­тельно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:

— физическое развитие;

— общение и развитие речи (к примеру, вырази­тельность речи, ее понимание и т. д.);

— социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются игры с взрослыми и со сверстниками; как ребенок играет, его интересы и т. д.);

— самостоятельность и независимость, т. е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т. п;

— поведение ребенка.

Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (ЛешлиДж., 1991).

Какие советы следует дать наблюдателю?

1. Обосновывайте свое мнение (вы должны отве­чать за свои слова).

2. Придерживайтесь своих наблюдений — не ста­райтесь обобщать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.