Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д. Б. Эльконина






Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основ­ных вектора развития ребенка (Эльконин Д. Б., 1989).

Один из них характеризует взаимоотношения ре­бенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром.

Другой вектор характеризует взаимодействие ре­бенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый про­цесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раз­дваивается. В каждом возрастном периоде один век­тор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Строго говоря, именно смена доминирующего векто­ра на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребен­ку в данный момент, другими словами — ведущая де­ятельность ребенка. При этом наличие ведущей дея­тельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

Совокупный анализ типа ведущей деятел ьности и ее продуктов, т. е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил

Результаты развития Освоение задач, мотивов и норм отношений Освоение способов деятельности с предметами
Направления развития Развитие потребностно-мотива-ционной сферы: Развитие интеллектуально-позна-познавательных сил:
  — общение подростков; — учебно-профессиональная де­ятельность старших подростков;
  — сюжетно-ролевая игра дошко­льника; — учебная деятельность млад­шего школьника;
  — непосредственно-эмоциональ­ное общение младенца; — предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве.
  Взаимоотношения ребенка с ми­ром людей Взаимоотношения ребенка с миром вещей
Закономерности развития Неравномерность и гетерохронность; сенситивность; кумулятивность; дивергентность—конвергентность развития; неустойчивость развития.

 

Д. Б. Эльконину сформулировать следующую периоди­зацию психического развития.

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, об­щение младших подростков, развивается преимуще­ственно мотивационно-потребностная сфера ребенка.

При осуществлении иредметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельнос­ти младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимуще­ственное освоение способов действий и эталонов.

Таким образом, согласно этой концепции, в дет­ском развитии есть периоды, в которых происходит

преимущественное развитие потребностно-мотива-ционной сферы и, как результат этого, освоение за­дач, мотивов и норм отношений, и периоды преиму­щественного развития интеллектуально-познава­тельных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.

Итак, мы видим, что развитие ребенка представ­ляет собой цепь переходов от одной стадии к каче­ственно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.