Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Индивидуальная психокоррекционная работа в ДОУ: основные линии, этапы.






    I этап. Постановка проблемы

    Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.

    Уровни адекватности запроса могут различаться:

     

    o жалоба полностью необоснованна, главная проблема — в

    o личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;

    o жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка -

    o во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и воспитателями);

    o жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка —

    o в нарушении межличностных отношений в семье;

    o жалоба обоснованна, проблема связана с психическим развитием ребенка или межличностными отношениями, наиболее ярко проявляющимися в домашних условиях;

    o жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду).

    Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к психологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информации о дошкольнике и базовой диагностики.

    В результате оказываются возможными:

     

    o дифференциация нормы и патологии психического развития ребенка;

    o определение состояния психологического здоровья ребенка;

    o выявление зоны актуального и ближайшего развития ребенка;

    o изучение особенностей личности;

    o выявление содержания внутреннего конфликта.

    II этап. Уточнение проблемы

    В начале данного этапа проводится психолого-педагогический консилиум. Его задачами являются:

    дифференциальная психологическая диагностика с целью

    выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии коррегирующего воздействия ребенка;

    разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка.

    В ходе разработки стратегии сопровождения осуществляется выбор:

    а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);

    б) сферы психологического воздействия на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).

    Параллельно начинается работа по консультированию педагогов, администрации, родителей (с осуществлением социально-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.

    Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровождения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и родителей.

    III этап. Решение проблемы

    Данный этап начинается с динамической диагностики развития ребенка, которая позволяет определить:

    o уровень его воспитуемости и обучаемости;

    o потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизировать процесс комплексного сопровождения развития ребенка.

    o Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду.

    Заканчивается данный этап работы контрольным консилиумом. В это время осуществляется анализ и оценка:

    o катамнеза ребенка;

    o организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ;

    o организации взаимодействия с родителями и их обучения.

    Затем разрабатываются и оформляются рекомендации по координации деятельности и взаимодействия специалистов, родителей и воспитателей ДОУ, уточняются рекомендации по организации работы с ребенком с учетом динамики развития и обучения ребенка.

    Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завершает весь цикл его работы, направлена на определение соответствия результатов поставленным целям работы (текущим, итоговым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.