Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Камерно-инструментальное творчество И.С. Баха






Творчество И.С. Баха, величайшего немецкого композитора – вершина музыки эпохи барокко. Бах венчал новую эру в истории мировой музыкальной культуры – эру развитой полифонии. Однако образный мир и творческие концепции великого композитора выходят за пределы художественного стиля барокко. У Баха сложился свой стиль, со своей образной системой, со своими идейно-художественными концепциями, со своими принципами формообразования и полифонического письма, с целым комплексом приёмов музыкальной стилистики. Полифонический характер мышления Баха ярко проявился в его скрипичных произведениях, он коренится в традициях народной инструментальной практики многоголосной игры на инструментах с бурдонирующими струнами.

Творческий путь Баха – скрипача начался в раннем детстве. Его отец, городской скрипач, был первым учителем Баха. В 1703г. Бах получает должность скрипача в Веймарском оркестре, а с 1714г. Становится его концертмейстером.

Скрипичное наследие И.С. Баха относительно невелико, но во многом оказало влияние на становление европейского скрипичного искусства. Почти все камерно–инструментальные произведения Баха были созданы в Кётене, где он служил директором камерной музыки при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского. Композитор в этот период творчества обращался, главным образом, к камерно-инструментальной и оркестровой музыке, т.к. в Кётене не было хорошего органа, и Баху приходилось играть на скрипке, альте, гамбе, клавесине. Именно в этот период были созданы Шесть сонат и партит для скрипки соло, Шесть сонат для скрипки и клавесина, шесть или семь концертов для скрипки (из них дошли до нас в оригинале два, некоторые были переложены Бахом для клавесина), один двойной концерт, один для скрипки и гобоя, один для скрипки, флейты и клавесина, соната для скрипки с басом, Шесть сюит для виолончели соло, Шесть Бранденбургских концертов (из которых G-dur`ный – с солирующей скрипкой) и др.

Уникальным созданием баховского гения являются Шесть сонат и партит для скрипки соло (написаны около 1720 года). В целом сонаты и партиты необходимо рассматривать как единый грандиозный цикл, раскрывающий философски насыщенную программу, в которой находят отражение извечные темы жизни и смерти человека.

Партиты являются как бы антитезой сонат. Соната и последующая партита составляют контрастные пары (две первых – минорные, последняя пара – мажорная). Цикл имеет две смысловые кульминации: первая реализована в Чаконе, олицетворяет земную жизнь человека с его страданиями. Вторая – фуга D-dur – это вечность, духовная жизнь, построена на теме хорала «Гряди дух святой».

Партита – итальянское название сюиты (partita буквально означает «разделённая на части»). Старейшая музыкальная форма барокко, слагается из ряда танцевальных или характерных жанровых пьес, объединённых общей тональностью. Своего высшего расцвета старинная сюита достигла в творчестве немецких мастеров XVIII - И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Г.Ф. Телемана.

Во всех трёх партитах И.С. Баха явственно ощущаются народные истоки баховского творчества, его тесная связь с «музыкальным бытом» современной ему эпохи.

Каждая из трёх партит построена по особому музыкально-драматургическому плану, с различным количеством частей.

Аллеманда – (букв. – немецкая) – старинный танец нем. происхождения. Как бытовой придворный танец появился в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 в. Размер двудольный или четырёхдольный, темп умеренный, мелодика величавая, плавная.

Куранта - (букв. – бегущая) - придворный танец итальянского происхождения, темп быстрый, размер 3/4.

Сарабанда – старинный испанский танец, размер 3/4. Медленный, величавый. У композиторов XVII – XVIII веков сарабанда часто служит выражением глубоких душевных состояний – страсти, скорби, печали.

Чакона – в основе своей та же сарабанда, мелодия которой служит темой для вариаций. При этом басовый голос темы остаётся неизменным (так называемое basso ostinato), варьируются верхние голоса.

Жига – старинный народный танец ирландского происхождения, размер 6/8, 9/8, или 12/8, очень быстрый, в триольном движении.

Бурре – (букв. – делать неожиданные скачки) – французский танец, быстрый, стремительный, размер 4/4, с характерными акцентами («притоптываниями») на опорных долях тактов.

Лур – медленный французский танец, размер 6/4; название происходит от старинного народного инструмента типа волынки.

Гавот – старинный французский народный танец, размер 2/4.

Менуэт – французский танец в умеренном движении, размер 3/4. Во времена Баха менуэт танцевали главным образом на придворных балах, чем и определялся характер танца.

Первая партита (си минор) представляет собой как бы удвоенный четырёхчастный цикл: за каждой танцевальной частью следует дополняющая его вариация – дубль.

 

 


 

Вторая партита (ре минор). Первые четыре части, образующие вполне законченный цикл, в то же время могут рассматриваться как прелюдия к заключительной части – чаконе.

Чакона представляет собой вершину инструментального стиля сонат и партит Баха. Чтобы раскрыть богатейшие возможности этого стиля в одночастном произведении, композитор использовал форму вариаций, создав в основе краткой аккордной темы грандиозную фреску. Величественная тема чаконы по существу представляет собой сарабанду, изложенную в форме восьмитактного построения. В ходе музыкального развития облик темы бесконечно видоизменяется, и только основная гармоническая формула остаётся неизменной, это – нижний голос – basso ostinato.

Третья партита (ми мажор) в целом характеризуется наименьшей «конфликтностью» содержания, особенно в сравнении со Второй. В этом цикле наиболее выражена стихия танца с ярко выраженной виртуозностью.

Возрождение гениального творения И.С. Баха связано с именем Ф. Мендельсона, который положил начало возрождению интереса к музыке Баха. Первым исполнителем сонат и партит И.С. Баха стал Ф. Давид (немецкий скрипач, друг Ф. Мендельсона). В 1843 году Давид опубликовал свою редакцию сонат и партит Баха, но в его редакции были допущены текстовые ошибки. Давид отдал дань духу времени (увлечение виртуозностью), он использовал летучие штрихи, которые не исполнялись во времена Баха. Бах у Давида – мягкий, лиричный, галантный.

Дело Давида продолжил венгерский скрипач Й. Иоахим. В своей редакции он опирался на автограф Баха. Иоахим отказался от виртуозных штрихов, умеренно применял вибрацию, использовал плавные лежачие штрихи.

Сонаты и партиты И.С. Баха исполняли многие выдающиеся скрипачи. Насчитывается более сорока редакций сонат и партит. Й. Сигетти стремился приблизиться к исполнительским традициям эпохи Баха. Дж. Энеску не испытывал «ложной привязанности к традиции». Во времена Баха не применяли спиккато, но почему же не применить его теперь, когда музыка настойчиво этого требует?

Каждая историческая эпоха по-своему интерпретирует великие произведения музыкального искусства. Можно выделить три основные манеры исполнения баховских произведений: романтическая (слишком быстрые темпы, виртуозные штрихи, использование высоких позиций, интенсивное vibrato, вольное обращение с темпом); академическая (строгое следование темпу, игра полным экспрессивным звуком, насыщенная вибрация); аутентичная (камерность звучания, старинный инструментарий, старинный смычок, использование нижних позиций, ограниченное использование спокойной вибрации).

Камерно – инструментальные произведения И.С. Баха прочно вошли в репертуар современных исполнителей, а сонаты и партиты для скрипки соло являются обязательными в учебной программе и на международных конкурсах скрипачей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.