Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мангеймская школа






В начале XVII века Чехия потеряла независимость и попала под владычество Габсбургской монархии. Тяжёлые условия, в которых оказался чешский народ, вынуждали к эмиграции чешских музыкантов. Они несли своё искусство в разные страны, способствуя развитию музыкальной жизни многих европейских городов. Влияние чешской народной музыки, её песенных интонаций и танцевальных ритмов можно проследить в произведениях многих музыкантов XVII – XIIIV веков. Они явились одним из источников, питавшим в XVII – XIIIV веках венскую предклассическую и классическую школы. Чешских музыкантов, в частности скрипачей, можно было услышать, начиная с XVII века по всей Европе далеко за пределами их родины. Одни селились в Польше, России, другие оседали в Вене, Мангейме, Берлине, Париже, Милане и других городах Европы.

 

Мангеймская школа - немецкое творческое и исполнительское направление конца XVIII столетия, сыгравшее важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к венской классической школе. Сложилась в Мангейме (курфюршество Пфальц в Баварии), где к середине XVIII века придворная капелла объединила ряд первоклассных музыкантов - композиторов и исполнителей (гл. обр. скрипачей и виолончелистов), определивших характерный исполнительский стиль оркестра и, в значительной степени, создавших для него новый репертуар. На формирование творческого и исполнительского стиля Мангеймской школы оказала влияние чешская музыкальная культура (в капелле было много чехов). В 1745-57 руководителем капеллы был скрипач и композитор чешского происхождения Ян Стамиц, способствовавший творческому самоопределению Мангеймской школы. Мангеймский оркестр (для своего времени очень большой, с расширенной струнной группой) отличался сыгранностью, своеобразием приемов исполнения, подчиненных задачам новой экспрессивности. Современники отмечали особые " мангеймские манеры", характерное подчёркивание динамических контрастов, пристрастие к динамическим нарастаниям (большие, длительные crescendo) и затуханиям (diminuendo), а также выделение определённых мелодических оборотов (" мангеймские вздохи" - задержания) и излюбленных типов украшений. По своему общему направлению Мангеймская школа стояла ближе всего к сентиментализму XVIII в. Её выразительные средства подчёркивали главным образом чувствительно-патетические начала в инструментальной музыке. Одновременно в Мангеймской школе проявились и стилевые черты рококо.

В своём творчестве мангеймцы обобщили характерные тенденции, наметившиеся в различных творческих направлениях, ведущих к симфонизму: в старинной итальянской скрипичной трио-сонате, в оркестровой сюите, в увертюрах, в оперной музыке с её яркими и типическими образами, подготовившими симфонический тематизм. («Симфонией» в то время называлась итальянская оперная увертюра, ещё не вполне отпочковавшаяся от оперы, но исполнявшаяся также и отдельно). Создавая свою трактовку цикла, Мангеймская школа подготовила классическую симфонию, определив художественную функцию каждой из её 4-х частей (именно этому, в конечном счёте, и служили многие из тех приёмов, которые получили название " мангеймские манеры"). Она играла важную этапную роль в формировании симфонии как музыкального произведения. У мангеймских авторов симфония превратилась в самостоятельное оркестровое произведение, чаще всего в 4-х частях (allegro, andante, менуэт, финал), с характерным для каждой из них тематическим обликом, с откристаллизовавшимися темами-образами.

Среди многочисленных авторов мангеймских симфоний (и одновременно участников оркестра) выделяются Ф. К. Рихтер, А. Фильц, К. Каннабих, Ф. Бек, Д Франтишек, Йиржи Бенда, В. Й. Пихль, Павел и Антонин Враницкие, Ж. Тоэски, Карел и Антонин Стамиц (сыновья Я. Стамица), И.Френцль. Несмотря на большой круг мастеров, Мангеймская школа сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями венской классической школы. Воздействие мангеймского симфонического стиля было весьма значительно не только в пределах Германии. Симфонии мангеймцев широко исполнялись и издавались в Париже. Из венских классиков наибольшее влияние мангеймцы оказали на молодого В. А. Моцарта.

 

Ян Вацлав Антонин Стамиц (1717 1757) – выдающийся чешский скрипач, композитор, дирижёр, педагог. Учился музыке у отца и в гимназии иезуитов в Йиглаве. Работал в Праге. С 1744 первый скрипач, а с 1748 руководитель Мангеймской капеллы, где проработал до конца жизни. Как виртуоз-скрипач и дирижёр выступал в городах Германии, в Париже. Прославился как основоположник мангеймской симфонической и скрипичной школы. В исполнительстве и творчестве Стамиц отразил художественные идеалы эпохи Просвещения, претворил традиции чешской народной музыки. Автор многочисленных произведений (около ста восьмидесяти), из них 74 симфонии, оркестровые трио, квартет, шестнадцать скрипичных концертов, сонаты для скрипки с басом, каприсы для скрипки соло, дуэты, культовые сочинения. Заложил основы сонатной формы, динамического оркестрового исполнения, ввёл драматический, героический элемент, тематические контрасты, включил в оркестр валторны и кларнеты. Среди учеников С. — его сыновья Карел и Антонин С., Х. Каннабих.

Старший сын Я. Стамица - Карел Стамиц (1745-1801). Он был одним из самых выдающихся исполнителей на старинном инструменте, выступал во многих странах с сольными концертами как скрипач, альтист и исполнитель на виоль д'амур. Как и большинство исполнителей XVIII века, Карел Стамиц был и композитором, пополнившим репертуар для этого инструмента. Стамиц сочинил несколько сольных концертов в сопровождении оркестра и сонату для виоль д'амур и клавесина. Среди его сочинений три альтовых концерта и Концертная симфония для скрипки и альта.

Антонин Стамиц (1754-1809), поселившись в Париже, занимался педагогической деятельностью. Его учениками, в частности, были в дальнейшем известный французский скрипач Родольф Крейцер и профессор Пражской консерватории Ф. В. Пиксис. Среди сочинений Антонина Стамица – смычковые трио и квартеты, скрипичные и альтовые концерты и другие произведения.

Франтишек Бенда (1709 – 1786) – выдающийся чешский композитор, скрипач – виртуоз, педагог. В его творчестве сильны славянские элементы, в особенности в лирических темах. Ему принадлежат 15 скрипичных концертов, несколько симфоний, около ста скрипичных сонат, смычковый квартет, трио-сонаты, свыше ста этюдов-каприсов для скрипки соло. Как скрипач и педагог Бенда явился основателем новой скрипичной школы.

 

Ян Стамиц является ярчайшим представителем мангеймской школы, вместе с такими композиторами как его старший сын К. Стамиц, Х. Каннабих, Ф. К. Рихтер, А. Фильц.

Исполнительское, композиторское и педагогическое творчество чешских музыкантов, в частности скрипачей, представителей мангеймской школы, оказало значительное влияние на развитие европейского музыкального искусства XIIIV века, сыгравшее важную роль и подготовившее почву для становления венской классической школы.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.