Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Теоретическое введение






План:

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

2. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в период начального обучения.

3. Особенности развития познавательных процессов.

4. Изменение личностных особенностей и характера общения в младшем школьном возрасте.

Рекомендуемая литература: [1], [33], [70], [83], [87], [96].

Младший школьный возрастохватывает период жизнис 6-7 до 9-10 лет. Социальная ситуация развития в этом возрастехарактеризуется следующими особенностями.Ребенок включается в новый для него вид деятельность – учебную деятельность – приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В школе возникает новая структура социальных отношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется на системы: «ребенок - учитель», «ребенок - родители». Система «ребенок - учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям, т. е. если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо. Впервые отношения «ребенок - учитель» становятся отношениями «ребенок - общество». В детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются. Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - помочь ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.

Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность, т. к. внутри нее развиваются все другие виды деятельности, психические процессы и свойства личности. Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Важным показателем освоения учебной деятельности является умение учится самому. Ребенка надо научить учится.

Основные новообразования: 1)рефлексия; 2) внутренний план действий; 3) качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не имел», «Умею», «Не мог», «Могу», «Был», «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений. Ребенок овладевает умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, мысленным планированием и решением задач. Новая социальная ситуация требует от ребенка организованной произвольности, ответственности за дисциплину, а также за умственное развитие. Притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей.

Возраст сензитивен к развитию умения учиться, к развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов, к закреплению мотива достижения успехов, к развитию предпосылок теоретического мышления, к развитию двигательных навыков.

Познавательных процессы приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными, продуктивными, устойчивыми. Ребенок учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский). Оно начинает определять работу других функций сознания, перестраивает познавательные процессы. «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим» (Д.Б. Эльконин).

Особенности потребностно-мотивационной сферы. Ребенок начинает руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, способами поведения. Основные потребности: потребность в движениях, игровой деятельности, в новых впечатлениях, в самооценке, познавательные потребности, потребность в признании, одобрении значимых взрослых, потребность в прочных дружеских контактах со сверстниками. У младшего школьника происходит развитие мотивации достижения успехов. Важными условиями для этого являются: доверчивость младших школьников, их послушание и открытость к воздействиям взрослых, восприимчивость поощрений и наказаний. Возникает новый уровень самосознания детей - «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Происходит дальнейшее развитие половой идентификации, различные чувства ответственности и чувства сопереживания другому.

Основные задачи развития в младшем школьном возрасте:

1. Проникновение в тайны строения языка.

2. Усвоение значений и смыслов словесных знаков.

3. Решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира.

4. Развитие произвольных сторон внимания, памяти и воображения.

5. Развитие воображения, как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

Задачи развития: Создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Превращение познавательных процессов из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольно регулируемые. Усиление волевой регуляции практических действий и их сознательного контроля. Формулирование адекватной самооценки и достаточно высокого уровня притязаний. Различение ребенком своих способностей и возможностей, осознание зависимости успехов от прилагаемых усилий. Усвоение правил и норм общения. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои возможности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.