Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Теоретическое введение. 1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.






План:

1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.

2. Основное противоречие возраста.

3. Развитие самосознания подростков.

4. Различия в поведении младших и старших подростков.

Рекомендуемая литература: [7], [9], [17], [43], [64].

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании, этот переходный период может иметь разную длительность. Не смотря на это, период характеризуется общими чертами.

Прежде всего - это внутренние гормональные и физиологические изменения, влекущие за собой не только телесные изменения, но и эмоционально-чувственные. Последние разворачиваются в подсознании и приводят в смятение сознательную сферу. Столкновение новых, зачастую неосознаваемых переживаний с сознательными установками, желаниями приводит к неожиданным поступкам для самого подростка.

Усиливается независимость детей от взрослых во всех сферах поведения. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает детскую реакцию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок. Возрастает непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, агрессивность, драчливость, что делает этот возраст трудным для родителей и учителей. За каждой внешней реакцией стоит своя психологическая причина, которую легко упустить, если ограничиться моральной оценкой поступков. Те действия подростков, которые оцениваются как «вредные», «глупые», «некультурные», имеют свое психологическое объяснение, вытекающее из особенностей данного этапа становления личности.

Появления у ребенка чувства взрослости является центральным новообразованием подросткового возраста. Однако на данном этапе ребенок еще не может достичь всех вершин взрослости (зрелости физической, социальной, психологической), не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста – между возросшим ощущением взрослости, самостоятельности и психическими возможностями подростка. Разрешение данного противоречия ведет к дальнейшему психическому развитию.

Существует несколько путей формирования самоуважения и реализации чувства взрослости у подростков: 1) изменение характера отношений со взрослыми, что может проявляться в повышенной конфликтности подростков; 2) внешнее подражание атрибутам взрослости (в одежде, формах проведения досуга и.т.д.); 3) самовоспитание качеств зрелой личности; 4) становление интересов, самореализация в деятельности.

Итак, подросток может стремиться показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, стремиться утвердить себя наравне со взрослыми. Недостаточная еще уверенность в себе не только заставляют подростка подчеркивать свою взрослость во внешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к ее недооценке. Это в свою очередь, вызывает грубость и агрессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм и игнорирование советов и требований родителей и учителей. Потребность в самоуважении, но и чувствительность к оценкам со стороны других людей составляют еще одно противоречие возраста.

Стремление к независимости у подростка внутренне связано с его большой зависимостью от личных влияний окружающих. Подросток озабочен мнением о нем окружающих и активно ищет такую среду, в которой эти отношения показали бы ему, что он – взрослый, самостоятельный человек. Именно в компании сверстников он может на равных обсудить любые взрослые проблемы и не беспокоиться, что его могут одернуть как маленького. Общаясь с друзьями подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Внешние проявления коммуникативного поведения подростков противоречивы. С одной стороны в общении проявляют стремление быть как все, с другой стороны – желание выделиться любой ценой, с одной стороны – желание завоевать себе авторитет, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей.

Чтобы утвердиться в своих глазах в качестве самостоятельной личности, осознать свое «Я» ребенок пробует проявлять себя вовне, пробовать оказывать свое личностное влияние на окружающих. И если нет возможности проявить себя положительно, подросток в силу психологической необходимости проявляет себя в отрицательных поступках.

По мере взросления, у подростка формируются такие структуры самосознания, как «реальное Я», «идеальное Я», «физическое Я» и др; представление о себе становятся более четким, устойчивым, менее зависимым от непосредственного социального окружения, и поэтому постепенно отпадает потребность все время «утверждать» свою личность. С ростом зрелости расширяются возможности совершать самостоятельные поступки и разрешаются основные противоречия подросткового возраста.

Выделяются два этапа в процессе формирования отношения к себе как к отдельной личности. Эти этапы соответствуют двум периодам подросткового возраста – младший и старший подросток. На первом этапе происходит осознание своего отличия от детей, утверждение своей общности с миром взрослых. Для этого периода характерно некритичное подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников, дающей подростку ощущение своей взрослости.

На втором этапе подросток уже не сомневается, что он не ребенок, и начинает сознавать свою самобытность, своеобразие своей личности. В это время у него нет сильной зависимости от сверстников, он может отстаивать свое мнение и не совершать поступков, которые расходятся с представлением подростка о себе. На этом этапе характерно повышение внимания к внутреннему миру других людей и самоанализу, появление способности к самовоспитанию.

Переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлексирующего мышления в рассудочной форме. Новая фаза рефлексии характеризуется критичностью и непримиримым протестом против обнаруживаемых им противоречий. Он требует на любой вопрос однозначного ответа «да или «нет». Это заставляет подростка становиться в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость человеческих отношений не укладываются в рамки рассудочной логики. Он видит, что взрослые совершают противоречивые поступки, нарушают логику, к которой на сознательном уровне и призывают подростка. Мир представляется подростку фальшивым и лицемерным. Подростковое восприятие мира хорошо показано в романе Д. Сэллинджера «Над пропастью во ржи».

Протестуя против лжи, господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, понимании и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, он одновременно нуждается в таком взрослом, которому бы он мог полностью доверять.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.