Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Теоретическое введение. 1. Основные представления о психическом развитии детей от одного года до 3-х лет.






План:

1. Основные представления о психическом развитии детей от одного года до 3-х лет.

2. Физическое развитие в раннем возрасте.

3. Умственное развитие в раннем возрасте.

4. Мышление и речь.

5. Социализация детей раннего возраста.

6. Роль игры в развитии детей от одного года до 3-х лет.

7. Развитие личности в раннем возрасте. Кризис 3-х лет.

Рекомендуемая литература: [1], [15], [18], [25], [29], [38], [49], [52], [70], [71], [90], [106], [109].

Существует несколько теоретических подходов, по-разному рассматривающих специфику психического развития детей от одного года до 3-х лет.

По З.Фрейду данный возраст определяется, как анальная стадия психосексуального развития. По отношению к поведению ребенка на этой стадии полностью образована инстанция «Я» и теперь она способна контролировать импульсы «ОНО». «Я» ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На данной стадии начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на этой стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность. Все эти качества являются следствием разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом внимания.

Э. Эриксон определяет возраст как период самостоятельности. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития моторных и психологических способностей. Ребенок осваивает различные движения, учится ходить, лазить, открывать и закрывать, отпускать, бросать. Малыш наслаждается и гордится своими новыми способностями и стремится все делать сам. Если родители предоставляют ребенку возможность делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка появляется ощущение самостоятельности. Если же взрослые проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он способен сам, у него развивается стыдливость и нерешительность. Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка и взрослого человека.

Эльконин Б.Д. подчеркивает, что в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности со взрослым, характерная для младенческого возраста, взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная игра. Предметная деятельность, направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослыми, с помощью предметного действия ребенок пытается вызывать взрослого на общение. В этом возрасте идет и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает, как орудие, которое, он использует гораздо чаще, чем другие. Важность слова в освоении предметной деятельности определяют сензитивность раннего возраста к развитию речи. Все новообразования этого возраста связаны с развитием ведущего вида деятельности, развитием восприятия, интеллекта и речи. Основное новообразование возраста – открытие самосознания.

Физическое развитие. Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством». В этот период ребенок не только уверенно набирает в росте и в весе, но и значительно совершенствует многие свои навыки и умения. У детей совершенствуются общие и специфические двигательные навыки (тонкая и грубая моторика). Дети лучше управляют своим телом, хотя главным достижением этого периода является ходьба, совершенствуется координация движений, усложнения многие умения.

Умственное развитие. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности ребенка является чувственно-двигательная активность. В процессе усложнения двигательных реакций и развития способностей восприятия значительно обогащается мышление. Совершенствуется представление детей о постоянстве объектов. В данный период закладывается основа для усвоения языка, развития навыков устной речи. Словарный запас детей в 1 год обычно составляет примерно 10 слов, к 2 годам – 200 слов, а в 3 года – 900 -1000 слов.

На развитие речи существенное влияние оказывает и общее культурное окружение. Есть все основания полагать, что дети во всем мире проходят стадии одно- и двухсловных сочетаний и полных предложений. Несмотря на то, что дети во всем мире усваивают речевые навыки сходным образом, ученые и специалисты расходятся в вопросе о специфике формирования способности к языку. Например: Сторонники бихевиористической теории полагают, что именно окружающие ребенка люди оказывают определенное влияние на то, как он будет усваивать язык (подражание речи взрослых). Исследователи, придерживающиеся теории обучения, утверждают, что усвоения детьми языка невозможно объяснить, опираясь лишь на концепции подкрепления и подражания. Дети непроизвольно «извлекают» общие правила речи, которые слышат ежедневно. С помощью этих правил, они и образуют словосочетания, которые ранее не слышали. Через усвоение правил дети формируют собственные правила речи, а в последствии быстро впитывают образцы речи взрослых и их правилами грамматики и синтаксиса. Приверженцы биологической теории доказывают, что детская речь не является результатом непосредственного воздействия окружающих. Н. Хомский считает, что дети от рождения готовы к усвоению языка, они появляются на свет с врожденной способностью к анализу языковых явлений, и это позволяет им автоматически воспринимать некоторые правила грамматики универсальные для всех языков.

Мышление и речь. Установлено, что изменения в детском мышлении происходят одновременно с формированием способности к усвоению языка. Однако природа взаимосвязи мышления и речи до сих пор не ясна. Например: Пиаже утверждает, что первоначальные формы мышления развиваются под влиянием детской активности, а не речи. Она формируется позднее, в период, когда идет интенсивное чувственно-двигательное развитие ребенка. Речь не является причиной и не предшествует умственному развитию, а выступает средством для него. В отличие от Пиаже, антропологи Б.Уорф и Э. Сапир выдвинули гипотезу, о том, что язык, словарный запас человека обуславливают то, как он осмысливает мир. В то же время Л.С. Выготский полагал, что речь и мышление сначала развиваются отдельно друг от друга, а потом одновременно взаимообусловлено. Развивая мышление благодаря чувственно двигательной активности, дети учатся произносить различные звуки, и лишь в возрасте около двух лет их мышление и речь соединяются в результате чего «мышление становится словесным, а речь осмысленной».

Социализация. В общении с другими детьми и взрослыми у ребенка формируются формы поведения, приемлемые в его социальном окружении и обществе в целом, т.е. социализируется. В процессе социализации дети усваивают, что в их поведении является приемлемым, а что нет. В годовалом возрасте дети начинают усваивать правила поведения, сообщаемые им родителями, а затем учатся контролировать свое поведение. Дети также осуществляют контроль за тем, как ведут себя по отношению к ним взрослые. Они вносят вклад в собственную социализацию, сигнализируя взрослым о значении игровой деятельности.

Значение игровой деятельности. Б.Д. Эльконин отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль имеют игрушки. Игрушки - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. Игрушки полифункциональны с ними можно делать все, что угодно.

Приобретение ориентировки на способ действия, разделение предметного содержания действия и отношения к нему в общении со взрослыми подготавливают появление игровых действий. Чтобы игровое действие возникло, ребенок должен усвоить неоднозначное отношение к предметному содержанию действия. Игра с предметом выступает как шаг в освоении того, что один и тот же предмет может выполнять разные функции. Это способствует развитию воображения. На первых этапах игры ребенок воспроизводит последовательность действий взрослых, а далее и их смысл, раскрывающий отношения между людьми. Взрослый может помочь ребенку овладеть большим разнообразием человеческих отношений, если сумеет регулировать игру детей.

Развитие личности ребенка в раннем возрасте. Развитие личности ребенка в раннем возрасте характеризуется несколькими моментами: 1) идет формирование привязанностей (отклонением в развитии можно считать случаи, когда объектом привязанности ребенка является другой человек – не родитель или неодушевленный предмет); 2) возникновение и развитие эмпатии; 3) возникновение (под влиянием взрослых) потребности в достижении успехов; 4) развитие особенностей темперамента, характера; 5) важным достижением возраста является возникновение самосознания – ребенок отделяет себя от предметов, от окружающих людей. Ключевые факторы развития самосознания: общение ребенка со взрослым, их совместные действия в предметной деятельности, развитие речи.

Развитие самосознания ребенка проявляется в следующем. 1) Ребенок овладевает собственным телом, у него возникают произвольные движения. 2) Ребенок радуется своим двигательным возможностям, переживает мышечные чувства, ощущения, связанные с освоением новых движений, наблюдает за своими действиями в зеркале. Телесные переживания важны для формирования телесного образа «Я». Развиваются они под влиянием опыта собственных движений и действий ребенка, общения со взрослыми и отношения взрослых к телесным возможностям и особенностям ребенка. 3) Познание ребенком себя как субъекта действия. Ребенок чувствует себя источником воли и стремится к самостоятельности («Я сам!»). 4) Ребенок называет себя по имени и употребляет личных местоимения в речи.

Основное новообразование раннего детства – возникновение феномена «Я сам». Его появление приводит к распаду прежней социальной ситуации развития, что проявляется в кризисе 3-х лет, основными симптомами которого являются следующие особенности поведения: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт. По своей сути все эти симптомы представляют собой пробы сил ребенком, пробы «Я», попытки ребенка установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.