Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивные изменения в поздней взрослости






 

Изменение психических функций (внимание, память, мышление в поздней взрослости выражается в уменьшении их эффективности, объема, активности. Одно из главных изменений заключается в снижении скорости выполнения физических и умственных опера­ций. Это выражается в замедлении мыслительных процессов, осо­бенно снижается скорость обработки информации, возрастает вре­мя реакции, нарушается моторика.

Восприятие в старости становится менее четким, и пожилой че­ловек вынужден прибегать к воображению, чтобы расшифровать туманные образы восприятия, все это может привести, в конечном счете, к искаженному и неадекватному восприятию, к «обманам чувств» (Н.Ф. Шахматов).

Снижение функции внимания выражается в сужении его объ­ема, затруднении сосредоточения (если существуют другие отвле­кающие стимулы), распределения и переключения внимания, а так­же в появлении рассеянности.

Проблеме памяти в позднем возрасте уделяется значительное место в соответствующих исследованиях. Известная жалоба многих пожилых людей на то, что их память «уже не та, что была раньше», оказывается во многом справедливой. Общая тенденция состоит в ухудшении памяти в старости, несмотря на то, что какие-то ее составляющие сохраняются без изменений. Большинство исследова­телей не обнаружило существенных различий в сенсорной и крат­ковременной памяти молодых и пожилых людей. Однако когда выдвигались какие-либо дополнительные требования (например, за­помнить короткий список слов, одновременно решая, является ли простое предложение истиной или ложью), то влияние возраста в большинстве случаев становилось гораздо более заметным (Я. Стю­арт-Гамильтон). Что касается долговременной памяти, то различия между молодыми и пожилыми людьми были существенными. При­чиной этих различий, как правило, служили отсутствие должной мотивации и практики в таких заданиях. Пожилые люди хуже за­поминают бессмысленный материал, но склонны успешно запоми­нать то, что для них важно или может пригодиться в жизни. Па­мять на отдаленные события (память на неавтобиографические события, которые сопровождали жизнь человека) сохраняется у пожилых людей практически полностью. Однако известно, что пожилые имеют проблемы с воспроизведением деталей информации, они также хуже помнят источник какого-то события или фразы (кто что сказал) (Я. Стюарт-Гамильтон).

Уровень интеллектуальной деятельности (словарный запас, информированность и общая осведомленность) людей позднего возраста при нормальном старении не изменяется сколько-нибудь существенно, снижается лишь скорость умственной работы. Исследование абстрактного мышления обнаружило, что ответы пожилых и старых людей становятся более конкретными, менее обобщенными и точными. Невербальный интеллект обнаруживает значительный спад в поздней взрослости. Таким образом, «текучий» интеллект ухудшается, в то время как «кристаллизованный» не поддается раз­рушительному воздействию времени, по крайней мере, он более устойчив.

Д. Векслер отмечает, что интеллект молодых не тождествен ин­теллекту старых, так как у первых он обозначает скорее умствен­ную готовность, способность к обучению и решению новых задач, а у вторых — способность справляться с широким кругом знакомых задач на основе богатого жизненного опыта. Интеллект старых лю­дей является скорее тем, что на обыденном языке обозначается мудростью. В целом динамика познавательных функций в старости зависит от образования, здоровья, профессиональной деятельности, когнитивной тренировки. Это определено всем образом жизни че­ловека.

Исследование творческой продуктивности показывает, что у боль­шинства людей творческие способности исчезают к 60 годам (Я. Стю­арт-Гамильтон). Однако анализ творческой продуктивности высо­коодаренных людей (Ренуар, Бах, Тагор, Кони и др.) обнаруживает иную закономерность — отсутствие спада в творческой деятельности. Что касается роли творческих способностей в повседневной жизни, то имеются веские доказательства того, что занятия творчеством (например, живописью, сочинительством и т.д.) имеют большое значение для пожилых людей и рассматриваются как показатель высокого благополучия и самоуважения человека (Я. Стюарт Гамильтон).

В поздней взрослости происходит определенное изменение ин тересов: сужение структуры интересов, замена профессиональных интересов другими. Г. Леман, например, отмечает, что для ученого в пожилом возрасте характерны интересы к религии, медицине, к обобщениям и теоретизированию (философии).

37.5. Социальный контекст: друзья и семья

Состоящие в браке пожилые люди чаще сообщали, что они счастливы, у них выше уровень психологического благополучия, они отличаются лучшим здоровьем и живут более долго, чем одинокие, разведенные или овдовевшие. У разведенных людей преклонного возраста самая высокая смертность и процент самоубийств. Разведенные или овдовевшие мужчины переживают свое одиночество острее, чем женщины.

Когда дети начинают трудовую деятельность и создают собствен­ные семьи, родители прекращает воспитательную деятельность. По­пытки ее продолжать чаще всего вызывают сопротивление детей. Однако пожилые люди продолжают чувствовать, что обязаны помо­гать детям, и действительно оказывают самую разнообразную по­мощь — от денежной поддержки и присмотра за детьми до советов. Внуки являются одной из самых больших радостей людей дан­ной возрастной группы. Ряд исследований показывает, что одно только наличие внуков повышает удовлетворенность жизнью в по­жилом возрасте. Функции воспитателя, наставника, опекуна подра­стающего поколения социально значимы и потому могут компенси­ровать утрату прежнего социального статуса, социальных ролей, вы­полнявшихся до выхода на пенсию.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, и многие пожилые люди жалуются на одиночество. Одиночество — это реакция на дефицит качества и количества социального обще­ния. Одиночество в старости — это либо реальное отсутствие род­ственников, сверстников, друзей, либо ощущение эмоциональной изоляции, непонимания или безразличия со стороны окружающих. Переживание одиночества — индивидуальное чувство, и проявля­ется оно двояко: как тягостное ощущение нарастающего отчужде­ния от окружающих, разрыв с ними или как тенденция отгородить­ся от окружающих, защитить свой мир от вторжения посторонних, т.е. как стремление к уединению (тенденция «иметь свой угол»), обеспечивающее независимость (Н.Ф. Шахматов). Эти тенденции определяют сложные, противоречивые чувства пожилого человека. У женщин в среднем больше социальных ролей, они имеют боль­ше друзей, чем мужчины. Но женщины чаще жалуются на одиноче­ство. Количественные аспекты межличностных связей (частота контактов и число друзей) только в умеренной степени ассоциируют­ся у пожилого человека с его субъективным благополучием.

Люди позднего возраста более подвержены риску переживания тяжелых утрат, чем молодые. Поздний период жизни нередко назы­вают «возрастом потерь». Наиболее тяжелой утратой, конечно, яв­ляется смерть близких людей, с которой пожилому человеку в поздние годы жизни постоянно приходится иметь дело.

При повторении или наложении нескольких утрат формируется «чрезмерная нагрузка от тяжести утрат». Как реакция на потери может быть самоубийство. Мужчины кончают жизнь самоубийством в четыре раза чаще, чем женщины. Процент самоубийства среди мужчин равномерно растет с возрастом, достигая максиму­ма после 80 лет (Г. Крайг). Вдовы и особенно вдовцы попадают в группу риска как потенциальные самоубийцы. Этот риск очень высок в течение первого года со дня смерти супруга(и), затем он резко снижается, хотя и остается выше среднего еще в течение нескольких лет. К самоубийству в высшей степени склонны хро­нически одинокие или пережившие в прошлом эмоциональные кризисы пожилые люди, прежде всего те из них, кто отличается повышенной тревожностью и чувством собственной неполноцен­ности (Г. Крайг).

Как показали исследования, относительно здоровые старые люди до преклонных лет дорожат своими социальными связями и дела­ют все возможное, чтобы удержаться на том уровне общения, кото­рый привычен и удобен для них. При расторжении социальных связей из-за болезни или смерти других они способны возмещать и замещать эти потери. Успешная социальная адаптация в пожилом возрасте — это в первую очередь принятие новых социальных ро­лей, которое противостоит осознанию старости как цепи утрат, а не приобретений. С точки зрения В. Нурковой, это роли консультанта, доверенного лица, добровольца в делах благотворительности, исто­рика, хранителя традиций семьи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.