Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи развития средней взрослости






Наибольшее время жизни взрослого человека приходится на период так называемой «средней взрослости», датируемой прибли­зительно 35/40—60 годами, когда субъект оценивается как «ни молодой, ни старый». В это время происходит стабилизация всего жизненного уклада индивида и его личностных особенностей. Со­временные авторы, проводившие лонгитюдные исследования, не на­ходят у большинства участников так называемого кризиса середи­ны жизни, что позволяет рассматривать средний возраст в качестве интервала стабильности.

Другая точка зрения состоит в понимании этого периода не про­сто как этапа сохранения всего приобретенного на предшествующей стадии, а как ступени дальнейшего развития субъекта, где достигает­ся пик творческого подхода к жизненным проблемам и максималь­ное влияние на других. Средний возраст способен быть периодом расцвета в семейной жизни индивида, его карьере или творческих Достижениях, он играет важную роль в обретении человеком чувства самоактуализации. В современных условиях названный возраст нередко становится стартом наиболее творческого интервала жизни.

Основным противоречием развития, задающим личностную ди­намику, становится «продуктивность— стагнация» (Э. Эриксон), позитивное решение которого осуществляется через воспитание нового поколения и заботу о нем или через профессиональные успехи. Негативное развитие субъекта на данной ступени проявляется в закоснелости, тоске, депрессии.

Р.Пек конкретизировал основные жизненные задачи средней взрослости, представив их в виде дилемм:

- ценность мудростиценность физической силы. Ведущий до того напряженную жизнь человек по мере убывания физиче­ских сил и ослабления здоровья должен изменить темп своей жиз­ни и не так «выкладываться», переключить большую часть своей энергии на умственную деятельность;

- социализация — сексуальность. Акцент взаимоотношений перемещается с сексуальной близости или конкуренции, когда че­ловек одного пола воспринимался как «соперник», а человек проти­воположного пола — как потенциальный сексуальный партнер, и взаимодействие с ними протекало в одном измерении «притяже­ние — отталкивание», на общение и товарищеские отношения. Ре­шение этой проблемы в пользу социализации приводит к тому, что: другие люди принимаются как личности, друзья, отчего отношения с ними обретают большую глубину взаимопонимания;

- эмоциональная гибкость — эмоциональное обеднение. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям ведет к застою. Особенно важна эмоциональная гибкость по отношению к подрастающим детям, их друзьям и семьям;

- интеллектуальная пластичность — интеллектуальная ригидность. Среди людей среднего возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, что делает их закрытыми для новых идей. Эта умственная жесткость должна быть преодолена, либо она перерастет в нетерпимость, приведет к неспособности творчески решать проблемы. Необходимо вырабатывать у себя открытость новому опыту и новым взаимоотношениям.
Р. Хейвигхерст называет следующие задачи среднего возраста:
-достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;
-достижение и поддержание целесообразного жизненного уровни;
- выбор подходящих способов проведения досуга;

- помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;

- усиление личностного аспекта супружеских отношений;

- принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним;

- приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.