Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностное развитие. Переход от юности к взрослости в большинстве случаев сопровождается упрочением, кристаллизацией чувства своей личной идентичности






Переход от юности к взрослости в большинстве случаев сопровождается упрочением, кристаллизацией чувства своей личной идентичности, молодые люди (от 18 до 29 лет) чаще задают себе вопрос: «Кто же я такой в действительности?», чем люди среднего и пожилого возраста (И.С. Кон). Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир, считает Г. Крайг. Молодой человек усваивает систему «взрос­лых» ролей разновременно, в разной последовательности, поэтому он может себя видеть в одних отношениях уже взрослым (напри­мер, в трудовой деятельности), а в других (например, в отношениях с другими людьми) еще нет (И.С. Кон). Понятие взрослости подра­зумевает, с одной стороны, адаптацию, освобождение от юношеского максимализма и приспособление к жизни, а с другой — творческую активность, самореализацию. Б. Заззо обнаружила два типа описа­ния людьми своего перехода от юности к взрослости. Для одних взрослость означала расширение своего «Я», обогащение сферы деятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности, т.е. самореализацию. Другие, наоборот, подчеркивали вынужденное приспособление к обстоятельствам, утрату былой раскованности, свободы в выражении чувств и т.п., т.е. взрослость для них не при­обретение, а потеря.

Таким образом, самовосприятие своей взрослости у разных лю­дей разное, что, по-видимому, зависит от личностных особенностей. Но тем не менее молодость по своей природе оптимистична: чело­век уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, и, хотя он сталкивается с трудностями на этом пути, они все же не кажутся ему непреодолимыми. Минуты отчая­ния, сомнения, неуверенности, как правило, кратковременны и про­ходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей (М.В. Гамезо и др.).

Ранняя взрослость (20—30 лет) рассматривается обществом как «лучшее время», как наиболее счастливый возраст, что ведет к по­вышенному ожиданию этого времени со стороны подростков и к высокой ретроспективной оценке у старших возрастных групп. Именно в интервале от 21 до 34 лет зафиксирован наименьший процент лиц, неудовлетворенных жизнью и считающих себя несча­стными. Однако повышенные требования к молодым взрослым, их достижениям и успехам способствуют возникновению у них пере­живаний стрессового характера, а высокая частота значительных и значимых событий в период ранней взрослости способна усили­вать стресс. Действительно,.согласно эмпирическим наблюдениям, у лиц данного возраста отнюдь не обязательно обнаруживается пик удовлетворенности жизнью. Полагают, что удовлетворенность жизнью меняется на протяжении самого этапа зрелости. К. Муздыбаев, например, устанавливает наиболее низкую удовлетворен­ность жизнью у молодых людей до 25 лет, которая далее — от 25 до 30 лет — резко повышается, но во второй зрелости — до 50 лет — вновь снижается. Автор заключает, что ощущения счастья и удов­летворенности жизнью (ее смыслом) не совпадают: молодые люди

чаще говорят, что они счастливы, но для них менее типична удов­летворенность жизнью.

В 20 лет человек пытается доказать свою уникальность, он скло­нен считать себя единственным в своем роде: здесь Я -- там мир, который надо завоевать, опекать, изменить, побороть или бояться. Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым (Б. Ливехуд, Г. Шихи).

Согласно эмпирическим данным (Л.В. Бороздина, О.Н. Молча­нова), в ранней взрослости превалирует относительно высокая ло­кализация профиля самооценки, хотя и фиксируются острая кри­тичность к собственным качествам, выделение значительного числа недостатков, неудовлетворенность достигнутым. Основной радикал самооценки молодых взрослых — сознание или ощущение возмож­ностей, переживание открытой перспективы, существование в диа­де: «Я есть» — «Я буду». В периоде ранней зрелости человек жи­вет в сегодняшнем дне, но не ради него самого, а ради предвидимого и творимого в нем завтра, т.е. основным временным параметром самовосприятия является «будущее в настоящем» (И.С. Кон).

(?) Контрольные вопросы

1.. В чем заключаются основные задачи развития в ранней взрослости?

2. Каковы отличительные признаки когнитивного развития в период ранней взрослости?

3. Согласны ли вы с классификацией профессионального пути Д. Сьюпера?

4. Чем, согласно Д. Левинсону, отличается развитие мужчин и женщин в период ранней взрослости?

5. Почему переход к родительству является особой стадией семейного цикла?

6. Каковы особенности Я-концепции молодого взрослого?

CD Тестовые задания

1. Переход к взрослости, по мнению Д. Левинсона, связан с решением задачи...

A. Увязать мечты с реальностью.
Б. Выработать свой стиль жизни.

B. Оставить «родительское гнездо».
Г. Создать свою семью.

2. Согласно периодизации когнитивного развития в зрелости К. Шайи, ранней взрослости соответствует период...

А. Реинтегрирования.

Б. Достижения

В. Приобретения.

Г. Исполнения социальных обязанностей.

3. По мнению Э. Эриксона, главная проблема, требующая своего разрешения, в период ранней взрослости — это...

A. Эгоидентичность — спутанность ролей.
Б. Близость — изоляция.

B. Эгоинтеграция — спутанность ролей.
Г. Продуктивность — застой.

4. Функциональная независимость, приобретаемая в период ранней взрослости в процессе отделения от родительской семьи (Дж. Хоффман состоит...

A. В обретении независимости от родительской поддержки и любви.
Б. В формировании установок, ценностей и убеждений, отличающихся от родительских.

B. В обретении способности содержать себя материально и самому решать свои повседневные проблемы.

Г. В оставлении родительского дома без чувства вины.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.