Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии и кризисы на этапе взрослости






Согласно биографическому подходу события жизни составляют основное содержание жизненного пути человека и выступают в качестве переломных, критических моментов, обусловливающих изменения жизни человека. В отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн) принята следующая классификация событий жизни:

- события среды — существенные перемены в обстоятельствах развития, происходящие не по воле и не по инициативе субъекта жизни (война, болезни, смерть, землетрясение и др.);

- события поведения, т.е. поступки, инициатором которых является человек: он принимает решение и реализует его (брак, поступ­ление в вуз, смена работы и др.);

- события внутренней жизни — духовная работа по переосмыс­лению ценностей жизни, изменение отношения к чему-либо («осоз­нание судьбы»).

В зарубежной психологии выделяют нормативные и ненорма­тивные события жизни. К нормативным относятся те, наступление которых ожидается в определенное время или переживается боль­шинством людей, принадлежащих к тому или иному возрасту, культуре, социальной группе. При наличии социальной поддержки, вре­мени подготовки к ним, социальной значимости этих событий они не приводят к сильному стрессу (Г. Крайг). Примерами таких со­бытий могут служить вступление в брак, рождение детей, оконча­ние школы, поиски первой работы, выход на пенсию и т.п.

Ненормативные события случаются неожиданно, не предви­дятся, являются сугубо личными, т.е. не затрагивают широкого круга лиц, например внезапная смерть супруга, тяжелая болезнь, потеря работы и пр. Подобные события порождают значитель­ное напряжение и часто требуют от человека коренной пере­стройки жизни.

В последнее время все большее внимание со стороны психоло­гов уделяется анализу поведения человека в сложных и экстре­мальных обстоятельствах. Индивидуальные стили реагирования как способы взаимодействия человека с различными сложными ситуа­циями проявляются либо в форме психологической защиты от не­приятных переживаний, либо в форме совладения — конструктив­ной активности личности, направленной на разрешение проблемы. Стиль реагирования обусловливает те или иные последствия поведения человека, которые могут быть выражены следующим образом (А.В. Либин).

 

 

Негативные события
Стили реагирования

* Защита —> Тревожность, —> Дезадаптация

болезнь

•Совладание—> Радость, —> Успех

воодушевление

 

 

Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с индивидуально-психологическими особенностями (типом мышления и особенностями локуса контроля, установками и переживаниями, отношением к себе и другим, структурой жизненного опыта), но зависят также и от конкретных событий, трудных ситуаций.

С точки зрения возрастного подхода разработано множество различных классификаций жизненного пути человека (Б.Г. Ананьев, Г. Крайг). Приведем две из них в тех частях, которые касаются зрелого и позднего возрастов.

Например, согласно периодизации Д. Бромлей, жизнь человека состоит из пяти циклов. Четвертый из них — взрослость — состоит из четырех стадий: ранняя взрослость -- 21—25 лет, средняя взрослость — 25—40 лет, поздняя взрослость — 40—55 лет, и предпенсионный возраст — 55—65 лет.

Пятый цикл— старение -- состоит из трех стадий: «удаление от дел» — 65—70 лет, старость — от 70 лет и более, дряхлость, болезненная старость и смерть.

Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды (Г. Грим):

- средний (зрелый) возраст, включающий два периода: первый - 22—35 лет для мужчин и 21—35 лет для женщин, второй — 36-60 лет для мужчин и 36—55 лет для женщин;

- пожилой возраст -- 61—74 лет для мужчин и 56—74 лет женщин;

- старческий возраст - - 75—90 лет для мужчин и женщин;

- долгожители — старше 90 лет.

Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте, то обычно весь период взрослости условно подразделяют на три стадии:

• ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);

• средняя взрослость (от 40 до 60 лет);

, • поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

Сторонники возрастного подхода, утверждая стадиальность развития человека, его не линейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании кризисных периодов, которые необходимо возникают на жизненном пути большинства людей (П. Ниемеля) и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы взрослости отличаются от кризисов детства тем, что они не столь привязаны к возрасту; более тесно зависят от социальной ситуации развития; проходят достаточно осознанно; а также более скрыто, недемонстративно.

В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости, связанные со следующими периодами жизни: 17—22 года, около 30 лет (28—32 года), 40-45 лет, 55—60 лет. Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временные границы даны достаточно условно и у раз­ных авторов они не одинаковы.

Кризис юности (17—22 года). Важными вопросами этой фазы развития являются следующие: кто я? чего я хочу? что я могу?, на которые еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения (Б. Ливехуд). Г. Шихи называет этот кризис «отрывом от родительских корней», полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя -суть кризиса юности. Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы, возни­кает желание оставить «родительское гнездо», и начинается про­цесс разрыва эмоциональных связей с домом. Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к силь­ному человеку (например, вступив в брак), только задерживает раз­витие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис, т.е. не уходят от вопросов: кто я? как мне воплотить мои мечты? какой путь выбрать для начала? кто может мне помочь? как добиться цели?, обычно становятся сильнее и оказываются способ­ными управлять своей судьбой (Г. Шихи).

Кризис молодости (28—32 года). Несмотря на то что чело­век относительно доволен своей жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь, которую налаживал с 20 лет, разваливается. Подводятся первые итоги и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга, карьеры, жизненных целей). Одинокий человек начинает искатьпартнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится заняться своей карьерой; бездетные родители стремятся завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные с тенденцией что-то изменить, желанием профессионального роста, большего успеха. Появляется стремление начать все сначала в 30 лет, причем все эти изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства (Г. Шихи). Лейтмотив этого кризиса— побег. Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Необходима коррекция жизненного плана, духовная работа по осознанию своего места в жизни.

Кризис взрослости часто описывается как «кризис середины жизни», «взрыв в середине жизни» (40—45 лет) или «десятилетие роковой черты» (35—45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, чем все это для него закончится, начинает понимать, что не будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды», то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Происходит освобождение от иллюзий, осознание, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни. Это время, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни; период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей или переход к но вой доминанте ценностей.

Истоки кризиса середины жизни Е.И. Головаха видит в ограни­ченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собира­ясь в среднем прожить до 70—80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами.,.

Р.А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни: нереализованности (то, что человек наметил в молодости, он не смог осуществить либо недооценивает свои успехи и достижения); опустошенности (все, что наметил, достигнуто; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, доминирующим выступает переживание, что он — «уже выкуренная сигарета»); бесперспективности (отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина «безнадежного застоя», «rapантированной скуки»).

Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа-Я, переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс «духовного созревания» (Б.Ливехуд) решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена «Я», как называет это К. Юнг.

Кризис зрелости (55—60 лет). Этот критический период характеризуется как время подведения итогов, которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что не имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. Именно поэтому данный период описывается как время внутреннего конфликта: необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду «акме», к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что ухуд­шается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная не­обходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать.

(?) Контрольные вопросы

1.Что изучает наука акмеология?

2. В чем различие возрастного и биографического подходов?

3. Какие нормативные события на этапе взрослости вы знаете?

4. В чем заключается специфика «кризиса середины жизни»?

5. Что такое «нормативные» кризисы взрослости?

6. Каковы отличительные особенности кризисов взрослости от кризи­сов детства?

CD Тестовые задания

1. Нормативные кризисы взрослости по сравнению с кризисами дет­ства имеют следующие характерные черты...

А. Проходят более интериоризованно, недемонстративно.

Б. Проходят более открыто, сопровождаясь яркими эмоциональными реакциями.

В. Проходят в точно определенный возрастной период.

Г.Не зависят от социальной ситуации развития.

• 2.Процесс совладания с трудными ситуациями означает...

А.Психологическую защиту от неприятных переживаний в виде вытеснения или отрицания.

Б. Конструктивную активность личности, направленную на разрешение проблемы

В. Компенсацию отрицательных эмоций едой, употреблением алкоголя и пр.

Г. Депрессию и тревожные состояния, связанные со стрессом.

3. Кризис, обозначаемый как «десятилетие роковой черты», приходится на возраст...

A. 13—23года.
Б. 23—33 года.

B. 30—40лет.
Г. 35—45 лет.

4. Кризис молодости связан с...

A. «Отрывом от родительских корней».

Б. Переоценкой «плана на всю жизнь»: первоначальных выборов ценностей.

B. Решением вопросов, связанных со смыслом жизни.
Г. Отсутствием будущего в картине жизни.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.