Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переходный период (кризис ранней юности)






Переходный период между подростковым и юношеским возрас­том — 15 (или 14—16) лет. Это время приходится на девятый класс, когда решается вопрос о дальнейшей жизни. По существу, от старших подростков общество требует профессионального самоопределения: они должны выбрать профессию и дальнейший путь обучения. Проблема профессионального самоопределения, как правильно пишет И.В. Дубровина, в последнее время все чаще оказывается актуальной именно для 15-летних, поскольку период обучения в старших классах школы становится, скорее, периодом специальной профессиональной подготовки. Большинство подростков вынуждены принимать достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти другую (какую?), какой выбрать класс (математический или гумани­тарный; более сильный или слабый) и т.д. Многие подростки тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора, поэтому они предпочитают продолжить обучение в своей школе и в своем классе. Однако зачастую этот вопрос не зависит лишь от желания подростка — и здесь возникают новые волнения. Многие полагаются на выбор родителей, которые стремятся определить детей в специализированные классы или школы, ориентируясь либо на способности и склонности подростка, либо на выбор дальнейшего образования в определенном вузе. В престижные гимназии и специализированные классы надо еще поступить, сдав экзамены и выдержав конкурс.

Неопределенное будущее вызывает рост тревожности, переживание страха, сильного волнения. Как пишет Б. Ливехуд, в кризисный период созревания начинается пробуждение личности, важными вопросами этой фазы являются следующие: кто я? чего я хочу? что могу? Но на эти ключевые вопросы еще нет ответа, поэтому основная характеристика отрочества — временный характер (подросток еще не определился и не нашел призвание). Очень важно, чтобы молодые люди (пусть и с помощью взрослых) принимали решение касающееся их профессионального самоопределения, самостоятельно. Бегство от кризиса в этом переходном периоде только задерживает развитие человека. Тот, кто достойно принимает этот кризис, обычно становится сильнее и способен управлять своей судьбой.

Итак, основным новообразованием младшего подросткового возраста является возникновение чувства взрослости — ощущение се взрослым человеком и желание утвердить эту взрослость в реальном поведении, возникает желание считаться или хотя бы казаться взрослым. Происходит открытие своего внутреннего мира, noявляется потребность разобраться в нем, склонность к самоанализу. В результате к концу подросткового возраста происходит становле­ние Я-концепции как интегративной, целостной системы представ­лений о себе, сопряженной с оценкой и отношением к себе, явля­ющейся центральным новообразованием всего этого периода.

® Контрольные вопросы

1.Что такое пубертатный период, чем он характеризуется?

2. Как наблюдаемые у подростка морфофункциональные изменения могут повлиять на его самочувствие и самоотношение?

3. Каковы причины возникновения у подростка чувства взрослости?

4. Каковы пути развития чувства взрослости у подростков? От чего они зависят?

5. Почему большинство конфликтов между детьми и родителями при­ходится на подростковый возраст?

6. Чем общение подростка со сверстниками отличается от общения со взрослыми?

0 Тестовые задания

1. Ведущей деятельностью подросткового возраста Д.Б. Эльконин счи­тал...

A.Учебную деятельность.

Б. Интимно-личностное общение со сверстниками.

B.Учебно-профессиональную деятельность.
Г. Общественно-полезную деятельность.

2. Одним из основных новообразований подросткового возраста явля­ется...

A.Чувство взрослости.

Б. Формирование мировоззрения.

B.Формирование произвольности.
Г. Чувство «Я».

3.Дисморфофобия — это...

A.Устойчивая потеря аппетита.

Б. Боязнь публичного выступления.

B.Убежденность в мнимом уродстве.
Г. Страх перед толпой.

4. Одной из формирующихся особенностей мышления подростка явля­ется...

А. Умение размышлять о возможностях, которые не даны непосред­ственно.

Б. Усвоение принципа сохранения (объема, количества и др.).

В. Умение решать задачи в наглядно-образном плане.

Г.Способность координировать одновременно две точки зрения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.