Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Postrock




Слово " построк" звучит вкусно и многообещающе. Рок после смерти рока.Многое хочется связать с этим словом." Исчезновение" рока было обнаружено музжурналистами в середине 90-х, оно примерно соответствует моменту, когда " Металлика" постриглась и наделапластмассовые черные очки.Последним рок-явлением, претендовавшим на аутентичность - нааутентичную злобу, аутентичную боль, аутентичный (= грубый) саунд - былгранж. Но всем было очевидно, что " Нирвана" - это ретро-театр, не более чемприменение хорошо известной формулы " с панк-непосредственностьювоспроизвести изысканный саунддизайн Led Zeppelin и Black Sabbath".В случае с " Нирваной" миф о боли души молодого поколения, которую можновыразить только грубыми гитарными риффами, еще функционировал. Нофункционировал только в качестве мифа, раскручиваемого средствами массовойинформации. Гранж-группы, пережившие " Нирвану", как, скажем, SmashingPumpkins, имели возможность убедиться, что у молодого поколения душа ужепочему-то не болит. А истории о психических травмах, о разрушенных надеждах, о надрывах, депрессии и паранойе, об одиночестве и наркотиках и томуподобных вещах от музыкантов требуют средства массовой информации, позиционирующие рок на музыкальном рынке. То есть вокруг рока в интересахего маркетинга искусственно создается ореол грязной психореальности, имузыканты должны соответствовать имиджу " из последних сил вопящих у безднына краю".А без претензии на аутентичность и искренность рока быть не может. Чтоостается? Саунд-дизайн.То, что в середине 90-х было названо построком, проще всего было быохарактеризовать как гибрид эмбиента и инструментального рока.Главным музсобытием середины 90-х была битва за преодоление пропастимежду пафосным стадионным роком и бухающим эсид-хаусом. Построк - болееизящный и акустически интересный вариант того же самого хода: гибридмонотонной электроники и неагрессивной инструментальной рок-музыки.В 1996 году вышел альбом " Millions Now Living Will Never Die" чикагскойгруппы Tortoise. Восторгу критиков не было предела, минимал-рок без вокалапошел на ура. Более того, продукция Tortoise якобы окончательно отменилавыдохшуюся и погрязшую в бесконечных клише рок-музыку. Tortoise былиторжественно объявлены построком. Отныне навсегда покончено спеснями-припевами, с бесконечным пафосом, с тремя постылыми гитарнымиаккордами. Рок-музыка больше не нуждается в гитарах, интерес по ходуразвития композиции может поддерживаться и другими - чисто музыкальнымисредствами. Волшебными словами были " даб", " минимализм" и " джаз".Даб означал не просто массу баса и медленными толчками идущий впередгрув. Под дабом имелась в виду технология, применявшаяся на Ямайке в начале70-х: записать музыку на пленку, а потом обработать эти пленки так, какбудто никаких живых музыкантов никогда в природе и не было. Чем-то подобнымзанимались и кельнские хиппи из группы Сап, мода на которых тоже как бы самасобой подоспела.Минимализм означал переход к новому принципу композиции. Ритмическиефигуры менялись крайне медленно, музыка производила статичное впечатление, но на месте при этом не стояла. По сравнению с однослойным трехаккордовымроком в построке оказалось значительно больше музыки.Одновременно перенос акцента с гитарных аккордов, которые можносравнить с лопатой, кидающей глину, на движущиеся относительно друг другалегкие слои ударных инструментов означал сближение с лагерем электронноймузыки. Записи Tortoise (во всяком случае - некоторые пассажи) звучали какэмбиент.Третье волшебное слово - " джаз" - применялось в том смысле, чтоTortoise много импровизируют, а их саунд местами очень напоминает такоеявление, как cool jazz.С джазом разобрались быстрее всего. Чикагские музыканты пояснили, чтово время своих концертов они ничуть не импровизируют, а играют то, чторазучили. И вообще импровизация их музыке вовсе не свойственна Их музыкапридумана, сочинена, выстроена. И ритмически она на джаз не похожа. Неужелимузкритики могли так ошибиться? Несложно догадаться, что дело было вовсе нев саунде вибрафона и не в огромном портрете Джона Колтрейна, который висел вчикагской студии Tortoise и аккуратно присутствовал на большинствефотографий группы, а в том, что музкритикам была дорога утопия синтетическоймузыки, с одной стороны, укорененной в традиции, а с другой - преодолевающейразобщенность и клише отдельных стилей: рока, джаза, техно, авангарда.Tortoise были избавителями от гнусного настоящего, музыкой будущего иодновременно - сугубо ретро-явлением, чем-то хорошо знакомым и понятным.Моментально обнаружилось, что кельнско-дюс-сельдорфский дуэт Mouse OnMars тоже относится к этой же струе. Правда, Mouse On Mars называли не построком, а неокраутом Электронная группа Mouse On Mars звучала на редкостьнеэлектронно, процедура изготовления техно применялась к звукам вполнеестественного происхождения, мы уже встречали этот ход, когда речь шла отом, что из " электронной музыки для слушания" исчезли синтетическиебарабаны.Mouse On Mars были шагом из техно-лагеря в сторону инструментальногорокаTortoise были шагом навстречу.В последней трети 90-х группы, которые занимаются самосемплированием(то есть записывают свою живую музыку на компьютер или семплер, режут ее начасти, зацикливают их, играют на этом фоне, режут записанное на части и такдалее) стали восприниматься как нечто само собой разумеющееся Более того, подобного рода практика вдруг оказалась единственным способом выживаниямузыкальных коллективов в эпоху электронной музыки.Надо заметить, что подыгрывать магнитофону - это обычное дело встудийной практике, рок-музыка именно так всегда и записывалась. Новизнаситуации состояла в том, что сегодня новая музыка таким образом сочиняется иодновременно записывается - сочинение и запись больше не могут бытьразделены, процедура изготовления музыки состоит в самосемплировании.Такое положение дел тоже, разумеется, было названо построком.С одним, правда, " но".На компьютере можно изготовить довольно причудливые аудиозаграждения изкакого угодно аудиоматериала, и если мы применим в качестве исходного сырьязвуки барабанов и гитар, то результат, наверное, автоматически окажетсяпостроком? Нет.Несмотря на все усилия критиков размазать границы понятия, построквсе-таки ассоциировался со вполне определенным саундом, с саундом Tortoiseобразца 96-го - холодным и бесстрастным. Инструментальная музыка эпохиминимал-техно.Найти истоки такого саунда оказалось очень легко, к электронной музыкеони отношения не имели, рок самостоятельно дошел до такой жизни. Созданная в90-м британская группа Stereolab занялась минималистическим, почтиинструментальным роком с большим количеством аналоговых синтезаторов.Минимализм заключался не только в монотонном и довольно небогатом стукеударных, но и в навязчивой гитарной партии, которая состояла, как правило, из одного-единственного аккорда. В начале 90-х критики называли это делоambient boogie и вспоминали такие группы, как Velvet Underground, Can иNeu!.Истоки Tortoise уходят в чикагский рок-андеграунд или, шире, в инди-рок80-х. В 80-х мы обнаруживаем практически инструментальный рок крайневлиятельной группы Sonic Youth и лейбла SST. На кого они ориентировались? НаСап и Neu! Огромное влияние на Tortoise и на многих других оказали двапрактически инструментальных альбома группы Slint, вышедшие в 88-м и 91-м.В первой половине 70-х немецкие группы Сап, Kraftwerk и Neu! звучалиуже как настоящий построк. Совсем не электронный альбом " Kraftwerk 2" (1972)- вполне построковый. После него Kraftwerk сдвинулись в электро-минимализм, а группа Neu!, созданная гитаристом Михаэлем Ротером, которого уволили изKraftwerk, занялась рок-вариантом той же самой формулы.Сап и Neu! сделали следующий шаг после Velvet Underground: редуцироватьмузыку до минимально необходимого, то есть оставить один гитарный аккорд, одну ноту баса, одну ритм-фигуру и долго-долго это с минимальными сдвигамиповторять.A Velvet Underground - это уже конец 60-х, первая антирок-группа, смерть поп-музыки, остановка всякого движения, занудливость как средствоэпатажа, тиражирование как эрзац художественного процесса... у поп-артистаЭнди Уорхола - идейного вдохновителя Velvet Undeground - было многозамечательных идей. Таким образом, в конце 60-х появился не только рок с егосаундом, но и идея, как должен звучать антирок, контррок, построк.Как это неоднократно случалось в 90-х, специфический саунд очень быстровыработал свой ресурс. Сегодня клише почему-то стали очень быстро приедаться- как в техно и роке, так и в построке. Такие американские группы, игравшиекогда-то построк, как Тгаns Am, Him, Ui, Labradford, Gastr Del Sol, уже невоспринимаются как передний край чего бы то ни было. Нынешние Tortoise -тоже явно не группа будущего. Британское трио Add N to (X), пару лет назадзаявившее о себе в качестве остроумной альтернативы американскойминимал-насупленности, заметно банализировало свой саунд.Что же, ничего нового и интересного в этой сфере не происходит? Происходит, происходит... Австрийское трио Radian демонстрирует, пожалуй, наиболее интригующий, кошмарный и интенсивный построк из имеющегося вприроде. Radian - это настоящая группа: ударник, клавишник, басист. Барабанызвучат довольно натурально, бас тоже можно опознать, но все остальное -сухой высокочастотный нойз. Ни рева, ни грохота нет, но и компромиссов -тоже. При этом Radian играют, определенно, рок: в нескольких треках очевидендовольно блюзовый нойз-рифф (надеюсь, Джон Ли Хукер не переворачивается вгробу от моего излишне широкого взгляда на вещи).

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.