Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальный состав населения России






Века Территория Русскоязычное население
I – II Восточнославянские племена 90 %
IX Сформировалось славянское государство – Киевская Русь
XII Заложена Москва
XV Централизованное государство – Московское княжество (Великая Русь)
XVI – XVII Продвижение к нижнему Дону, побережью Тихого океана
XVIII Заселение Крыма, Северного Кавказа, юга Сибири 70 %
XIX Освоение Закавказья, Средней Азии 49 %
XX Распад Советского Союза 43 %

 

Итак, первые славянские племена пришли на территорию нынешней России? Каковы причины этих изменений? Уменьшение доли русских. Расширение границ, «вливание» новых народов и процесс ассигмиляции (учебник 314 с.)
Итак, первые славянские племена пришли на территорию нынешней России в I – II вв. И лишь в IX веке сформировалось славянское государство – Киевская Русь. Еще позже, в XII веке, была заложена Москва. По мере роста Москвы развивалось интерализованное государство – Московское княжество, где 90 % населения являлось русскими.  
Ребята как вы думаете, почему формирование русскоязычного населения как централизованное государство шло так медленно? В создании Древнерусского государства принимали участие различные народы, которые жили племенами (славянские племена). Объединению этих племен в единый этнос требовалось много времени.
Почему далее происходило расширение границ государства? В каком направлении и почему могло идти освоение земель? С развитием общества, с увеличением численности населения шло расширение границ. Освоение земель шло в восточном направлении, а также в южном, которое началось в XVI веке со взятия Казанского и Астраханских ханств, дальнейшее передвижение объясняется освоением новых земель (Крым, Северный Кавказ, Сибирь) с целью усвоения природных ресурсов.
В нынешней России русские составляют 43 % от всего населения. Какие народы составляют оставшиеся 57 %, то есть какие народы, кроме русских, вам известны?   Украинцы, белорусы, евреи, чуваши и т.д.
Какой вывод можно сделать о национальном составе России Для России характерна мозаичность, многонациональность.
Теперь более подробно рассмотрим, какие народы населяют Россию. Чтобы ответить на этот вопрос, открываем с. 8 атласа. Достаточно одного взгляда, чтобы увидеть, что Россия – многонациональное государств.  
Что указывает на многонациональность? Разнообразие фоновой окраски
Всего на территории РФ насчитывается 130 народов. По сходству языка в географии принято объединить народы в языковые группы, а их – в языковые семьи.  

 

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, уральская. Почему они так называются? Используя лишь названия языковых семей можно ли выделить их ареал расселения? Почему? Связано с областями распространения.
Теперь поговорим о нашей республике. О чем говорит вам диаграмма нацио­нального состава РТ? Какие выводы вы можете для себя сделать? Наша республика также многонациональна (107 национальностей). Наиболее крупными этниче­скими группами населения республики являются татары – 48, 5 % и русские – 43, 3 % населения Татарстана. Также в РТ проживают чуваши, ук­раинцы, мордва, удмурты, марийцы, башкиры и многие другие народы.

 
 

Национальный состав РТ (%)

Мы с вами ведем разговор о нациях и народах. А что такое народ? Как вы объясните это слово? Народ – общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком.
Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Теперь поговорим об этом. Для этого объединяемся в группы. Задания у вас на карточках. На обсуждение – 3 минуты. Объединяются в 8 групп и работают с заданиями на карточках.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.