Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока.






Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент
2. Постановка и решение задач
Тема сегодняшнего урока «Климат. Органический мир Антарктиды». Необходимо начать изучение климата Антарктиды с анализа климатических карт.  
Проведя сравнительный анализ климатической карты Антарктиды с картами других материков попытайтесь ответить почему Антарктиду называют холодильником Земли? На большей части материка t января ниже –48 0С. Почти в ¼ части материка t самого теплого месяца в году не поднимается выше –32 0С, а на всех других материках самого теплого месяца выше 0 0С.
В тетрадях самостоятельно с помощью учебника и атласа сделайте такое задание: Укажите причины подтверждения:  

Почему?
 
 
Почему?
  Антарктида – самый сухой материк Земли
- особенности географического положения; - наличие ледяного покрова в результате низкая испаряемость; - область постоянного высокого давления (нет облачности)
  Антарктида – самый холодный материк Земли
- особенности географического положения; - наличие ледяного покрова; - отражательная способность материка и характер поверхности ледяного панциря; - высота и широта места

 

 


Да, не зря Антарктиду называют «холодильником» Земли. Пожалуй ни у одного материка нет стольких образных названий, сколько их имеет Антарктида. Казалось бы, в названии «Страна морозов и жесткого солнца» уже таится противоречие.  
А почему жесткого солнца? При помощи учебника отвечают: южнополярным летом нельзя выйти из помещения без солнечных очков; кожа лица и других открытых участков очень быстро загорает, бывают даже солнечные ожоги, губы трескаются.
Какой вывод из этого можно сделать? Значит Антарктида получает очень большое количество солнечного тепла, так как она расположена в высоких широтах. Здесь полярное лето, очень чистый воздух, средняя высота материка более 2000 м, то есть Антарктида расположена «ближе к солнцу» и солнечные лучи проходят меньший слой воздуха.
Почему тогда поверхность Антарктиды не нагревается? Из начального курса физической географии учащиеся должны знать, что воздух нагревается не от прямого воздействия солнечных лучей, а от земной поверхности. Большая часть площади Антарктиды – лед. Из этого ученики делают вывод, что лед отражает от 75 до 90 % солнечной радиации, солнечные лучи в этих широтах имеют маленький угол падения и наконец, в полярную ночь отдельные участки материка долгое время вообще не освещаются солнцем.
Как отражаются все эти особенности климата на органическом мире материка? С помощью карт и учебника опишите животный и растительный мир Антарктиды. Растительный и животный мир безусловно не богат, но и не так уж беден, как может показаться. Здесь есть лишайники, грибы, мхи, водоросли. Цветковые растения встречаются только на Антарктическом полуострове, там есть щучка из семейства злаковых и один представитель гвоздичных. из представителей животного мира преобладают птицы (перечисляют какие).
Раз Антарктида самый холодный материк с бедным органическим миром, почему же он так привлекает исследователей? В недрах материка обнаружены разнообразные полезные ископаемые: найдены следы нефти, природного газа. Океанические воды Антарктиды богаты крупными морскими животными, рыбой, ракообразными. В Антарктиде сосредоточены огромные запасы пресной воды. Все это привлекает многих ученых. (Показывают по карте природные ресурсы).
Закрепление На доске предоставлена схема. Объясните эту зависимость: физико-географическое положение (ФГП) ® низкая температура воздуха ® ледниковый щит ® полюс холода Земли ® бедность органического мира.
Итог урока
Что мы изучили на сегодняшнем уроке? Климат. Органический мир Антарктиды.
Домашнее задание. 1. Составить памятку для отправляющегося в Антарктиду. 2. Прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктиды.
     

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.