Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация 2.






· а) Вам дали отдельную комнату для работы. В ней нет абсолютно никакой мебели. Вас спрашивают, что вам нужно. Вы отвечаете: «Прежде всего мне необходим стол».

· б) Учащийся сообщает своим родителям: «В следующем году у нас в классе вместо парт поставят столы».

Здесь слово «стол» в форме единственного и множественного числа употребляется в общеназывном смысле, т. е. называет объекты как таковые, без указания на что-то конкретное или однозначно выделенное.

Вывод.

Анализ смысловой стороны имен существительных показывает, что последние обладают потенциальной смысловой разноплановостью, т. е. могут употребляться в речи в различного рода соотнесенности с называемыми объектами. Потенциальная смысловая разноплановость имен существительных раскрывается при употреблении их в различных ситуативных условиях.

В процессе речи имена существительные могут употребляться:

· 1) в конкретно-назывном смысле, т. е. в конкретной соотнесенности с называемым объектом, обозначая наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (объекты);

· 2) в общеназывном (неконкретном) смысле, т. е. для называния объекта (объектов) как такового (таковых), вне соотнесенности с чем-то известным или однозначно выделенным.

Проверьте, как вы усвоили материал первого параграфа.

Задание. Определите, в каком смысле (конкретно-назывном или общеназывном) употребляются выделенные имена существительные в приведенных ниже ситуациях.

А.

Ситуация 1. Вы останавливаетесь перед раскидистым деревом и замечаете: «Посмотри на дуб. Ему, навервоо, очень много лет».

Ситуация 2. Вы решаете вопрос о том, какое дерево лучше посадить во дворе. Кто-то предлагает: «Давайте посадим дуб: он дает много тени».

Ситуация 3. В письме вы сообщаете своему другу: «Наш парк преобразился: там посадили много новых деревьев. В основном -- это дубы и липы (а)». «Дубы (б), которые мы сажали в парке, уже выросли. Парк преобразился».

· 1. В конкретно-назывном.

· 2. В общеназывной.

· 3. (а) В общеназывном. (б) В конкретно-назывном.

Б.

Ситуация 1. Мы сидим с вами на лекции. Когда вы пишете, у вас скрипит перо. Мне это надоедает. Я говорю: «Смени, пожалуйста, перо. Оно действует мне на нервы».

Ситуация 2. У меня сломалось перо. Я обращаюсь к учащимся: «Ребята, кто мне может одолжить перо (а)?» -- «Спросите у Белова. Он всегда носит с собой запасные перья (б)».

· 1. В конкретно-назывном.

· 2. (а) В Общеназывном. (б) То же.

В.

Ситуация 1. Я пришла к вам и спрашиваю: «Не можете ли вы одолжить конверт? Мне надо срочно отослать письмо, а почта закрыта».

Ситуация 2. К вам пришла приятельница в новом плаще. Вы спрашиваете ее: «Где ты купила плащ (а)? Мне тоже очень нужен плащ (б), но я не могу найти ничего подходящего». - «Сходи в магазин на улице Мира, там сегодня продают красивые плащи (в)».

Ситуация 3. Девочка ищет вашу сестру. Вы говорите ей: «Посмотри во дворе. Она, по-видимому, играет там с детьми».

Ситуация 4. Учительница вошла в класс и, увидев, что там сидят только девочки, спросила: «А где же мальчики?»

· 1. В общеназывном.

· 2. а) В конкретно-назывном. б) В общеназывном. в) То же.

· 3. В конкретно-назывном.

· 4. В конкретно-назывном.

СМЫСЛОВАЯ РАЗНОПЛАНОВОСТЬ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Посмотрим теперь, как указанная выше потенциальная смысловая разноплановость имен существительных проявляется в английском языке.

Разберем несколько ситуаций со словом table.

Ситуация 1. Стол, за которым вы работаете, стоит посередине комнаты. Там темно. Вы хотите передвинуть его поближе к окну и просите находящегося в комнате человека помочь вам: " Will you help me to move the table to the window? "

Здесь слово table находится в конкретной соотнесенности с называемым объектом, т. е. обозначает тот стол, за которым вы работаете. Таким образом, в данной речевой ситуации слово table употребляется в конкретно-назывном смысле.

Ситуация 2. Ваша сестра готовится к экзаменам вместе с друзьями у вас в комнате, но к вам пришли гости. Вы предлагаете им перейти в спальню. Одна из девочек спрашивает вашу сестру по-английски: " Is there a table in the bedroom? " В данном случае слово table употреблено в общеназывном смысле - им назван объект как таковой, как отдельный представитель класса, вне конкретной соотнесенности.

Ситуация 3. Учительница дает наставления своим учащимся: " Keep your classroom in order, don't write on the tables, see to it that there is always a good piece of chalk and a wet duster by the blackboard."

В данной ситуации существительное table в форме множественного числа употребляется в конкретно-назывном смысле -- для обозначения столов, находящихся в классной комнате.

В данной ситуации существительное table в форме множествен- ного числа употребляется в конкретно-назывном смысле -- для обозначения столов, находящихся в классной комнате.

Ситуация 4: Вернувшись домой из школы, ребенок сообщает своим родителям: " They have taken the old desks away from our laboratory and put in new tables instead."

Здесь имя существительное table в форме множественного чис- ла употребляется говорящим в общеназывном смысле -- для на- зывания объектов как таковых, как представителей класса. Слово tables в данном случае не соотносится с конкретными столами, которые теперь стоят в лаборатории, а обозначает тот класс предметов, к которому они относятся.

Выполните несколько заданий, требующих определения смысловой направленности имен существительных в различных ситуациях речи.

Задание I. Определите смысл выделенных имен существительных в приве- денных ниже ситуациях.

Ситуация 1. Чтобы привлечь внимание учащихся к тому, что написано на доске, учитель говорит: " Look at the blackboard, please."

Ситуация 2. Вашу группу попросили перейти заниматься в одну из лабораторий. Староста спрашивает; " Is there a black- board in the laboratory? "

Ситуация З. Вы пришли в детсад в середине рабочего дня, чтобы забрать свою сестру. Вам ответили: " You can't take your sister home until the children get up. They are having a rest now."

Ситуация 4.

" What do you want to be, Mike? "

" I'd like to be a teacher."

" Why? "

" I'm fond of children."

Ситуация 5. К вам подбегает мальчик с газетами и спраши- вает;

a) " Will you buy a newspaper, please? "

6) " Will you buy one of the newspapers, please? "

Ситуация 6. Вы отобрали несколько книг, но у вас не ока- залось достаточно денег, чтобы заплатить за них, вы обращаетесь к продавцу: " Can you keep the books for me till tomorrow? "

Ситуация 7. У вас вчера был день рождения. Вы рассказы- ваете, что вам подарили родители:." My father gave me a fountain- pen and my mother bought me a bag."

Ситуация 8. Вы видите, что у вашего сына новая авторучка, и спрашиваете: " Where did you get the fountain-pen? "

1. Конкретно-назывной.

2. Общеназывной.

3. Конкретно-назывной.

4. Общеназывной.

5. а) Общеназывной. б) Конкретно-назывной.

6. Конкретно-назывной.

7. Общеназывной.

8. Конкретно-назывной.

Задание II. Просмотрите приведенные выше серии ситуаций еще раз и ска- жите, какпе формальные показатели, которые меняются при изменении смыс- ловой направленности имен существительных в различных ситуациях, харак- теризуют пмепа существительные в английском языке. (Ключ дается ниже.)

| Такими показателями являются артикли.

Вывод. Имена существительные в английском языке, так же как и в русском, характеризуются потенциальной смысловой раз- ноплановостью, т. е. обладают способностью употребляться в речи в различных смыслах -- находиться в различного рода соотне- сенности с называемым объектом.

В русском языке потенциальная смысловая разноплановость имен существительных не имеет какого-либо формального признака. В английском же она передается в речи с помощью специальных слов -- артиклей, каждым из которых является показателем стро- го определенной смысловой направленности употребленных в речи имен существительных.

Определенный артикль указывает на употребление имени существительного в конкретно-назывном смысле, что предпола- гает конкретную соотнесенность имени существительного с назы- ваемым объектом. Такое имя существительное может обозначать наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (группу объектов).

Неопределенный и нулевой артикли являются показателями употребления имен существительных в общеназывном смысле. Такие имена существительные употребляются вне соотнесенности с чем-либо конкретно данным, особым образом выделенным или известным собеседникам благодаря общности их прошлого опыта.

' Функция английских артиклей, таким образом, заключается в указании на смысловую направленность имен существительных в процессе речи, которая определяется характе- ром соотнесенности имен существительных с называемыми объектами.

Задание. Ответьте письменно на следующие вопросы.

1. Что является формальным показателем смысловой направленности имен существительных в английском языке?

2. Какой артикль указывает на употребление имени существительного: а) в конкретно-назывном смысле? б) в общеназывном смысле?

3. Что включается в понятие конкретно-назывного и общеназывного смысла?

4. Какова функция английских артиклей в речи?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.