Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамические структуры данных: двоичные деревья поиска






 

Дерево — это совокупность элементов, называемых узлами (при этом один из них определен как корень), и отношений (родительский–дочерний), образующих иерархическую структуру узлов. Узлы могут являться величинами любого простого или структурированного типа, за исключением файлового. Узлы, которые не имеют ни одного последующего узла, называются листьями.

В двоичном (бинарном) дереве каждый узел может быть связан не более чем двумя другими узлами. Рекурсивно двоичное дерево определяется так: двоичное дерево бывает либо пустым (не содержит ни одного узла), либо содержит узел, называемый корнем, а также два независимых поддерева — левое поддерево и правое поддерево.

Двоичное дерево поиска может быть либо пустым, либо оно обладает таким свойством, что корневой элемент имеет большее значение узла, чем любой элемент в левом поддереве, и меньшее или равное, чем элементы в правом поддереве. Указанное свойство называется характеристическим свойством двоичного дерева поиска и выполняется для любого узла такого дерева, включая корень. Далее будем рассматривать только двоичные деревья поиска. Такое название двоичные деревья поиска получили по той причине, что скорость поиска в них примерно такая же, что и в отсортированных массивах: O (n) = C • log2 n (в худшем случае O (n) = n).

Пример. Для набора данных 9, 44, 0, –7, 10, 6, –12, 45 построить двоичное дерево поиска.

Согласно определению двоичного дерева поиска число 9 помещаем в корень, все значения, меньшие его — на левое поддерево, большие или равные — на правое. В каждом поддереве очередной элемент можно рассматривать как корень и действовать по тому же алгоритму. В итоге получаем

Выделим типовые операции над двоичными деревьями поиска:

· добавление элемента в дерево;

· удаление элемента из дерева;

· обход дерева (для печати элементов и т.д.);

· поиск в дереве.

Поскольку определение двоичного дерева рекурсивно, то все указанные типовые операции могут быть реализованы в виде рекурсивных подпрограмм (на практике именно такой вариант чаще всего и применяется). Отметим лишь, что использование рекурсии замедляет работу программы и расходует лишнюю память при её выполнении.

Пусть двоичное дерево поиска описывается следующим типом

Type BT=LongInt; U = ^BinTree; BinTree = Record Inf: BT; L, R: U End;

Покажем два варианта добавления элемента в дерево: итеративный и рекурсивный.

{Итеративный вариант добавления элемента в дерево, Turbo Pascal}

Procedure InsIteration(Var T: U; X: BT);

Var vsp, A: U;

Begin

New(A); A^.Inf: = X; A^.L: =Nil; A^.R: = Nil;

If T=Nil Then T: =A

Else Begin vsp: = T;

While vsp < > Nil Do

If A^.Inf < vsp^.Inf

Then

If vsp^.L=Nil Then Begin vsp^.L: =A; vsp: =A^.L End Else vsp: =vsp^.L

Else

If vsp^.R = Nil Then Begin vsp^.R: = A; vsp: =A^.R End Else vsp: = vsp^.R;

End

End;

 

{Рекурсивный вариант добавления элемента в дерево, Turbo Pascal}

Procedure InsRec(Var Tree: U; x: BT);

Begin

If Tree = Nil

Then Begin

New(Tree);

Tree^.L: = Nil;

Tree^.R: = Nil;

Tree^.Inf: = x

End

Else If x < Tree^.inf

Then InsRec(Tree^.L, x)

Else InsRec(Tree^.R, x)

End;

Аналогично на C++.

typedef long BT;

struct BinTree{

BT inf;

BinTree *L; BinTree *R;

};

 

/* Итеративный вариант добавления элемента в дерево, C++ */

BinTree* InsIteration(BinTree *T, BT x)

{ BinTree *vsp, *A;

A = (BinTree *) malloc(sizeof(BinTree));

A-> inf=x; A-> L=0; A-> R=0;

if (! T) T=A;

else {vsp = T;

while (vsp)

{if (A-> inf < vsp-> inf)

if (! vsp-> L) {vsp-> L=A; vsp=A-> L; }

else vsp=vsp-> L;

else

if (! vsp-> R) {vsp-> R=A; vsp=A-> R; }

else vsp=vsp-> R;

}

}

return T;

}

 

/* Рекурсивный вариант добавления элемента в дерево, C++ */

BinTree* InsRec(BinTree *Tree, BT x)

{

if (! Tree) {Tree = (BinTree *) malloc(sizeof(BinTree));

Tree-> inf=x; Tree-> L=0; Tree-> R=0;

}

else if (x < Tree-> inf) Tree-> L=InsRec(Tree-> L, x);

else Tree-> R=InsRec(Tree-> R, x);

return Tree;

}

Существует несколько способов обхода (прохождения) всех узлов дерева. Три наиболее часто используемых из них называются обход в прямом (префиксном) порядке, обход в обратном (постфиксном) порядке и обход во внутреннем порядке (или симметричный обход). Каждый из обходов реализуется с использованием рекурсии.

Ниже приведены подпрограммы печати элементов дерева с использованием обхода двоичного дерева поиска в обратном порядке.

{Turbo Pascal}

Procedure PrintTree(T: U);

begin

if T < > Nil

then begin PrintTree(T^.L); write(T^.inf: 6); PrintTree(T^.R) end;

end;

 

// C++

void PrintTree(BinTree *T)

{

if (T) {PrintTree(T-> L); cout < < T-> inf< < " "; PrintTree(T-> R); }

}

Реализуем функцию, возвращающую true (1), если элемент присутствует в дереве, и false (0) — в противном случае.

{Turbo Pascal}

function find(Tree: U; x: BT): boolean;

begin

if Tree=nil then find: = false

else if Tree^.inf=x then Find: = True

else if x < Tree^.inf

then Find: = Find(Tree^.L, x)

else Find: = Find(Tree^.R, x)

end;

 

/* C++ */

int Find(BinTree *Tree, BT x)

{ if (! Tree) return 0;

else if (Tree-> inf==x) return 1;

else if (x < Tree-> inf) return Find(Tree-> L, x);

else return Find(Tree-> R, x);

}

По сравнению с предыдущими задача удаления узла из дерева реализуется несколько сложнее. Можно выделить два случая удаления элемента x (случай отсутствия элемента в дереве является вырожденным):

1) узел, содержащий элемент x, имеет степень не более 1 (степень узла — число поддеревьев, выходящих из этого узла);

2) узел, содержащий элемент x, имеет степень 2.

Случай 1 не представляет сложности. Предыдущий узел соединяется либо с единственным поддеревом удаляемого узла (если степень удаляемого узла равна 1), либо не будет иметь поддерева совсем (если степень узла равна 0).

Намного сложнее, если удаляемый узел имеет два поддерева. В этом случае нужно заменить удаляемый элемент самым правым элементом из его левого поддерева.

{Turbo Pascal}

function Delete(Tree: U; x: BT): U;

var P, v: U;

begin

if (Tree=nil)

then writeln('такого элемента в дереве нет! ')

else if x < Tree^.inf then Tree^.L: = Delete(Tree^.L, x) {случай 1}

else

if x > Tree^.inf

then Tree^.R: = Delete(Tree^.R, x) {случай 1}

else

begin {случай 1}

P: = Tree;

if Tree^.R=nil

then Tree: =Tree^.L

else if Tree^.L=nil

then Tree: =Tree^.R

else begin

v: = Tree^.L;

if v^.R < > nil

then begin

while v^.R^.R < > nil do v: = v^.R;

Tree^.inf: = v^.R^.inf;

P: = v^.R;

v^.R: =v^.R^.L;

end

else begin Tree^.inf: = v^.inf;

P: = v;

Tree^.L: = Tree^.L^.L

end

end;

dispose(P);

end;

Delete: = Tree

end;

 

{C++}

BinTree * Delete(BinTree *Tree, BT x)

{ BinTree* P, *v;

if (! Tree) cout < < " такого элемента в дереве нет! " < < endl;

else if (x < Tree-> inf) Tree-> L = Delete(Tree-> L, x);

else if (x > Tree-> inf) Tree-> R = Delete(Tree-> R, x);

else {P = Tree;

if (! Tree-> R) Tree = Tree-> L; // случай 1

else if (! Tree-> L) Tree = Tree-> R; // случай 1

else // случай 2

{ v = Tree-> L;

if (v-> R)

{

while (v-> R-> R) v = v-> R;

Tree-> inf = v-> R-> inf;

P = v-> R; v-> R = v-> R-> L;

}

else

{

Tree-> inf = v-> inf;

P = v;

Tree-> L=Tree-> L-> L;

}

}

free(P);

}

return Tree;

}

Примечание. Если элемент повторяется в дереве несколько раз, то удаляется только первое его вхождение.

Разработаем процедуру создания двоичного дерева поиска, содержащего n элементов.

{Turbo Pascal}

procedure sozd(var Tree: U);

var i, n: integer; a: bt;

begin

Tree: = nil;

write('Сколько элементов? '); readln(n);

for i: =1 to n do

begin

write('Введите очередной элемент: ');

readln(a);

Insrec(Tree, a)

end

end;

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое рекурсивный алгоритм?

2. Из каких частей строится определение рекурсивного алгоритма?

3. Что является обязательным в любом рекурсивном алгоритме?

4. Можно ли рекурсию заменить итерацией? Можно ли итерацию заменить рекурсией?

5. Каков принцип построения динамической структуры «дерево»?

6. Перечислите сходства и отличия динамических структур типа «линейный список», «стек», «дерево».

7. Перечислите структуры, которые можно представить в виде дерева, которые встречаются в повседневной жизни.

8. Закончите фразу: «Линейный список — это дерево, в котором …».

9. Реализуйте итеративные варианты тех алгоритмов обработки дерева, которые представлены в рекурсивной форме.

10. Написать рекурсивную процедуру, которая печатает элементы из всех листьев дерева.

11. Написать рекурсивную функцию, которая определяет глубину заданного элемента на дереве и возвращает –1, если такого элемента нет.

12. Написать процедуру, которая печатает (по одному разу) все вершины дерева.

13. Написать процедуру, которая по заданному n считает число всех вершин глубины n в заданном дереве.

14. Написать процедуру, которая определяет глубину дерева.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.