Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. В предыдущих обзорах мы рассматривали программирование, связанное с обработкой только статических данных






В предыдущих обзорах мы рассматривали программирование, связанное с обработкой только статических данных. Статическими величинами называются такие, память под которые выделяется во время компиляции и сохраняется в течение всей работы программы.

В языках программирования (Pascal, C, др.) существует и другой способ выделения памяти под данные, который называется динамическим. В этом случае память под величины отводится во время выполнения программы. Такие величины будем называть динамическими. Раздел оперативной памяти, распределяемый статически, называется статической памятью; динамически распределяемый раздел памяти называется динамической памятью (динамически распределяемой памятью).

Использование динамических величин предоставляет программисту ряд дополнительных возможностей. Во-первых, подключение динамической памяти позволяет увеличить объем обрабатываемых данных. Во-вторых, если потребность в каких-то данных отпала до окончания программы, то занятую ими память можно освободить для другой информации. В-третьих, использование динамической памяти позволяет создавать структуры данных переменного размера.

Работа с динамическими величинами связана с использованием еще одного типа данных — ссылочного типа. Величины, имеющие ссылочный тип, называют указателями.

Указатель содержит адрес поля в динамической памяти, хранящего величину определенного типа. Сам указатель располагается в статической памяти.

Адрес величины — это номер первого байта поля памяти, в котором располагается величина. Размер поля однозначно определяется типом.

Далее будем более подробно обсуждать указатели и действия с ними в языке Pascal, примеры будем приводить на Pascal и C.

Величина ссылочного типа (указатель) описывается в разделе описания переменных следующим образом:

Var < идентификатор>: ^< имя типа>;

Вот примеры описания указателей:

Type Mas1 = Array[1..100] Of Integer;

Var P1: ^Integer;

P2: ^String;

Pm: ^Mas1;

Здесь P1 — указатель на динамическую величину целого типа; P2 — указатель на динамическую величину строкового типа; Pm — указатель на динамический массив, тип которого задан в разделе Type.

Сами динамические величины не требуют описания в программе, поскольку во время компиляции память под них не выделяется. Во время компиляции память выделяется только под статические величины. Указатели — это статические величины, поэтому они требуют описания.

Каким же образом происходит выделение памяти под динамическую величину? Память под динамическую величину, связанную с указателем, выделяется в результате выполнения стандартной процедуры NEW. Формат обращения к этой процедуре:

NEW(< указатель>);

Считается, что после выполнения этого оператора создана динамическая величина, имя которой имеет следующий вид:

< имя динамической величины>: = < указатель> ^

Пусть в программе, в которой имеется приведенное выше описание, присутствуют следующие операторы:

NEW(P1); NEW(P2); NEW(Pm);

После их выполнения в динамической памяти оказывается выделенным место под три величины (две скалярные и один массив), которые имеют идентификаторы:

P1^, P2^, Pm^

Например, обозначение P1^ можно расшифровать так: динамическая переменная, на которую ссылается указатель P1.

Дальнейшая работа с динамическими переменными происходит точно так же, как со статическими переменными соответствующих типов. Им можно присваивать значения, их можно использовать в качестве операндов в выражениях, параметров подпрограмм и пр. Например, если переменной P1^ нужно присвоить число 25, переменной P2^ присвоить значение символа " Write", а массив Pm^ заполнить по порядку целыми числами от 1 до 100, то это делается так:

P1^: = 25;

P2^: = 'Write';

For I: = 1 To 100 Do Pm^[I]: = I;

Кроме процедуры NEW значение указателя может определяться оператором присваивания:

< указатель>: = < ссылочное выражение>;

В качестве ссылочного выражения можно использовать

· указатель;

· ссылочную функцию (т.е. функцию, значением которой является указатель);

· константу Nil.

Nil — это зарезервированная константа, обозначающая пустую ссылку, т.е. ссылку, которая ни на что не указывает. При присваивании базовые типы указателя и ссылочного выражения должны быть одинаковы. Константу Nil можно присваивать указателю с любым базовым типом.

До присваивания значения ссылочной переменной (с помощью оператора присваивания или процедуры NEW) она является неопределенной.

Ввод и вывод указателей не допускается.

Рассмотрим пример. Пусть в программе описаны следующие указатели:

Var D, P: ^Integer;

K: ^Boolean;

Тогда допустимыми являются операторы присваивания

D: = P; K: = Nil;

поскольку соблюдается принцип соответствия типов. Оператор K: = D ошибочен, т.к. базовые типы у правой и левой части разные.

Если динамическая величина теряет свой указатель, то она становится " мусором". В программировании под этим словом понимают информацию, которая занимает память, но уже не нужна.

Представьте себе, что в программе, в которой присутствуют описанные выше указатели, в разделе операторов записано следующее:

NEW(D); NEW(P);

{Выделено место в динамической памяти под две целые переменные. Указатели получили соответствующие значения}

D^: = 3; P^: = 5;

{Динамическим переменным присвоены значения}

P: = D;

{Указатели P и D стали ссылаться на одну и ту же величину, равную 3}

WriteLn(P^, D^); {Дважды напечатается число 3}

Таким образом, динамическая величина, равная 5, потеряла свой указатель и стала недоступной. Однако место в памяти она занимает. Это и есть пример возникновения " мусора". На схеме показано, что произошло в результате выполнения оператора P: = D.

В Паскале имеется стандартная процедура, позволяющая освобождать память от данных, потребность в которых отпала. Ее формат:

DISPOSE(< указатель>);

Например, если динамическая переменная P^ больше не нужна, то оператор

DISPOSE(P)

удалит ее из памяти. После этого значение указателя P становится неопределенным. Особенно существенным становится эффект экономии памяти при удалении больших массивов.

В версиях Турбо-Паскаля, работающих под операционной системой MS DOS, под данные одной программы выделяется 64 килобайта памяти (или, если быть точнее, 65520 байт). Это и есть статическая область памяти. При необходимости работать с большими массивами информации этого может оказаться мало. Размер динамической памяти — много больше (сотни килобайт). Поэтому использование динамической памяти позволяет существенно увеличить объем обрабатываемой информации.

Следует отчетливо понимать, что работа с динамическими данными замедляет выполнение программы, поскольку доступ к величине происходит в два шага: сначала ищется указатель, затем по нему — величина. Как это часто бывает, действует " закон сохранения неприятностей": выигрыш в памяти компенсируется проигрышем во времени.

Пример. Дан текстовый файл размером не более 64 Кб, содержащий действительные числа, по одному в каждой строке. Переписать содержимое файла в массив, разместив его в динамически распределяемой памяти. Вычислить среднее значение элементов массива. Очистить динамическую память. Создать целый массив размером 10000, заполнить его случайными целыми числами в диапазоне от –100 до 100 и вычислить его среднее значение.

{Язык Turbo Pascal}

Program Srednee;

Const NMax = 10000;

Type Diapazon = 1..NMax;

MasInt = Array[Diapazon] Of Integer;

MasReal = Array[Diapazon] Of Real;

Var PIint: ^MasInt; PReal: ^MasReal;

I, Midint: longInt; MidReal: Real; T: Text; S: string;

Begin

Write('Введите имя файла: '); ReadLn(S);

Assign(T, S); Reset(T); MidReal: = 0; MidInt: = 0;

Randomize;

NEW(PReal); {Выделение памяти под вещественный массив}

{Ввод и суммирование вещественного массива}

While Not Eof (T) Do

Begin ReadLn(T, PReal^[I]); MidReal: = MidReal + PReal^[I] End;

DISPOSE(PReal); {Удаление вещественного массива}

NEW(PInt); {Выделение памяти под целый массив}

{Вычисление и суммирование целого массива}

For I: = 1 To NMax Do

Begin PInt^[I]: = -100 + Random(201); MidInt: = MidInt + PInt^[I] End;

{Вывод средних значений}

WriteLn('среднее целое равно: ', MidInt Div NMax);

WriteLn('среднее вещественное равно: ', (MidReal / NMax): 10: 6)

End.

 

// Язык C++

#include < stdio.h >

#include < time.h >

#include < stdlib.h >

#include < iostream.h >

#define NMax 10000

typedef int MasInt;

typedef float MasReal;

MasInt *PInt; MasReal *PReal;

int I, n, MidInt; float MidReal; char S[255];

FILE *t; char *endptr;

void main()

{ cout < < " Введите имя файла: "; cin > > S;

t=fopen(S, " r");

MidReal = 0; MidInt = 0;

randomize(); I=0;

/*Выделение памяти под вещественный массив*/

PReal = (MasReal*) malloc (sizeof(MasReal));

/*Ввод и суммирование вещественного массива*/

while (! feof(t))

{fgets(S, 255, t); // вводим из файла строку

PReal[I] = strtod(S, & endptr); // преобразуем введенную строку в вещественное число

MidReal += PReal[I]; I++; }

n=I+1;

free (PReal); /*Удаление вещественного массива*/

PInt = (MasInt*) malloc(sizeof(MasInt)); /*Выделение памяти под целый массив*/

/* Вычисление и суммирование целого массива */

for (I=0; I < NMax; I++)

{ PInt[I] = -100 + random(201);

MidInt += PInt[I]; }

/*Вывод средних значений*/

cout < < " \nсреднее целое равно " < < MidInt / double(NMax) < < " \n";

cout < < " среднее вещественное равно: " < < MidReal / n < < " \n";

fclose(t);

}

Списки

Обсудим вопрос о том, как в динамической памяти можно создать структуру данных переменного размера.

Разберем следующий пример. В процессе физического эксперимента многократно снимаются показания прибора (допустим, термометра) и записываются в компьютерную память для дальнейшей обработки. Заранее неизвестно, сколько будет произведено измерений.

Если для обработки таких данных не использовать внешнюю память (файлы), то разумно расположить их в динамической памяти. Во-первых, динамическая память позволяет хранить больший объем информации, чем статическая. А во-вторых, в динамической памяти эти числа можно организовать в связанный список, который не требует предварительного указания количества чисел, подобно массиву. Что же такое " связанный список"? Схематически он выглядит так:

Здесь Inf — информационная часть звена списка (величина любого простого или структурированного типа, кроме файлового), Next — указатель на следующее звено списка; First — указатель на заглавное звено списка.

Согласно определению, список располагается в динамически распределяемой памяти, в статической памяти хранится лишь указатель на заглавное звено. Структура, в отличие от массива, является действительно динамической: звенья создаются и удаляются по мере необходимости, в процессе выполнения программы.

Для объявления списка сделано исключение: указатель на звено списка объявляется раньше, чем само звено. В общем виде объявление выглядит так.

Type U = ^Zveno;

Zveno = Record Inf: BT; Next: U End;

Здесь BT — некоторый базовый тип элементов списка.

Если указатель ссылается только на следующее звено списка (как показано на рисунке и в объявленной выше структуре), то такой список называют однонаправленным, если на следующее и предыдущее звенья — двунаправленным списком. Если указатель в последнем звене установлен не в Nil, а ссылается на заглавное звено списка, то такой список называется кольцевым. Кольцевыми могут быть и однонаправленные, и двунаправленные списки.

Более подробно рассмотрим работу со связанными списками на примере однонаправленного некольцевого списка.

Выделим типовые операции над списками:

· добавление звена в начало списка;

· удаление звена из начала списка;

· добавление звена в произвольное место списка, отличное от начала (например, после звена, указатель на которое задан);

· удаление звена из произвольного места списка, отличного от начала (например, после звена, указатель на которое задан);

· проверка, пуст ли список;

· очистка списка;

· печать списка.

Реализуем выделенный набор операций в виде модуля. Подключив этот модуль, можно решить большинство типовых задач на обработку списка. Пусть список объявлен так, как было описано выше. Первые четыре действия сначала реализуем отдельно, снабдив их иллюстрациями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.