Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в трансактный анализ.






Введение в трансактный анализ. Игра алкоголик. Игры 1. Игры 2.

Типы сценариев. Сказки. Формирование сценария.

Цикл лекций об основах теории Э. Берна.

ВВЕДЕНИЕ В ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ.

Эрик Берн вынес на суд публики свою оригинальную психотерапевтическую систему в конце 50-х годов. Сам Берн считал, что, созданный им трансактный анализ является продолжением идей Фрейда, но многие исследователи склонны считать, что его теория ближе к исследованиям Адлера.

 

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА.

В нейрофизиологии выделяются три вида психических феноменов: археопсихика, неопсихика и экстеропсихика, которые являются определенными инструментами в работе мозга. Экстеропсихика отвечает за такие процессы, как идентификация, автоматические действия и др.; неопсихика - за обработку и выработку новых данных об окружающем мире; археопсихика – за регрессивное поведение (или детское), что часто облегчает адаптацию личности к новым условиям жизни.

Главным подтверждением наличия подобных Я-состояний являются исследования, проведенные в 1951 г. канадским нейрохирургом Вильдером Пенфилдом. У больных, страдающих эпилепсией, В. Пенфилд отметил странные состояния, которые характеризовались наличием в сознании пациентов точного воспроизведения сцен из прошлого, с полноценным восприятием визуальной и слуховой картины события и полным воспроизведением чувств и эмоций, присутствовавших у них в тот момент. Проведя ряд экспериментов, связанных с электростимуляцией определенных участков коры головного мозга, он добился у других пациентов тех же состояний, когда ими переживалось их прошлое, но пациенты одновременно осознавали и воспринимали то, что с ними происходит в настоящий момент в операционной. Иными словами, на основании этих экспериментов можно сделать вывод, что память человека напоминает видеомагнитофон: т.е. мозг человека записывает всю подряд информацию и, потом, эта информация может быть отложена в особых «кассетах» для хранения на «полочку», с которой, в любой момент, можно достать эту самую «кассету» или ранее «записанную» информацию и, человеку останется только вовремя вставить такую «кассету» в воспроизводящее устройство и нажать нужную кнопку для запуска воспроизведения, полученного ранее опыта. Из вышеназванных положений можно наметить основные принципы и гипотезы, ставшие основой для развития структурного анализа:

- каждый взрослый человек раньше был ребенком. Следы детства воспроизводятся в виде археопсихического Я-состояния, в дальнейшем называемого - Ребенок.

- каждый человек, умеющий нормально думать, способен реально оценивать окружающий мир (но не всегда способен соответственно с этим действовать). Это функция прерываемого неопсихического Я-состояния, в дальнейшем - Взрослый.

- каждый индивидуум, выросший до взрослого состояния, воспитывался либо родителями, либо теми, кто их заменял, либо воспринимал кого-нибудь из людей авторитетом, достойным подражания, или, иными словами, находился под безоговорочным воздействием Я (Эго) посторонней личности. Тот, кто представляется пациенту в виде такой личности, формирует экстеропсихику, в дальнейшем - Родитель.

 

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ.

Каждый человек располагает определенным репертуаром своего Я, эти состояния Я не являются ролями, а являются психологической реальностью. Репертуар этих состояний можно разбить на три категории: 1 - состояния Я, сходные с образами родителей; 2 - состояния Я, направленные на объективную оценку реальности; 3 - состояния Я, действующие с раннего детства.

 
 

Исходя из всего выше сказанного, вырисовывается схема личности человека (рис.1).

 

Рис.1. Структура личности человека.

 

РОДИТЕЛЬ. " Родитель" выполняет две основные функции:

1. Позволяет человеку исполнять роль родителя для своих детей. Если люди не воспитывались в семье (например: росли в дет. доме), то они имеют определенные трудности в воспитании уже своих детей.

2. Благодаря этому состоянию, многие наши реакции и поступки стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии.

Родитель, кроме этого несет в себе зафиксированные памятью реакции истинного родителя или воспитателя на те или иные жизненные ситуации.

ВЗРОСЛЫЙ. Состояние Взрослый является необходимым для жизни человека. Человек постоянно перерабатывает информацию и вычисляет способы действий, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Функционально, в идеальном варианте, Взрослый контролирует действия и/или взаимодействия Родителя и Ребенка в структуре личности.

РЕБЕНОК. Самая интересная и сложная, а так же и очень важная часть человеческой личности - это Ребенок. В Ребенке заключается то же, что приносят в жизнь людей истинные дети: радость, творчество, очарование, интуицию, спонтанные побуждения и непосредственную сексуальность. Состояние Ребенок отражает те реакции и те способы поведения, которые были у человека в детском возрасте. Функционально это состояние может быть трех видов: Ребенок - Адаптированный, Естественный и Бунтующий.

 

СИМПТОМАТИКА ПАТОЛОГИИ ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ.

 

Для лучшего понимания последующей темы, необходимо разобраться в том, что происходит при алкогольном опьянении в структуре личности. Под влиянием алкоголя Родитель, как наиболее слабое звено, опьяняется первым; по сравнению с ним Ребенок держится лучше и кажется почти неутомимым, что делает его более приятным в социальном плане; затем пьянеет Взрослый, что приводит к ухудшению объективной оценки физического состояния. Если дозу увеличить, то Ребенок, освобожденный от влияния Родителя и Взрослого, начинает вытворять, что ему заблагорассудится, пока не упадет. Поговорка: " Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке", - означает, что Ребенок (адаптированный), который подчинялся влиянию Родителя и Взрослого, становится Ребенком естественным по мере опьянения верхних уровней функционирования и говорит, и творит действительно то, что думает.

Следующим для более глубокого понимания этой темы желательно вспомнить то, что вся чувствительная сфера находится в Ребенке. Для Ребенка нормально иметь такие чувства, как страх, зависть, сексуальные чувства, Ребенок может быть эгоистичным, ленивым, нечестным и он может обижаться на других. Все это не зависит от человека или его желаний - это просто есть. Если Родитель и Взрослый принимают и хорошо контролируют эти проявления, то человек так же хорошо функционирует, но если Родитель и Взрослый не способны, по каким-либо причинам, принимать и контролировать проявления естественного Ребенка, то все выше перечисленные чувства и состояния разовьются в дефекты характера.

Скорее всего, с помощью приема алкоголя (или опьянения) алкоголик решает свой внутренний конфликт, избегая конфронтации между собственными чувствами и их внутренней негативной оценкой, заложенной в его собственном (внутреннем) Родителе.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.

 

Критерием социальной благополучности человека является рациональное получение от окружающих его людей соответствующих знаков внимания - «поглаживаний». Соответственно, чтобы получать необходимое количество «поглаживаний», нужно заниматься планированием контактов с другими людьми, т.е. создавать необходимую структуру общения. Если структуры нет или она не достаточно разработана, то у человека возникает скука, которая очень опасна для больного зависимостью от алкоголя, т.к. ведет его к пьянству.

Существует несколько видов планирования социальных контактов:

1.Материальное планирование - осмысленный ответ человека на воздействие окружающей среды и на потребности собственного организма - обеспечение себя жильем, теплом, едой, одеждой и прочими «удобствами».

2.Социальное планирование, которое делится на:

а) ритуальное и полуритуальное общение - свадьбы, похороны, обмен приветствиями и пр.

б) времяпрепровождение - общение и разговоры групп людей, объединенных общими интересами.

3.Индивидуальное планирование (или игры) - используется для контактов с узким кругом близких людей.

4.Интимное общение - имеется в виду не секс, а то, что как и при сексуальном общении, люди «раздеты» друг перед другом, но только психологически - нет никаких блоков в общении друг с другом. Такое общение часто, приносит удовольствие несравнимое ни с какими наркотиками, т.к. нет необходимости что-то скрывать от оппонента, можно открыто говорить о своих чувствах и пр.

5.Деятельность - можно выделить и такой вид планирования или, иными словами, - это работа. На работе могут разворачиваться все вышеперечисленные виды планирования.

Материальное планирование помогает человеку, кроме поддержания жизни в своем организме, еще обменяться небольшим, но равномерным количеством «поглаживаний» с другими людьми.

Социальное планирование, в виде ритуалов, полуритуалов и времяпрепровождений, позволяет людям так же равномерно обмениваться «поглаживаниями». Кроме этого в ритуалах четко известно и расписано количество ходов, действий, а так же и их порядок, что позволяет человеку получать свои знаки внимания не задумываясь.

 
 

Ритуалы происходят на уровне Родитель-Родитель (рис. 2.)

Рисунок 2. Ритуалы.

 

Времяпрепровождения тоже имеют свои преимущества, необходимые для участвующих в них лиц: равномерный обмен " поглаживаниями", обмен полезной и интересной информацией. Времяпрепровождения могут идти на уровнях Родитель - Родитель (Рис. 2.), если обсуждают детей, их воспитание, " нынешние" нравы и т.д., и на уровне Взрослый - Взрослый, если идут беседы, связанные с анализом какой-либо ситуации или обменом полезной для этой группы людей информацией (Рис. 3.).

 
 

 

Рис. 3. Времяпрепровождения.

 

Наиболее важными для планирования контактов у различных людей являются психологические игры, или индивидуальное планирование. Более подробно они будут рассмотрены дельше по тексту.

 

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ.

 

Во время диалога могут быть задействованы все три феномена психики человека - Родитель, Взрослый и Ребенок, как у одного из собеседников, так и у другого. Соответственно, не всегда предсказуемо, какая часть психики даст ответную реакцию, что чаще всего происходит при индивидуальном планировании или играх. Графически и, естественно, по качеству и смыслу, трансакции делятся на несколько разновидностей.

1.Дополнительные, или параллельные, разноуровневые трансакции. Ни графически, ни в общении они не пересекаются и, соответственно, конфликта между людьми не происходит. Примером разноуровнего контакта с помощью дополнительной трансакции может быть разговор между Алкоголиком и его родственником (знакомым):

- Дай выпить. Болею.

- На! Успокойся и поправься.

 
 

Графически этот диалог изображен на Рис. 4.

 

Рис. 4. Дополнительные трансакции (параллельные).

 

2.Пересекающиеся трансакции. Они пересекаются графически и означают в общении конфликт (или нежелание продолжать контакт), т.к. ответ на запрос происходит не из запрашиваемого собеседником состояния, а совсем из другого, иногда совершенно не прогнозируемого другими участниками разговора. Примером может быть диалог между супругами:

- Давай поговорим. Ты что-то стал много пить последнее время. (Вопрос идет на уровне Взрослый - Взрослый и подразумевается ответ так же на этом уровне).

- Отстань от меня! Тебе лишь бы мне трепать нервы! Хватит поучать! (Ответ исходит из состояния Ребенок и направлен на состояние Родитель оппонента. Явно идет уклонение от диалога с помощью конфликта).

 
 

Этот диалог изображен на рисунке 5.

 

Рис. 5. Пересекающиеся трансакции.

 

3.Следующий вид трансакций - скрытые. Эти трансакции чаще всего используются в психологических играх. Социальное (видимое) общение между людьми происходит на уровне, например, Взрослый - Взрослый, но с помощью особых высказываний, имеющих скрытый смысл, один из участников разговора, потенциирует у другого собеседника возбуждение совсем другого Я-состояния, чем предполагается по внешней структуре разговора, и, соответственно, ответ на такие высказывания со скрытым смыслом, как правило, идет от возбужденного у собеседника Я-состояния. Примером таких трансакций может служить разговор покупателя и продавца:

- Покажите мне вон ту бутылку с коньяком.

- Да, конечно. Но это очень дорогой коньяк, у Вас может не хватить на него денег.

Идет скрытое воздействие на Ребенка (Рис. 6).

Дальнейшее поведение покупателя становится крайне предсказуемым: либо он купит, назло продавцу, либо нагрубит, либо стерпит, промолчит и тихо уйдет. Во всех случаях он проиграл эту ситуацию в психологическом плане.

Скрытые трансакции такого вида еще называются угловыми.

 

 
 


 
 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.