Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: «Методологические основы качества сестринской помощи».






План:

  1. Определение понятий качества медицинской помощи, «качество сестринской помощи».
  2. Основные характеристики качества сестринской помощи.
  3. Компоненты качества сестринской помощи.
  4. Факторы, влияющие на качество сестринской помощи.

 

В современных условиях огромная роль в организации мероприятий по оздоровлению нации принадлежит медицинским сестрам, образование и опыт которых позволяет оказывать высококачественные сестринские услуги. Существует ряд объективных причин, вызывающих необходимость повышения и обеспечения качества:

- существенное возрастание личных, производственных и общественных потребностей

- возрастные роли научно-технического прогресса в диагностике, лечении и реабилитации

-усовершенствование услуг и повышение значимости выполняемых функций

-неприятие потребителем услуг с относительно низким уровнем качества

-ужесточение требований к повышению эффективности сестринской помощи как условия функционирования ЛПУ.

 

Под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Под качеством медицинской помощи понимают совокупность характеристик, подтверждающих соответствие ожидаемой медпомощи современному уровню медицинской помощи и технологии, имеющимся потребностям пациента.

По определению ВОЗ, качество медицинской помощи - это процесс взаимодействия врача и пациента, основанный на квалификации врача, т.е. его способности:

- снижать риск прогрессирования заболевания у пациента и возникновение нового патологического процесса

-выполнять медицинские технологии оптимально использовать ресурсы медицины

- обеспечивать удовлетворенность пациента оказанной ему медицинской помощью.

Медицинская помощь – это деятельность направления на оздоровление и лечение пациентов, осуществляется профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством.

Качество сестринской помощи, с точки зрения пациента- это такие свойства услуги, благодаря которым пациент остается доволен оказанием сестринской помощи в целом, как результатом, так и процессом оказания. Это значит, что условия, в которых производилось сестринское вмешательств, профессионализм медицинских сестёр, их личные качества, профессиональное общение и результат помощи соответствовали ожиданиям пациента.

Качество сестринской помощи, с точки зрения учреждения здравоохранения – это выражение функциональных обязанностей в строгом соответствии с нормативно-правовой документацией, что означает профессиональную компетентность медицинских сестёр, умение работать в команде, создавать и поддерживать позитивную производственную среду и обеспечивать инфекционную безопасность. Т.о. понятие качества включает внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая качества - это характеристики, внутренне присущие услуге.

Услуга - процесс предоставления определенных благ потребителю (пациенту). Сестринские услуги включают организацию и проведение мероприятий по сохранению здоровья пациента, профилактике заболеваний, уходу за пациентом, включая выполнение манипуляций, подготовку к исследованиям, проведение реабилитационных мероприятий, облегчение страданий пациента.

Внешняя составляющая качества – это соответствие между потребностью и восприятием услуги.

Важнейшие характеристики качества:

- Профессиональная компетентность.

Подразумевается наличие профессиональных знаний, навыков, необходимых для оказания сестринской помощи, умение их применять, в конкретной ситуации, в т.ч. используя в работе протоколы, стандарты сестринской деятельности, алгоритмы выполнения манипуляций. А также наличие профессионально значимых личностных качеств: четкость, ответственность, дисциплинированность.

- Доступность сестринской помощи. Обеспечение возможности получения сестринской помощи независимо от географических, экологических, социальных, культурных, религиозных или языковых барьеров.

- Результативность сестринских вмешательств складывается из ряда факторов:

эффективности планирования рабочего времени, использования технологий сестринского ухода, взаимодействие в процессе ухода с пациентами и их родственниками, обеспечения инфекционной безопасности, лекарственной терапии, сроков проведения обследований.

- Межличностные взаимоотношения - внутренний психологический климат коллектива, умение работать в команде, эффективно общаться с пациентами.

- Эффективность - отношение затраченных ресурсов к полученным результатам. Эффективность сестринского ухода тем выше, чем четче согласованы сроки обследования и подготовка к ним, чем раньше и целенаправленнее организована профилактика развития возможных осложнений, чем активнее роль пациента и его родственников в организации и выполнении мероприятий по уходу.

- Непрерывность – это означает последовательность и преемственность в получении сестринской помощи (четкое ведение сестринской документации).

- Безопасность - означает обеспечение безопасной больничной среды, сведение к минимуму риска побочных эффектов пребывания в ЛПУ, диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за пациентом.

- Удобство – под этой характеристикой подразумевается не только комфорт, чистота, но и условие, обеспечивающие максимально возможную самостоятельность пациента в осуществлении физиологических потребностей: удобная мебель, расположенная в соответствии с требованиями эргономики, возможность осуществления санитарно-гигиенических навыков, наличие холодильника, телевизора, библиотеки.

 

Внешняя составляющая качества – характеризуется понятием удовлетворенность. Организация, содержание и результаты работы сестринской службы должны отвечать ожиданиям и потребностям как пациентов и их родственников, так и медсестер.

Удовлетворенность пациентов может быть полной или частичной. Пациент воспринимает сестринское вмешательство как качественное, если оно удовлетворяет его ожидания. Ожидания пациента формируются на основе уже имеющегося опыта или получаемой из различных источников информации. Потребительское восприятие сестринского вмешательства определяется следующими составляющими:

- соответствие между ожиданием пациентов и их восприятие и руководством ЛПУ (руководство должно представлять, что хотят пациенты)

- соответствие между предоставляемыми услугами и внешней информацией об услугах.

Удовлетворенность медработников определяется условиями, в которых организовано сестринское вмешательство, наличием средств организации ухода и обеспечение инфекционной и психологической безопасности пациента и персонала, размером и формой оплаты труда. Большое значение имеет возможность профессионального роста, участие в реализации федеральных программ, решения вопросов социальной защищенности.

Компоненты качества:

Внутренние и внешние составляющие понятия и «качество» формируют структуру качества, которая представлена 3-мя компонентами:

-структурным качеством

-качеством технологии

-качеством результата

 

Структурное качество характеризует условия оказания сестринской помощи населению и регламентирует такие показатели, как состояние зданий, в которых располагаются медицинские учреждения. Кадровое обеспечение, включая квалификацию медицинских сестёр, наличие, состояние и рациональность использования медицинского образования, уровень обеспеченности лекарственными препаратами, дезинфектантами, изделиями мед назначения.

Качество технологии характеризует все этапы процесса оказания сестринской помощи, с учетом обеспечения инфекционной безопасности и психологической поддержки пациенту, соблюдения принципов последовательности и преемственности в осуществлении сестринского ухода, а также документирования сестринской помощи.

Качество результата характеризует итог оказания сестринской помощи, т.е. позволяет судить, насколько фактически достигнутые результаты соответствуют реально достижимым.

Все компоненты качества взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние.

Изучение основных компонентов качества соответствует 3- подходам к его обеспечению и оценке:

- Структурный подход. Реализуется в лицензировании и аккредитации медицинских учреждений, аттестации и сертификации специалистов.

- Технологический (процессный) подход: оценивается технология сестринского вмешательства по отношению к конкретному пациенту, соответствие технологии нормативным требованиям с учетом диагноза, сопутствующей патологии, действительных и потенциальных проблем пациента, возраста, пола, места проведения сестринского ухода, а также с учетом соблюдения пациентом врачебных рекомендаций

- Результативный подход: оценивается качество результата, как конкретному пациенту, так и ко всем больным медицинского учреждения, а также к населению региона (страны).

Факторы, влияющие на качество сестринской помощи:

-финансирование отрасли

- нормативно – правовое обеспечение

- материально- техническое оснащение ЛПУ

- руководство сестринской помощью

- профессиональная компетенция медсестер и наличие стойкой положительной мотивации на повышение качества сестринской помощи.

- наличие стойкой положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья у пациентов.

Факторы, неблагоприятно влияющие на качество сестринской помощи:

1. Хроническое недофинансирование здравоохранения, наблюдающееся на протяжении длительного временного периода, имеет результатом состояние материальной базы большинства лечебно-профилактических учреждений, не соответствующее современным требованиям и уровню развития науки и техники. Типичным является устаревшее оборудование, недостаток медикаментов и расходных материалов, совместительство медицин­ских работников. Условия пребывания в учреждении здравоохранения подчас не соответствуют требованиям потребителя в обес­печении не только комфорта, но и элементарных удобств. Все это снижает качество технологий сестринского ухода.

2. Несовершенство нормативно-правового обеспечения качества медицинской помощи. Правовое регулирование качества результатов медицинской деятельности осуществляется государством в целях защиты интересов граждан и создания равных условий для конкуренции на рынке медицинским учреждениям с различными формами собственности. Правовая база в области обеспечения качества в России сформирована федеральным зако­нодательством:

- «О защите прав потребителя»;

- «О предприятии и предпринимательской деятельности»;

- «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

- «О стандартизации»;

- «О сертификации продуктов и услуг»;

- «Об обеспечении единства измерений».

Несмотря на множество законов, регулирующих качество продукции и услуг на федеральном уровне, отсутствует законодательство, регулирующее отношения непосредственно по вопросам качества оказания медицинской помощи населению. Ни в одном из федеральных законов понятие «качество медицинской помощи» (на сегодняшний день) не раскрыто, поэтому использовать правовые механизмы, обеспечивающие оказание населению качественной медицинской помощи, затруднительно. Именно этим обусловлено возникновение проблем при реализации прав пациентов на получение качественной медицинской помощи. В настоящее время охрану здоровья населения регулирует ряд подзаконных актов, разработанных Министерством здравоохранения России. Эти нормативно-правовые документы условно могут быть разделены на три группы [Кучеренко В.З., 2001]:

1 • регулирующие правовые вопросы охраны здоровья и защиту прав пациента:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1;

- Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. №907«О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

2 • регулирующие проблемы стандартизации в здравоохранении: Федеральный закон № 184 - ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»;

- Приказ МЗ РФ № 321 от 21.10.2002 г. «Отраслевая стандартизация».

3 • регулирующие систему контроля качества медицинской помощи:

- Приказ МЗ РФ и ФФОМС № 363/77 от 24.10.96 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»;

-Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-й «О методических рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»;

- Федеральный закон № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности)»;

- Приказ МЗ РФ № 314 от 9.08 2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий».

- Большой вклад в развитие теории и практики повышения качества сестринского дела должна внести реализация отраслевой программы «Управление качеством в здравоохранении на 2003-2007 годы», утвержденной 23 апреля 2003 г. Одной из задач Программы является разработка и внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг на всей территории Российской Федерации на основе совершенствования нормативно-правовой базы обеспечения и повышения качества в здравоохранении.

3. Отсутствие стойкой положительной мотивации на повышение качествасестринской помощи у медицинских сестер. Низкий престиж профессии не способствует оптимизации кадровой политики, притоку в отрасль молодых специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки, активной жизненной позицией, желанием внедрения инновационных технологий в сестринскую практику с целью повышения результатов труда. Такие явления, как отсутствие системы поддержания инициатив медицинских сестер по совершенствованию профессиональной деятельности и внедрению современных достижений в повседневную практику, отсутствие взаимосвязи между качеством сестринской помощи и материальным и моральным вознаграждением также не способствуют формированию мотивации на повышение качества и эффективности сестринской помощи.

4. Отсутствие стойкой положительной мотивации на сохранение и укреплениездоровья у пациентов. Менталитет среднего россиянина таков: основными жизненными ценностями считаются материальные блага, здоровье - лишь способ заработать эти ценности. Типичной является ситуация, когда у пациентов нет понимания ценности собственного здоровья и ответственности за его сохранность. При этом отсутствуют навыки здорового образа жизни. Даже при возникновении хронического заболевания не возникает желания, а тем более побуждения избавиться от вредных привычек, пересмотреть свое отношение к здоровью, семье, работе, здоровому образу жизни и т.д., активно включиться в процесс выздоровления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.