Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 5.






Тема: «Контроль качества сестринской помощи»

План:

  • Определение понятия «контроль качества сестринской помощи».
  • Виды, формы контроля.
  • Ведомственный контроль КСП.
  • Вневедомственный контроль КСП.
  • Качество жизни, связанное со здоровьем.
  • Индикаторы оценки качества деятельности сестринского персонала.

 

Контроль качества сестринской помощи (КСП) – это система наблюдения и проведения процесса сестринской деятельности и её результатов, в связи с чем обеспечивается достижение организацией высокого уровня эффективности сестринской помощи. Контроль качества сестринской помощи предполагает:

    1. Установление соответствия сестринского вмешательства существующим стандартам, протоколом сестринской деятельности или принятым нормам организации и проведения мероприятий по профилактике заболеваний, уходу за пациентом, реабилитации и т.д.
    2. Сравнение достигнутых результатов сестринского вмешательства с планируемыми и ожидаемыми результатами.
    3. Подготовка необходимых корректирующих мероприятий.

Структура системы контроля качества сестринской помощи предполагает наличие трёх обязательных элементов:

- участники контроля: объект контроля и те, кто осуществляет контроль (медицинские учреждения, страховые мед-е организации, профессиональные мед-е организации и др.).

- средства контроля.

- механизмы контроля: виды и формы контроля, технология контроля.

С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контроля, всех участников контроля можно объединить в три звена:

- контроль со стороны производителя медицинских услуг.

- контроля со стороны потребителя медицинских услуг.

- контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг.

Средства контроля качества включают показатели качества оцениваемой деятельности:

количественные показатели деятельности ЛПУ (характеристики оборудования, инструментария, лекарственных препаратов, результаты инфекционного контроля) и

качественные (доверие персоналу, уровень профессионального мастерства), а также источники получения информации о базовых показателях качества, метрологические средства, нормативная документация. К средствам контроля относятся стандарты деятельности, протоколы и карты экспертной оценки качества оказания сестринской помощи и т.д.

Виды контроля:

- Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ (анализ качества предоставляемых услуг, профессиональной компетентности сотрудников, материально - технической базы, технологий, финансовых затрат).

- Текущий контроль. Осуществляется в ходе проведения работ. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь.

- Заключительный контроль. Закрепляет достигнутую результативность, предоставляет необходимую информацию для планирования аналогичных работ.

Формы контроля:

- Лицензирование – это процедура установления условий для осуществления определённых видов деятельности с выдачей разрешения (лицензии) на осуществление данных видов деятельности.

- Аккредитация – процедура, направленная на установление статуса ЛПУ на основе анализа материально-технической базы, структуры, кадрового обеспечения, направление и содержание лечебно-профилактических мероприятий и т.п.

- Аттестация – определение профессиональной компетентности.

- Сертификация – процедура подтверждения соответствия характеристик исследуемого объекта установленным требованиям.

Технологии контроля:

- Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка).

- Определение целей контроля (целесообразность, приватность, регулярность, эффективность).

- Установление норм контроля (правовые, производственные, этические).

- Выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный).

- Определение объекта и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, только качества услуг).

Действующее законодательство предусматривает два контроля: ведомственный (внутренний) и вневедомственный (внешний).

Ведомственный контроль осуществляют медицинские учреждения и организации управления здравоохранения, вневедомственный – фонды ОМС, гос. инспекция по охране труда, общественные объединения потребителей и др.

Проведение и содержание ведомственного и вневедомственного контроля регламентирует приказ МЗ РФ и ТТОМС от 24.10.96г. №363/77 «О совершенствовании качества медицинской помощи и контроля качества медицинской помощи населению РФ».

Ведомственный контроль качества сестринской помощи может быть организован следующим образом:

- Старшая медсестра структурного подразделения.

- Главная м/с медицинского учреждения или заместитель руководителя организации здравоохранения по работе с сестринским персоналом.

- Экспертная комиссия при органе управления здравоохранением, главный штатный (внештатный) специалист по сестринскому делу.

Обязательному экспертному контролю подлежат:

- Все случаи летальных исходов среди детского населения, пациентов в стационарах, лиц трудоспособного возраста на дому.

- Случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений, приведших к летальному исходу или значительному удлинению сроков лечения.

- Случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста.

- Случаи повторной госпитализации в течение одного года по поводу одного заболевания (если схема лечения не предполагает повторных стационарных курсов).

- Случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников.

Контролю подвергаются все составляющие сестринского ухода:

- Профессиональная компетентность медсестер.

- Обеспечение ЛОР.

- Обеспечение диетического питания.

- Своевременность и полнота выполнения врачебных назначений, обеспечение инфекционной безопасности пациента.

- Своевременность записи на дополнительные обследования.

- Соответствие подготовки пациента требованиям исследования.

- Удовлетворенность качеством сестринского ухода.

Одним из основных принципов экспертизы КМП является то, что эксперты ведомственной и вневедомственной систем должны использовать одинаковые стандарты (протоколы) и одинаковые методики проведения экспертизы.

Экспертиза качества заканчивается выводами - комплексным заключением эксперта по качеству оказания медицинской помощи.

Контроль качества опирается на общепринятые параметры. Здравоохранение является сферой деятельности, на которую распространяется государственный метрологический надзор, регламентирующий количественную оценку качества объекта. Более эффективны статические методы оценки, позволяющие своевременно выявить тенденции изменения параметров процесса и предупредить возникновение дефектов.

К корректирующим мероприятиям относятся:

- Изменение структуры объекта.

- Изменение процесса функционирования объекта.

- Совершенствование системы качества.

Критерии контроля качества медицинской помощи:

- Эффективность. Показатель взаимоотношения между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба может оказать в идеальных условиях.

- Экономичность. Показатель взаимоотношения между фактическим воздействием службы и его стоимостью.

- Адекватность. Показатель соответствия фактического обслуживания.

- Научно – технический прогресс. Степень применения современных технологий для оказания сестринской помощи.

- Своевременность – показатель соотношения между временем получения адекватной помощи от момента возникновения потребности и минимальным временем, которое потребовалось службе здравоохранения для оказания такой помощи в идеальных условиях.

- Доступность. Показатель соотношения между количеством пациентов, своевременно получающих адекватную помощь и общим числом нуждающихся.

- Достаточность – минимальный набор лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для достижения адекватного объёма сестринской помощи и наибольшей её эффективности.

При оценке качества медицинской помощи наиболее показательны экономико-математические методы (корреляционный метод), позволяющие определить количественную взаимосвязь между несколькими параметрами исследуемой системой и рассчитать постоянные коэффициенты эффективности.

Коэффициенты эффективности медицинской помощи:

- Интегрированный коэффициент оценки эффективности медицинской помощи, включающий медицинскую, социальную и экономическую эффективность.

- Коэффициент качества медицинской помощи, оценивающий соблюдение технологии оказания медицинской помощи.

- Комплексный показатель качества медицинской помощи, отражающий медицинскую, социальную и экономическую эффективность, а также соблюдение технологий оказания медицинской помощи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.