Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный подход.






Организацию в виде системы взаимосвязанных элементов позволяет увидеть теория систем.

Система – это сложное целостное образование, состоящее из отдельных, связанных друг с другом структурных элементов, которые в совокупности придают системе новые свойства, не характерные для элементов в отдельности. Все системы можно разделить на материальные (реальные), которые объективно существуют в природе (системы кровообращения, клетки или целостный организм), и абстрактные, которые являются плодом мыслительной деятельности людей (система обследования больного, система диспансеризации, медицинского страхования, система здравоохранения).

Любая система существует в окружающей среде и её можно рассмотреть как подсистему какой-то более крупной системы. Окружающая среда – это совокупность внешних элементов, которые не входят в состав системы.

Если система и внешняя среда оказывают взаимное влияние друг на друга, то такая система называется открытой. Закрытой (замкнутой) называется система независящая от внешней среды не влияющая на неё.

Открытые системы связаны со средой через сеть внешних связей, которые подразделяются на входные (вводы) и выходные (выводы) каналы. Организация получает из внешней среды по входным каналам информацию, капитал, энергетические, материальные и человеческие ресурсы. В процессе своей деятельности преобразует эти ресурсы в продукцию или услуги.

В структуре системы, в которой происходит управление, выделяют 2 подсистемы: управляющую (субъективную) и управляемую (объективную). К управляющей подсистеме относят элементы и связи, ответственные за осуществление функций управления – планирование, организация, мотивирование и контроль. К управляемой системе относят элементы и связи, ответственные за непосредственную реализацию управленческих планов, оказания услуг и производство продукции – исполнители.

В здравоохранении в качестве субъекта управления рассматривают министерские структуры, органы управления здравоохранения субъектов федерации, городов и районов. В качестве объектов управления выступают ЛПУ, научно-исследовательские учреждения, медицинские учебные заведения, санатории, предприятия медицинской промышленности. Информационные каналы, по которым передаётся командная информация от субъекта управления к объекту, называют каналами прямой связи.

Каналы, по которым в управляющую систему передаётся информация о состоянии объекта управления и об исполнении команд, называют каналами обратной связи.

К основным характеристикам систем управления относят следующие:

- целевая направленность (оказание медицинской помощи)

- взаимосвязанность подсистем (лечебных и лабораторных отделений, служб). Это свойство системы обусловлено понятием объединяющих связей и эмерджментностью (англ. – возникновение, появление нового), то есть наличием у больницы новых свойств, которыми не обладают её отдельные подразделения и службы.

- делимость - по вертикали на управляющую подсистему (административно – управленческий аппарат) и управляемую подсистему (врачи, медицинские сёстры и другой персонал). По горизонтали – деление на одноуровневые подсистемы – отделения, службы.

- относительная изолированность структурообразующих элементов системы (отделения и службы, больницы разграничены территориально, функционную и организационную).

- чувствительность системы – способность системы реагировать на внешние и внутренние воздействия и изменять своё состояние с помощью управляющего воздействия.

- инвариантность – устойчивость, независимость системы от изменений её состояния или возмущающих воздействий.

- измеряемость – возможность оценки деятельности системы по определённым критериям (койко-дни, летальность и пр.).

В теории систем рассматриваются также понятия как система, структура, информация, состояние, управление. Применение теории систем в управлении позволило увидеть элементы организации их связи между собой и внешней средой. По определению одного из основоположников системного подхода в управлении здравоохранением Е.И.Шигана (1987 г.), это методология комплексного изучения объекта (процесса, явления) как системы, его целей, функций, структуры, организации и информации, выявления и анализа проблем управления и разработки мероприятий по решению разных проблем.

Системный анализ – 1-ая часть системного подхода, предполагает изучение объектов на выявление слабых мест, дисбаланса между элементами системы, а также между системой и её внешней средой.

Выявленные при системном анализе недостатки подлежат коррекции, что является 2-ой частью системного подхода – системным синтезом.

Основные принципы системного подхода:

- принятию решения должен предшествовать этап формулировки конкретных целей.

- проблема рассматривается как целое, как единая система. в которой изменение каждого элемента взаимосвязано и отражается на состоянии других элементов и всей системы в целом.

- при разработке решений необходимо рассматривать альтернативные варианты достижения цели.

- цели и задачи, решаемые отдельными элементами не должны противоречить целям всей системы.

Любой анализ больших и сложных систем, включая медико-социальные системы, невозможен без ЭВМ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.