Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация предприятий по их роли в инновационном процессе (Майлса и Сноу).




Эти исследователи приводят классификацию компаний по их готовности выйти на новые рынки с новыми технологиями и товарами: 1. Разведчики – это компании-инноваторы, которые не боятся проигрыша. Они быстро реагируют на новые идеи и занимаются их целенаправленным поиском. Они стремятся первыми выйти на рынок с новым товаром, они отдают предпочтение инновациям, а не имитации существующих товаров.2. Аналитики – это фирмы, которые контролируют разведчиков и заимствуют их идеи, предлагая свои собственные новые товары с улучшенными характеристиками и более низкой ценой. Аналитики часто извлекают коммерческий успех из идей разведчиков. Они отдают предпочтение имитации товаров, а не инновации.3. Защитники – фирмы, остающиеся верными рынку или сегменту рынка, который они освоили и защищают, повышая качество и снижая цену. Это тщательные инноваторы и имитаторы.4. Ленивцы – эти компании находятся в самодовольствии и реагируют на конкурентные инициативы только в случае крайней необходимости, но, как правило, слишком поздно. 56.Варианты инновационной политики государств. 1.Политика технологического толчка (Франция, Великобритания, Россия). Это политика исходит из того, что именно наука и техника являются основными импульсами нововведений, что за их развитие отвечает государство и что оно обладая для этого необходимыми материальными ресурсами, экспертизой и информацией способна точно определить направление этого развития. Такой вариант инновационной политики исходит из наличия научно-технических и социально-экономических проблем и предусматривает для их решения разработку различных государственных программ, крупных капиталовложений и других прямых форм государственного участия.Пример: Эта политика была характерна для многих стран в период с 50-60 гг. (период большой науки), в это время были сделаны самые крупные открытия в области создания первых ЭВМ, средств связи, авиастроения и электроники.Преимущества политики технологического толчка: она лучше всего развивает науку, особенно фундаментальную и военно-промышленный комплекс как нерыночный сектор экономики.Недостаток: полностью отсутствует связь инноваций с рынком и производством. 2.Политика «ориентации на спрос» (Япония, ФРГ, США). Эта политика предусматривает главенствующую роль рыночного механизма в распределении ресурсов, выборе будущих направлений и технологических возможностей. Она также исходит из того, что НИОКР важны для технологических изменений и нововведений. Но данная политика требует ограничения роли государства в стимулировании фундаментальных исследований и предполагает создание подходящего климата для нововведений фирмам, кроме того политика эта способствует сокращению прямого участия государства в разработке проектов и исследований рынков, а также уменьшение всех форм регулирования неспособствующих стимулированию рыночной инициативы (в области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды).Преимущества: обеспечение рыночного успеха в коммерциализации высоких технологий и продуктовых нововведений.Недостатки: из-за сокращения государственного регулирования нововведений фактически сворачивалась поддержка фундаментальной науки, что провоцировало разрушение научных школ и «утечка мозгов». 3.Политика социальной ориентации (Скандинавские страны). Данная политика исходит из того, что нововведения, обеспечиваемые действием только рыночного механизма, остаются безразличными к общим человеческим ценностям и могут привести к большим социальным издержкам. Следовательно, в центр внимания должны ставиться социальные последствия научно-технического прогресса – предусматриваться определенное социальное регулировании, процесс принятия решений относительно создания инноваций должен основываться на определенном социально-политическом консенсусе с привлечением широкой общественности. Элементы такого подхода присутствуют в инновационной политики Скандинавских стран (учитываются интересы престарелых и молодежи). 4.Политика, направленная на трансформацию экономической структуры (Япония). Эта политика отражает долгосрочное взаимодействие между технологией и обществом, она предполагает сильное воздействие передовой технологии на решение социально-экономических проблем, изменение отраслевой структуры, поведения хозяйствующих субъектов, уровня жизни в целом. Всё это требует новых форм организации, механизмов управления, системных взглядов на развитие науки и техники и их взаимодействия. 57.Инновационная роль виолентов, патиентов, эксплерентов, коммутантов.Инновационная роль виолентов. Крупные предприятия постоянно подвергаются критике за консерватизм, неуправляемость, бюрократизацию. Однако, при всех своих недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. От общего числа фирм США, Западной Европы, они составляют не более 1-2%, они создают от 1/3 до ½ ВНП, производимого в этих центрах мировой экономики, и выпускают более половины всей промышленной продукции.Виоленты – характеризуются предсказуемостью и текущим научно-техническим процессом, а рискованные прорывы в неизвестное – это шанс экспериментов. Виоленты проводят плановые, поисковые и прикладные научно-исследовательские работы и создают очередные новые модели, а также улучшают раннее выпускаемую технику. Фризевинкель выделил среди виолентов 3 типа и назвал их гордыми львами, могучими слонами и неповоротливыми бегемотами.Виоленты приобретают черты гордых львов – фирм с четким производственным профилем и малой диверсифицированностью (одно направление). Однако в выпуске «своего» массового товара львы относятся к технологическим лидерам. Особенность позиции гордого льва на рынке – технические или организационные преимущества в важном и перспективном сегменте рынка. Например: компания Тойота лидер в производстве компактных автомобилей. Компания Philips главенствовала в производстве ламп. Сила львов заключается в ориентации на узком рынке, но массовом и перспективном круге товаров, больших расходов на НИОКР и создании крупных научно-исследовальских структур.Ситуация льва – это когда быстро развивается весь бизнес.Тактика могучего слона соответствует методу следования за лидером. Могучему слону в условиях стабильного существования свойственна эффективная тактика «ловкого второго». Быть все время первым невозможно и поэтому из-за риска слоны избегают роль первого на первых парах появления нового товара на рынке. Но они рядом на вторых ролях. Ведущие корпорации могучих слонов включаются лишь тогда, когда успех новинки заметен. Тогда они оттесняют компанию новатора и начинают играть ключевую роль.Ситуация слона – это когда успешно развиваются лишь некоторые деятельности, а другие отстают. Со временем динамизм слона падает, в то же время падает его созидательная способность. Могучий слон превращается в неповоротливого бегемота. Инновационная роль патиентов. Они могут быть разных размеров: малые, средние и иногда крупные. Стратегия патиентов – это стратегия дифференциации продукции и занятие своей ниши, т.е. узкого сегмента рынка. Две составляющие подстратегии: 1. Ставка на дифференциацию продукта.2. Необходимость сосредоточения максимума усилий на узком сегменте рынка.Дифференциация продукта – это шаг на встречу к потребителю, по отношению к которому предложение массовой стандартной продукции является неэффективным. Патиент использует различие товара в сервисе, качестве, рекламе. При специализированном производстве конкурентоспособность товара возникает благодаря высокой потребительской ценности товара. Патиенту приходится точно определять и обеспечивать ее. Инновационная роль эксплерентов. Фирмы-эксплеренты – небольшие предприятия. Их главная роль в экономике – инновационная. Состоящая в создании прорывных нововведений. Отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР.Эволюционный путь развития. Сначала фирма эксплерент ищет новые технические решения. Все средства тратятся на ОКР. На рынок ничего не поставляется. На первом этапе фирмы-пионеры бедны и слабы, нуждаются в поддержке. Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Кто же удачно воплотил идею в инновационный продукт, вступает во второй этап развития – период бурного подъема. Инновации позволяют решить старые проблемы потребителей и открыть перед ними новые возможности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность. Производитель получает возможность быстро наращивать объемы продаж и получать высокую прибыль.У компаний-первооткрывателей после рыночного успеха становится все больше последователей. Рынок нового товара растет. Наступает этап массового производства и фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе «виоленты-слоны».Прямую конкуренцию гигантов выдерживают не многие эксплеренты. Они превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке опасную позицию вице-лидера. Фирмы-эксплеренты не относятся к потере самостоятельности как к трагедии. Они получают компенсацию за свои акции, а также доступ к ресурсам крупной компании. Инновационная роль коммутантов. Мелкие предприятия, но изворотливы, многочисленны и вездесущи.Преимущества: 1) Высокая эффективность управления, за всем может следить сам хозяин.2) Живучесть мелких фирм.3) Низкие издержки или их отсутствие.4) Легкость ухода с рынка и перехода к новому бизнему.5) Поддержка государства.Три варианта поведения: 1. Деятельность в сферах, обслуживаемых только мелким бизнесом (парикмахерские, юридические услуги).2. Выполнение функций субпоставщиков несложных деталей или полуфабрикатов для более крупной компании (виолента или патиента). Это коммутанты-поставщики.3. Выпуск товаров или услуг, копирующих чужие изделия и технологии. Это коммутанты-подражатели.Задачи, выдвигаемые экономикой: 1) Обслуживание локальных потребностей2) Выполнение производственной функции на уровне деталей и повышение эффективности крупного производства.3) Наполнение инфраструктуры производственных процессов.4) Стимулирование предприимчивости граждан страны5) Повышение занятости населения, особенно в непромышленных населенных пунктах. Функции: содействуют диффузии и рутинизации нововведений. Коммутанты в сфере местного производства часто берутся за производство бытовых изделий для данной местности в небольших объемах. Коммутанты в сфере услуг активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Коммутанты-субпоставщики. Сокращение глубины переработки – производственная политика крупных фирм, когда они концентрируют свою деятельность только на важнейших технологических операциях. Все остальное перепоручается субпоставщикам – мелким коммутантам. Коммутанты-подражатели. Клон-мейкеры – производители легальных копий продуктов известных фирм. Это одна из сфер действия фирм-коммутантов. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности (мебельной, швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (фармацевтике, электронике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм, тем самым участвуя в процессе их распространения. 58.Государственная поддержка инновационной деятельности. Функции государственных органов в инновационной сфере: 1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации.2. Координация инновационной деятельности.3. Стимулирование инноваций, конкуренция в данной среде, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции.4. Создание правовой базы инновационных процессов, особенно защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности.5. Кадровое обеспечение инновационной деятельности.6. Формирование научно-иновационной инфраструктуры.7. Обеспечение социальной и экологической направленности инноваций.8. Повышение общественного статуса инновационной деятельности.9. Региональное регулирование инновационных процессов.10. Регулирование международных аспектов инновационных процессов.Направления государственной поддержки инновационной деятельности: 1) Поддержание естественных монополий в доконкурентной стадии инновационного процесса (на начальных стадиях фундаментальных и прикладных исследований и разработок) и одновременно поддержание конкуренции на завершающих стадиях.2) Компенсация недостаточности частных инвестиций за счет расширения государственных инвестиций для поддержания стабильности инвестиционных процессов в инновационной сфере.3) Сохранение благоприятного характера предпринимательского климата на завершающих стадиях инновационных процессов.Среди форм государственной поддержки инновационной деятельности кроме прямого финансирования необходимо отметить: · Предоставление индивидуальным изобретателям и малым компаний беспроцентных банковских суд.· Создание венчурных инновационных фондов.· Снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей.· Создание сети технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов.· Льготное финансирование на завершающих стадиях инноваций и прямое бюджетное финансирование на начальных.3 направления, по которым государство осуществляют свою политику: 1. Обеспечение инноваторов финансовыми ресурсами.2. Создание обеспечивающих инноваций маркетинговых, консалтинговых, инженеринговых фирм, банков, а также формирование благоприятной инфраструктуры рынка, включая государственные программы создания наукоградов, свободных экономических зон, технопарков.3. Выработка единых правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе коопирирования по интересам на разных стадиях технологических циклов, обеспечивающих расширенное воспроизводство инноваций.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.