Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первое и самое главное.






 

ЗА ЕДОЙ НЕЛЬ­ЗЯ РАЗ­ГО­ВА­РИ­ВАТЬ И СЛУ­ШАТЬ РАЗ­ГО­ВА­РИ­ВА­ЮЩЕ­ГО.

Есть за­ме­ча­тель­ная рус­ская пос­ло­ви­ца: «Ког­да я ем, я глух и нем». Вы­учи­те ее на­изусть. Она опи­сы­ва­ет един­с­т­вен­но пра­виль­ное по­ве­де­ние во вре­мя еды.

Вы тут же воз­му­ти­тесь. Как это так: ведь еда - един­с­т­вен­ное вре­мя, ког­да мож­но по­об­щать­ся с до­маш­ни­ми, с лю­би­мой же­ной и не ме­нее лю­би­мы­ми деть­ми, ког­да мож­но пос­п­лет­ни­чать, об­су­дить но­вос­ти, и так да­лее! Да за сто­лом дол­ж­ны ца­рить шут­ки, смех, ве­селье! Да, в кон­це кон­цов, пос­мот­реть но­вос­ти по те­ле­ящи­ку - то­же ведь за едой, ког­да же еще?

Тут мы под­хо­дим к слож­но­му. Лю­дям про­ще го­ло­дать, чем есть не так, как они при­вык­ли. И тут вам пот­ре­бу­ет­ся боль­ше во­ли и боль­ше внут­рен­не­го фа­шиз­ма и то­та­ли­та­риз­ма, что­бы ввес­ти для се­бя (и для дру­гих!) но­вые при­выч­ки и еще нас­то­ять на них. По­то­му что же­на-де­ти ПРИ­ВЫК­ЛИ к бол­тов­не за сто­лом и бу­дут вас вся­чес­ки те­ре­бить, от­в­ле­кать, на­ко­нец, скан­да­лить, что­бы толь­ко вы ели не мол­ча, а бол­та­ли.

Поэтому при­дет­ся объ­яс­нить, за­чем это нуж­но.

Болтовня за едой, во-пер­вых, ме­ша­ет есть. Это по­нят­но. Но она же зас­тав­ля­ет нас гло­тать еду как мож­но ско­рее, кус­ка­ми, что­бы ус­петь за­нять рот сло­ва­ми. Ка­кое уж тут «жуй-жуй», толь­ко «гло­тай». Даль­ше, под бол­тов­ню съесть мож­но силь­но боль­ше - по­то­му что мы НЕ ЗА­МЕ­ЧА­ЕМ, что едим. По той же при­чи­не лег­че сож­рать лю­бую дрянь: на­ше вни­ма­ние от­в­ле­че­но и мы прос­то не чув­с­т­ву­ем, что мя­со за­вет­ри­лось, а кар­тош­ка про­кис­ла. С дру­гой сто­ро­ны, ес­ли еда хо­ро­шая, мы об­к­ра­ды­ва­ем се­бя на вку­со­вые ощу­ще­ния. Ведь нам не­ког­да ее да­же про­же­вать, прог­ло­тить бы ско­рее - и все.

Что де­лать? Во-пер­вых, поп­ро­буй­те ус­т­ро­ить­ся так, что­бы есть в оди­но­чес­т­ве. Же­на-де­ти пусть се­бе ку­ша­ют за те­ле­ви­зо­ром, а вы на ку­хонь­ке прис­т­рой­тесь с та­ре­лоч­кой.

Но и это не все. ВО ВРЕ­МЯ ЕДЫ НЕ СЛЕ­ДУ­ЕТ ПРИ­НИ­МАТЬ ИН­ФОР­МА­ЦИЮ. В том чис­ле - НЕЛЬ­ЗЯ ЧИ­ТАТЬ. Ни га­зе­ту, ни лю­би­мую книж­ку, ни­че­го. Во­об­ще ни­че­го. Же­ла­тель­но быть не толь­ко глу­хим и не­мым, но и сле­пым.

Особенно это ка­са­ет­ся зав­т­ра­ка. Пер­вый при­ем пи­щи пос­ле сна - со­вер­шен­но не то вре­мя, ког­да сле­ду­ет гло­тать ин­фор­ма­цию. На са­мом де­ле вре­мя зав­т­ра­ка пред­наз­на­че­но сов­сем для дру­го­го. А имен­но - для нес­пеш­но­го и не­су­ет­ли­во­го об­ду­мы­ва­ния сво­их дел, нет, да­же не об­ду­мы­ва­ния, а нас­т­рой­ки. Для то­го, что­бы окон­ча­тель­но прос­нуть­ся, нас­т­ро­ить­ся на пред­с­то­ящий день, из­ба­вить­ся от бес­по­кой­с­т­ва и наб­рать­ся сил. Вот так, ага.

«Утренняя га­зе­та», «прог­рам­ма пе­ре­дач» и про­чая мер­зо­ти­на для то­го и при­ду­ма­ны, что­бы сбить вас с тол­ку в этот важ­ный мо­мент. Дра­го­цен­ные ми­ну­ты зав­т­ра­ка, ког­да мы нас­т­ра­ива­ем­ся на пред­с­то­ящий день, рас­хо­ду­ют­ся на су­щую ерун­ду: прог­ло­тить нес­коль­ко бай­тов ин­фор­ма­ции, ко­то­рую мы впол­не мог­ли бы по­лу­чить чуть поз­же или без ко­то­рой впол­не мог­ли бы обой­тись. Но нет же: мы вру­ба­ем те­ле­ви­зор и смот­рим ка­кие-ни­будь «но­вос­ти», ко­то­рые нам чер­ти наг­реб­ли. Ну, уз­на­ем мы, что Пу­тин сле­тал в Бу­да­пешт и там смо­ро­зил ка­кую-ни­будь глу­пость. Да грес­ти его ко­нем, это­го Пу­ти­на и этот Бу­да­пешт! Зав­т­ра мы и не вспом­ним о Пу­ти­не и Бу­да­пеш­те. Ху­же то­го, мы и се­год­ня-то о них не вспом­ним! За ка­ким хе­ром оно нам на­до?! А вот по­ду­мать о сво­ей жиз­ни, нас­т­ро­ить­ся на свой день - это нам на­до неп­ре­мен­но. Но нет, пя­лим­ся в ящик по­га­ный, о се­бе не ду­ма­ем, ду­ма­ем о Пу­ти­не в Бу­да­пеш­те. Нам что, за это день­ги пла­тят? Или мы все как один по­ли­то­ло­ги? Впро­чем, по­ли­то­ло­ги как раз те­ле­пе­ре­дач-то и не смот­рят. Во вся­ком слу­чае, за зав­т­ра­ком. Для них эти те­ле­пе­ре­да­чи - как ги­не­ко­ло­гу жен­с­кие пре­лес­ти. «Объект ра­бо­ты».

То же са­мое мож­но ска­зать и о лю­бой дру­гой ин­фор­ма­ции, ко­то­рую мы пог­ло­ща­ем за зав­т­ра­ком. Мы лег­ко мо­жем по­лу­чить ее же чуть поз­же - или она нам во­об­ще не нуж­на. А вот весь день это нам ис­пор­тит, это уж точ­но. По­то­му что мы О СЕ­БЕ НЕ ПО­ДУ­МА­ЛИ и НА СЕ­БЯ НЕ НАС­Т­РО­ИЛИСЬ. Вмес­то это­го мы пот­ра­ти­ли вре­мя на вся­кую хер­ню, со­вер­шен­но не­нуж­ную и от­в­ра­ти­тель­ную. От ко­то­рой нам на са­мом де­ле ни жар­ко ни хо­лод­но. В край­нем слу­чае мы по­лу­чи­ли ка­кие-ни­будь по­лез­ные све­де­ния - но точ­но так же мы мог­ли их по­лу­чить в лю­бое дру­гое вре­мя. Что, у нас нет пят­над­ца­ти-двад­ца­ти ми­нут в день, что­бы уз­нать но­вос­ти? Так-та­ки сов­сем не­ту? Не сме­ши­те мои та­поч­ки, ага.

Итак. Луч­ше все­го есть в оди­но­чес­тве. Оп­ти­маль­ное мес­то для еды - соб­с­т­вен­ный уют­ный ка­би­нет. Ес­ли та­ко­во­го нет - лю­бой уго­лок, где мож­но прит­к­нуть­ся и где ник­то не по­бес­по­ко­ит. Ес­ли до­ма об­с­та­нов­ка та­кая, что все бе­га­ют, орут, дер­га­ют и та­щат за об­щий стол смот­реть те­ле­ви­зор - ска­жи­те до­маш­ним, что вы ужас­но боль­ны, что вам нель­зя есть то, что едят они, что вам боль­но смот­реть, как они хо­мя­чат жрач­ку, и так да­лее. Лишь бы ос­та­ви­ли в по­кое.

Кстати. Не за­будь­те пе­ре­вес­ти мо­биль­ник (он ведь у вас вклю­чен пос­то­ян­но, не так ли?) на ре­жим «без зву­ка». Звон­ки он при­мет и вы пе­рез­во­ни­те ко­му на­до. Но что­бы в мо­мент еды эта су­ка не трез­во­ни­ла! То же са­мое про­де­лай­те с до­маш­ним те­ле­фо­ном - нап­ри­мер, пе­рес­тавь­те на ав­то­от­вет­чик. Ес­ли он не вык­лю­ча­ет­ся - вы­дер­ни­те его из ро­зет­ки. Ко­му на­до, пе­рез­во­нит. Глав­ное, что­бы вас в этот мо­мент ни­че­го не дер­га­ло. Все бес­по­кой­с­т­ва идут стро­го нах­рен. Нах­рен!

Но вот вы уеди­ни­лись. Ин­те­рес­ный воп­рос - а ког­да на­чи­нать еду?

Обычно мы на­чи­на­ем хо­мя­чить вкус­няш­ку, как толь­ко ее уви­дим. Это неп­ра­виль­но. Ор­га­низм дол­жен ПОД­ГО­ТО­ВИТЬ­СЯ к то­му, что­бы на­чать пе­ре­ра­ба­ты­вать жрач­ку. Сиг­на­лом го­тов­нос­ти яв­ля­ет­ся по­вы­шен­ное слю­но­от­де­ле­ние. То са­мое «слюнь­ки те­кут».

Так вот. По­ка во рту нет слю­ны, есть не нуж­но. Как бы ни бы­ли гла­за го­лод­ны.

Впрочем, не бой­тесь. Она по­явит­ся че­рез нес­коль­ко се­кунд пос­ле то­го, как вы на­це­ли­тесь на еду.

Впрочем, кро­ме слю­ны, ор­га­низм вы­ра­ба­ты­ва­ет еще и вся­кие ве­щес­т­ва, нуж­ные для пе­ре­ва­ри­ва­ния. При­чем имен­но те, ко­то­рые нуж­ны для пе­ре­ва­ри­ва­ния со­вер­шен­но оп­ре­де­лен­ной пи­щи. Той, ко­то­рую он со­би­ра­ет­ся пе­ре­ра­ба­ты­вать.

Из это­го - прос­той вы­вод. Ду­май­те о той еде, ко­то­рую со­би­ра­етесь есть. То есть - ес­ли вы со­би­ра­етесь по­зав­т­ра­кать яич­ни­цей, так меч­тай­те о яич­ни­це, а не о фуа-гра и не о жа­ре­ной ба­ра­буль­ке. По­то­му что ес­ли вы бу­де­те в этот мо­мент ду­мать о фуа-гра, так же­лу­док нач­нет ис­то­чать со­ки, нуж­ные для пе­ре­ва­ри­ва­ния фу­аг­ри­но­го жи­ра, а не для яич­но­го бел­ка и жел­т­ка. И ког­да в не­го упа­дет яич­ни­ца, слу­чит­ся фиг­ня. Так что - че­го со­би­ра­ем­ся ха­вать, то се­бе и во­об­ра­жа­ем.

Хорошо, с этим мы все по­ня­ли. Те­перь - в ка­кой по­зе есть.

Представьте се­бе, это важ­но. Мы при­вык­ли к то­му, что та­рел­ка сто­ит на сто­ле, а мы над ней скло­ня­ем­ся и хо­мя­чим с нее, ста­ра­ясь не за­ля­пать жрач­кой ру­баш­ку. Но эта нак­ло­нен­ная по­за над та­рел­кой для еды на са­мом де­ле край­не не­удоб­на, так как сби­ва­ет с тол­ку же­лу­док. С од­ной сто­ро­ны, он сжи­ма­ет­ся, а с дру­гой - вы­пя­чи­ва­ет­ся. Нак­ло­ни­тесь впе­ред и пос­мот­ри­те на свой жи­вот. Что с ним про­ис­хо­дит? Он на­чи­на­ет сви­сать впе­ред. Это весь ли­вер - и же­лу­док вмес­те с ним - рас­тя­ги­ва­ет­ся. К че­му это при­во­дит? Ага, к же­ла­нию на­бить брю­хо.

При этом у че­ло­ве­ка есть ес­тес­т­вен­ная по­за сы­тос­ти. Она вам хо­ро­шо из­вес­т­на лич­но. Что вы де­ла­ете, ког­да сы­ты и до­воль­ны жиз­нью? Ага, от­ки­ды­ва­етесь на сту­ле (еще луч­ше - в мяг­ком крес­ле на спин­ку), этак цар­с­т­вен­но по­лу­ле­жа. Иног­да с бо­ка­лом в ру­ке (хо­тя в на­шем слу­чае это уже лиш­нее).

Так вот. Есть на­до в по­зе сы­тос­ти. То бишь от­ки­нув­шись на­зад. В та­кой по­зе же­лу­док не рас­тя­нут и да­же на­обо­рот - жи­ры на не­го да­вят, ес­тес­т­вен­ным об­ра­зом ог­ра­ни­чи­вая ап­пе­тит. При­чем чем боль­ше жи­ра, тем боль­ше да­вит, и тем ско­рее он на­сы­тит­ся.

Вы спро­си­те - а как же та­рел­ка? Все прос­то - та­рел­ку с едой на­до дер­жать в ру­ке. Ра­зу­ме­ется, пи­щу нуж­но сна­ча­ла по­ре­зать на мел­кие ку­соч­ки, ко­то­рые вы бу­де­те под­би­рать вил­кой. Кста­ти, все ста­рые и раз­ви­тые кух­ни пред­по­ла­га­ют мел­кую на­рез­ку еды. Толь­ко вар­ва­ры едят боль­шие кус­ки и ору­ду­ют но­жом во вре­мя еды. Хо­ро­шая, пра­виль­ная еда дол­ж­на быть на­ре­за­на до то­го, как ее нач­нут упот­реб­лять.

Это ка­са­ет­ся лю­бой еды. Нет ни­че­го слож­но­го в том, что­бы по­де­лить на ку­соч­ки яич­ни­цу, ку­сок мя­са, да что угод­но. А ка­кой-ни­будь овощ­ной са­ла­тик во­об­ще не нуж­но ре­зать, для не­го дос­та­точ­но вил­ки.

Поэтому. Вы са­ди­тесь в лю­би­мое крес­ло (на­де­юсь, оно у вас есть?) или на лю­би­мый ди­ван­чик. Рас­по­ло­жи­те ря­дом нуж­ные вам при­бо­ры - нап­ри­мер, на под­но­се. Впро­чем, крес­ло мож­но прид­ви­нуть к сто­лу. Мож­но зат­к­нуть за во­рот сал­фет­ку, что­бы прик­рыть грудь. По­том бе­ре­те та­рел­ку в ру­ку, по-бар­с­ки от­ки­ды­ва­етесь, и на­чи­на­ете вку­шать…

Тут сра­ба­ты­ва­ет куль­тур­ный барь­ер. Мы при­вык­ли есть в оп­ре­де­лен­ной по­зе - скрю­чив­шись над та­рел­кой. От­с­ту­пить от это­го обык­но­ве­ния ка­жет­ся ка­ким-то свя­то­тат­с­т­вом.

Но поп­ро­буй­те кое о чем по­ду­мать. Нап­ри­мер - о ду­хов­ном зна­че­нии по­зы, ко­то­рую при­ни­ма­ет едя­щий.

Бывает, что раб и гос­по­дин едят од­но и то же. Иног­да раб пи­та­ет­ся да­же луч­ше гос­по­ди­на - хо­тя бы по­то­му, что тя­же­лее ра­бо­та­ет. Но гос­по­дин и раб едят по-раз­но­му.

Раб то­ро­пит­ся ско­рее-ско­рее за­пих­нуть в се­бя свою пай­ку. Он скор­чи­ва­ет­ся над мис­кой, зак­ры­ва­ет ее со­бой, что­бы ее не от­ня­ли дру­гие ра­бы. Его веч­но го­лод­ный же­лу­док, сжа­тый свер­ху реб­ра­ми, то­ро­пит его - не толь­ко по­то­му, что он пус­той, но и от не­удоб­ной по­зы: ско­рее-ско­рее пи­хай в ме­ня все, что­бы за­кон­чить пос­ко­рее неп­ри­ят­ную про­це­ду­ру. Да, для сдав­лен­но­го же­луд­ка еда - имен­но что неп­ри­ят­ная про­це­ду­ра, хо­тя и со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мая. Раб гло­та­ет кус­ки, об­жи­гая гу­бы. И толь­ко за­пих­нув в се­бя все, что бы­ло в мис­ке, от­ки­ды­ва­ет­ся и от­ду­ва­ет­ся, ры­гая: хо­ро­шо, те­перь его еду ник­то не от­ни­мет. «На­зы­вай сво­им то, что ты съел».

Господин же ест ина­че. Во-пер­вых, он веч­но сыт и по­то­му ни­ку­да не спе­шит. Ско­рее уж, ему сто­ит пос­ле­дить за со­бой, что­бы не съесть лиш­не­го. Он це­нит и бе­ре­жет свое те­ло, а к сво­ему же­луд­ку от­но­сит­ся с ува­же­ни­ем. И ест ис­к­лю­чи­тель­но в по­зе сы­тос­ти.

Это вер­но да­же для жи­вот­но­го цар­с­т­ва. Ша­ка­лы пи­ру­ют над ту­шей, опус­тив низ­ко го­ло­ву и ры­ча - а лев, уже съев луч­шие кус­ки, спо­кой­но ле­жит, дер­жа меж­ду лап по­лу­об­г­ло­дан­ную кость, и, не то­ро­пясь, от­ры­ва­ет от нее во­лок­на мя­са. Он уже сыт, он ест в по­зе сы­тос­ти.

То же ха­рак­тер­но и для лю­дей. Пред­с­тавь­те се­бе, ска­жем, гре­чес­ких ге­ро­ев на пи­ру. Вы мо­же­те се­бе во­об­ра­зить Ахил­ла или Пат­рок­ла, ут­к­нув­ших­ся фи­зи­оно­ми­ями в мис­ку? Нет, мы пред­с­тав­ля­ем их вос­се­да­ющи­ми с кус­ка­ми мя­са в ру­ках. Да, тог­да ели ру­ка­ми. Но пред­с­тавь­те се­бе, как они дер­жа­ли это мя­со, поп­ро­буй­те во­об­ра­зить се­бе по­зу. И вы уви­ди­те все то же са­мое - ге­рой си­дит, от­ки­нув­шись на вы­со­кую спин­ку тро­на, от­ку­сы­вая от жа­ре­ной ба­рань­ей но­ги, и под­но­сит эту но­гу ко рту, а не се­бя к но­ге. Гос­по­дин не тя­нет­ся за едой - это удел ра­ба.

Впрочем, что ка­са­ет­ся бо­лее поз­д­них вре­мен, тут мы ви­дим сов­сем стран­ное: ан­тич­ные лю­ди ели ле­жа на бо­ку, опи­ра­ясь на ло­коть. Стран­но? Ни­чуть. Это, опять же, по­за сы­тос­ти. «При­лечь» - ес­тес­т­вен­ное пос­ле­обе­ден­ное же­ла­ние (кровь при­ли­ва­ет к же­луд­ку, тот на­чи­на­ет ра­бо­тать - хо­чет­ся от­дох­нуть). Но та­кая по­за хо­ро­ша в том слу­чае, ес­ли мы на­ме­ре­ны и в са­мом де­ле наг­ру­зить же­лу­док хо­ро­шень­ко. Для сред­не­наг­ру­жен­но­го же­луд­ка на­илуч­шая по­за - по­лу­ле­жа от­ки­нув­шись.

Но сно­ва об­ра­тим­ся к ис­то­рии. Пе­ре­мес­тим­ся во вре­ме­ни поб­ли­же к на­шим дням. За­чем, спра­ши­ва­ет­ся, над­мен­ные арис­ток­ра­ты прош­ло­го зак­ла­ды­ва­ли сал­фет­ки за во­рот­ник? За­чем, ес­ли они си­де­ли над та­рел­ка­ми как мы, по­зор­но скрю­чив­шись? Вот то-то.

Так же бу­дем де­лать и мы. Мы не ра­бы.

С этим то­же ра­зоб­ра­лись. И опять но­вость: сле­ду­ет за­но­во при­учить­ся раз­же­вы­вать еду.

Зачем мы во­об­ще жу­ем? Обыч­ный от­вет - что­бы из­мель­чить пи­щу. На са­мом де­ле мель­чить ее мож­но по-раз­но­му. Со­ба­ка, нап­ри­мер, не жу­ет. У нее зу­бы ус­т­ро­ены так, что она же­вать не мо­жет - она «стри­жет» или «се­чет» свою жрач­ку. Это ку­да быс­т­рее. Прав­да, со­ба­чий же­лу­док уз­кос­пе­ци­али­зи­ро­ван: со­ба­ка - хищ­ник, жрет мя­со. Че­ло­век же - тварь все­яд­ная: ка­жет­ся, толь­ко тра­ву он пе­ре­ва­ри­вать не спо­со­бен, да и то по­то­му, что у не­го од­но­ка­мер­ный же­лу­док.

При этом, по­нят­ное де­ло, для пе­ре­ва­ри­ва­ния каж­до­го ти­па пи­щи же­лу­док дол­жен нас­т­ро­ить­ся, ибо не мож­но об­ра­ба­ты­вать оди­на­ко­вым об­ра­зом коп­че­ную кол­ба­су, ста­кан мо­ло­ка и огу­рец. Ну, в слу­чае мо­ло­ка с огур­ца­ми про­ис­хо­дит сис­тем­ный сбой из­вес­т­но­го свой­с­т­ва. В слу­чае мо­ло­ка с твер­до­коп­че­ной кол­ба­сой «все вро­де бы про­хо­дит», но на са­мом де­ле внут­ри по­лу­ча­ет­ся сов­сем да­же не здо­ро­во.

Эти прос­тые со­об­ра­же­ния ле­жат в ос­но­ве сис­те­мы раз­дель­но­го пи­та­ния, и они же иг­ра­ют свой ро­яль в те­ме «дви­гай­те че­люс­тью».

Для то­го же, что­бы же­лу­док при­го­то­вил­ся к об­ра­бот­ке пи­ще, эту пи­щу на­до рас­ку­сить. То есть тща­тель­но ее из­мель­чить, сме­шать со слю­ной и - last not le­ast - ощу­тить ее нас­то­ящий вкус. Пов­то­ряю: нас­то­ящий, а не тот, ко­то­рый мы чув­с­т­ву­ем, за­пи­хи­вая в глот­ку ка­кую-ни­будь па­кость, спе­ци­аль­но по­ли­тую кет­чу­пом, что­бы ис­ка­зить и от­бить этот са­мый вкус. Ра­зу­ме­ет­ся, «хот­дог» луч­ше не же­вать, а ком­ка­ми спус­тить в же­лу­док - так он мо­жет по­ка­зать­ся да­же вкус­ным.

И еще од­но об­с­то­ятель­с­т­во. Дви­же­ния че­люс­тью раз­д­ра­жа­ет окон­ча­ния так на­зы­ва­емо­го блуж­да­юще­го нер­ва - важ­ной час­ти па­ра­сим­па­ти­чес­ко­го от­де­ла ве­ге­та­тив­ной нер­в­ной сис­те­мы. Во­об­ще-то этих от­де­лов два: сим­па­ти­чес­кий и па­ра­сим­па­ти­чес­кий. Ес­ли ко­рот­ко, сим­па­ти­чес­кий от­дел от­ве­ча­ет за воз­буж­де­ние - точ­нее, за нас­т­рой­ку те­ла на го­тов­ность к дра­ке или бег­с­т­ву. Па­ра­сим­па­ти­чес­кий от­дел, нап­ро­тив, от­ве­ча­ет за от­дых и ре­лак­са­цию.

Для че­го ну­жен блуж­да­ющий нерв и как он ра­бо­та­ет, объ­яс­нять здесь бы­ло бы дол­го (а от­ве­ча­ет он за мно­гое, вклю­чая ико­ту). В дан­ном слу­чае ва­жен ре­зуль­тат: по­лу­чив сиг­нал от че­люс­тей, блуж­да­ющий нерв по­сы­ла­ет ряд рас­по­ря­же­ний в раз­ные час­ти ор­га­низ­ма, на­чи­ная от слюн­ных же­лез и же­луд­ка (мо­то­ри­ку ко­то­ро­го он ак­ти­ви­зи­ру­ет) и кон­чая об­щим рас­слаб­ле­ни­ем.

На этом же эф­фек­те, кста­ти, ос­но­ван ус­по­ка­ива­ющий эф­фект еды, а так­же по­пу­ляр­ность же­ва­тель­ной ре­зин­ки. Че­ло­век, все вре­мя дви­га­ющий ниж­ней че­люс­тью, бо­лее рас­слаб­лен и ме­нее нап­ря­жен. От­сю­да и же­ла­ние сбро­сить стресс, быс­т­рень­ко пох­ва­тав че­го-ни­будь, ну и жвач­ка как ус­по­ка­ива­ющее сред­с­т­во.

Итак, жу­ем - с чув­с­т­вом, с тол­ком, с рас­ста­нов­кой.

Вы от­ку­сы­ва­ете ку­со­чек еды. Ус­т­ра­ива­ете его во рту на ко­рен­ных зу­бах. И на­чи­на­ете зу­ба­ми раз­дав­ли­вать, раз­дав­ли­вать его, вы­жи­мая из не­го вкус­ный пи­ще­вой сок. Этот сок и есть са­мое луч­шее, что есть в еде - на­чи­ная от спе­ло­го яб­ло­ка и кон­чая сви­ной от­бив­ной. Вы­пи­вай­те сок и про­дол­жай­те же­вать. Жуй­те до тех пор, по­ка сок не кон­чит­ся. Тог­да прог­ло­ти­те раз­же­ван­ное и из­мо­ча­лен­ное. А ес­ли хо­чет­ся вып­лю­нуть - так плюй­те. Это еще од­на при­чи­на для то­го, что­бы есть в оди­но­чес­т­ве: вы мо­же­те, нас­ла­див­шись са­мым луч­шим в еде, из­ба­вить­ся от нев­кус­ной фиг­ни, ко­то­рую «на лю­дях» приш­лось бы гло­тать из веж­ли­вос­ти.

Некоторые про­дук­ты со­ка не да­ют. Ска­жем, ку­со­чек сы­ра, яич­ни­ца или ба­нан. В та­ком слу­чае пос­та­рай­тесь раз­да­вить их в ка­ши­цу, обиль­но смо­чен­ную слю­ной. То есть в по­до­бие то­го же со­ка.

Если вы бу­де­те так де­лать, то уз­на­ете кое-что но­вое.

Во- первых, вы уз­на­ете, что вкус хо­ро­шо про­же­ван­ной пи­щи от­ли­ча­ет­ся от вку­са по-со­бачьи схва­чен­но­го кус­ка (иног­да -силь­но). Это, впро­чем, не­уди­ви­тель­но: при обыч­ном со­бачь­ем хва­та­нии пи­ща поч­ти не сме­ши­ва­ет­ся со слю­ной, не дос­ти­га­ет всех вку­со­вых ре­цеп­то­ров, а идет в гор­ло ко­лом.

Во- вторых, вы по­чув­с­т­ву­ете, что съеда­ете этой са­мой пи­щи мень­ше. Опять же не за­бы­вай­те про слю­ну, ко­то­рая уве­ли­чи­ва­ет объ­ем съеден­но­го. А удо­воль­с­т­вия по­лу­чи­те столь­ко же, ес­ли не боль­ше -за счет «ко­ли­чес­т­ва вку­са», ко­то­рое уве­ли­чит­ся.

Сказанное от­но­сит­ся не толь­ко к твер­дой пи­ще, но и к жид­кой. Ес­ли вы что-то пьете, по­дер­жи­те это во рту, преж­де чем гло­тать. А луч­ше - «по­же­вать» жид­кость, да­же во­ду.

И еще од­на де­таль. Про­же­вав ку­сок и бе­рясь за сле­ду­ющий, име­ет смысл один раз сглот­нуть пус­тую слю­ну.

Если вы лю­би­тель япон­с­кой кух­ни, то, на­вер­ное, по­ни­ма­ете, за­чем это. Япон­цы для этой це­ли ис­поль­зу­ют ко­рень им­би­ря: сте­реть вкус пре­ды­ду­ще­го кус­ка. Но за­чем нам та­кие слож­нос­ти? Дос­та­точ­но один раз прог­ло­тить слю­ну, что­бы до­бить­ся то­го же эф­фек­та.

Индийские йо­ги, боль­шие зна­то­ки вся­кой ди­ети­ки, до­ве­ли ука­зан­ные вы­ше прин­ци­пы до сво­его ло­ги­чес­ко­го за­вер­ше­ния. Они ре­ко­мен­ду­ют «пить твер­дое» и «есть жид­кое». То есть - же­вать так дол­го, что­бы пи­щу не при­хо­ди­лось да­же гло­тать, а она са­ма сте­ка­ла в гор­ло. Жид­кое же пред­ла­га­ет­ся имен­но же­вать, что­бы сме­шать на­пи­ток со слю­ной. На­вер­ное, они пра­вы, и к это­му на­до стре­мить­ся. Но йог мо­жет поз­во­лить се­бе час же­вать ка­кой-ни­будь ко­ре­шок, а сов­ре­мен­ный че­ло­век - нет.

Кстати о жид­кос­ти. Мы все при­вык­ли сна­ча­ла есть, а по­том за­пи­вать съеден­ное «чай­ком». Эту при­выч­ку то­же при­дет­ся бро­сить. По­то­му что она неп­ра­виль­ная.

Как из­вес­т­но, пи­щу в же­луд­ке пе­ре­ва­ри­ва­ет же­лу­доч­ный сок. Это, поп­рос­ту го­во­ря, рас­т­вор со­ля­ной кис­ло­ты. Ког­да мы сна­ча­ла пи­ха­ем ту­да еду, а по­том за­ли­ва­ем во­дич­кой, мы этот рас­т­вор эле­мен­тар­но раз­бав­ля­ем. В ре­зуль­та­те пи­ща не пе­ре­ва­ри­ва­ет­ся, а ле­жит ко­мом в прес­ном пу­зе и кис­нет. По­том, ког­да она, кое-как пе­ре­ва­рив­шись, про­хо­дит в ки­шеч­ник, от это­го по­лу­ча­ет­ся вся­кая фиг­ня (за де­та­ля­ми - к ди­ето­ло­гам).

Короче. Пить во­ду (или чай, или ко­фе) нуж­но не пос­ле, а ДО ЕДЫ. Же­ла­тельно - с раз­ни­цей ми­нут на двад­цать или пол­ча­са.

Если вы пьете ка­кие-ни­будь ле­кар­с­т­ва (что впол­не ве­ро­ят­но), то не­ко­то­рые из них как раз нуж­но при­ни­мать на­то­щак. Ут­рен­няя чаш­ка во­ды - хо­ро­ший по­вод их упот­ре­бить, за­од­но и за­пить.

И еще один при­ем, ко­то­рый, мо­жет быть, по­ка­жет­ся вам смеш­ным. Во вре­мя еды зак­ры­вай­те гла­за. Да, имен­но так - ешь­те всле­пую. Это обос­т­рит вку­со­вые ощу­ще­ния до край­нос­ти. Во Фран­ции, кста­ти, не­дав­но от­к­ры­ли рес­то­ран, где нет ос­ве­ще­ния. Как раз для осо­бых гур­ма­нов, ко­то­рых об­с­та­нов­ка от­в­ле­ка­ет от про­цес­са пог­ло­ще­ния вкус­ня­ти­ны. Но мы не бу­дем есть в тем­но­те, что­бы не про­нес­ти лож­ку ми­мо рта. Зак­ры­вай­те гла­за, толь­ко ког­да жу­ете. Еще раз: во вре­мя еды же­ла­тель­но быть не толь­ко глу­хим и не­мым, но и сле­пым.

Логичный воп­рос: по­че­му бы не поп­ро­бо­вать на­учить­ся раз­же­вы­вать пи­щу (и во­об­ще де­лать все эти шту­ки) еще до го­ло­дов­ки? Да по­жа­луй­с­та, поп­ро­буй­те. Толь­ко уч­ти­те: пос­ле го­ло­да у вас из­ме­нит­ся вкус. Вам по­ка­жет­ся вкус­ным не то что­бы «сов­сем дру­гая пи­ща», но НЕ СОВ­СЕМ ТА, ко­то­рая вам нра­ви­лась рань­ше. Го­лод не тет­ка, но учи­тель он хо­ро­ший.

Теперь - что имен­но есть.

Прощание с друзь­ями: со­лон­ка, са­хар­ни­ца, хлеб­ни­ца

Хлеб наш на­сущ­ный даждь нам днесь.

Мо­лит­ва Гос­под­ня

Первое и глав­ное. Су­щес­т­ву­ют три пред­ме­та, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо уб­рать с ва­ше­го сто­ла. Раз и нав­сег­да.

Это со­лон­ка, са­хар­ни­ца и хлеб­ни­ца.

Да- да. Вы не бу­де­те упот­реб­лять эти про­дук­ты ина­че, как при го­тов­ке. Но под­са­ли­вать, под­с­ла­щи­вать и за­едать все лом­тя­ми хле­ба -об этом за­будь­те нав­сег­да.

Почему? Нач­нем с со­ли. На­ша ре­аль­ная пот­реб­ность в со­ли не так уж ве­ли­ка. За­то соль пе­ре­би­ва­ет ес­тес­т­вен­ный вкус еды и де­ла­ет дрян­ную жрач­ку при­ем­ле­мой. Пос­коль­ку мы едим в ос­нов­ном дрянь, то при­уча­ем­ся сы­пать соль в хар­чи в ка­ких-то неп­рис­той­ных ко­ли­чес­т­вах.

Избыток со­ли де­ла­ет мно­го пло­хо­го. В час­т­нос­ти, соль за­дер­жи­ва­ет во­ду в те­ле. Мы раз­бу­ха­ем - а по­том на­чи­на­ем жа­ло­вать­ся на лиш­ний вес.

Сахар. На са­мом де­ле чис­тый са­хар-ра­фи­над - очень силь­ный сти­му­ля­тор. Ка­кой-ни­будь ди­карь, хлеб­нув «Ко­ка-Ко­лы», по­том пры­гал бы весь день как ре­зи­но­вый. Но мы к са­ха­ру при­уче­ны с дет­с­т­ва и его сти­му­ли­ру­ющее дей­с­т­вие ста­ло для нас при­выч­ным. Од­на­ко кро­ме сти­му­ля­ции, са­хар сцу­ко­опа­сен для фи­гу­ры. Так как, ес­ли пос­ле сжи­ра­ния ку­са чис­той са­ха­ро­зы че­ло­век не бе­жит ма­хать то­по­ром, по­лоть гряд­ки или хо­тя бы за­ни­мать­ся бур­ным сек­сом, то про­ис­хо­дит та­кая фиг­ня: сти­муль­ну­тое те­ло вы­ра­ба­ты­ва­ет вся­кие гор­мо­ны, нуж­ные для тя­же­лых фи­зи­чес­ких уси­лий, са­хар да­ет энер­гию, а пос­коль­ку уси­лий не пред­ви­дит­ся - все это быс­т­рень­ко-быс­т­рень­ко пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в жи­рок.

Наконец, хлеб, ко­то­рый «все­му го­ло­ва».

К хле­буш­ку мы все при­уче­ны по са­мые не­ба­луй­ся. Не­ко­то­рые во­об­ще без не­го са­дить­ся за стол не мо­гут. Кое-кто сам по се­бе хлеб не лю­бит, но в вос­тор­ге от вы­печ­ки. Кто-то заг­ла­ты­ва­ет пи­рож­ные и тор­ти­ки, «ну жить не мо­гу без - тар­та­ле­точ­ку цап­нуть».

Что на это ска­зать? МУЧ­НОЕ ИС­К­ЛЮ­ЧА­ЕМ ИЗ РА­ЦИ­ОНА. По­то­му как смысл муч­но­го - как раз в том, что­бы «жир­ку дать в те­ло».

Когда- то это име­ло смысл. Ког­да этот са­мый жи­рок был ред­кос­тью, а жизнь бы­ла бес­п­рос­вет­но го­лод­ной. Но мы жи­вем сей­час. Еще раз -хлеб жрать нель­зя. И не толь­ко за этим зав­т­ра­ком, но и во­об­ще.

Помойка как ре­ше­ние проб­ле­мы

О, кто из со­вет­с­ких де­тей не да­вил­ся хо­лод­ной ман­ной ка­шей под уве­ще­ва­ния ня­не­чек: «Ну, Ма­шень­ка, пом­нишь, мы чи­та­ли, как де­душ­ка Ле­нин ве­лел до­едать все до кон­ца!» По­жа­луй, на тот мо­мент это бы­ло един­с­т­вен­ным тем­ным пят­ном на свет­лом об­ли­ке вож­дя. Ну за­чем ему так нуж­но бы­ло, чтоб я вы­ли­зы­ва­ла та­рел­ку?

Ма­ри­на За­мят­ни­на, «Моя Ле­ни­ни­ана»

И пос­лед­нее, но не по важ­нос­ти. СКОЛЬ­КО мож­но есть за зав­т­ра­ком?

Вообще го­во­ря, сколь­ко хо­ти­те. Глав­ное - не пе­ре­есть. То есть не «на­едать­ся впрок», из стра­ха, что по­том не дос­та­нет­ся.

Возможно, вы об­на­ру­жи­те, что еда в преж­них ко­ли­чес­т­вах в вас «не ле­зет»: вы уже чув­с­т­ву­ете сы­тость, хо­тя на та­рел­ке ос­та­лась часть ва­шей обыч­ной пор­ции. Да-да, это то, че­го вы и хо­те­ли: же­лу­док за вре­мя го­ло­дов­ки умень­шил­ся в раз­ме­рах и к то­му же сон­ный. Он НЕ ГО­ТОВ пе­ре­ва­ри­вать эту еду.

Что в та­ком слу­чае де­лать? Ведь мы все при­вык­ли до­едать то, что ос­та­лось на та­рел­ке? Ведь на­ши пред­ки го­ло­да­ли, а де­ти в Аф­ри­ке го­ло­да­ют и сей­час? ЗА­БУДЬ­ТЕ про все эти вну­шен­ные вам идеи. Еда для вас, а не вы для еды. Не­до­еден­ное со спо­кой­ной со­вес­тью сле­ду­ет вы­ки­нуть, да­же ес­ли оно све­жее, вкус­ное и хо­ро­шее. Не­до­ели яич­ни­цу, го­ря­чее мя­со или что-то еще - в по­мой­ку! В край­нем слу­чае (если вы еди­те хо­лод­ные ту­ше­ные бак­ла­жа­ны или что-то вро­де это­го) - пос­тавь­те еду в хо­ло­диль­ник. Ес­ли она там за­кис­нет и про­па­дет - ту­да ей и до­ро­га!

Так что луч­ше все­го ог­ра­ни­чить­ся обыч­ным лег­ким зав­т­ра­ком: яич­ни­цей с бе­ко­ном, ово­ща­ми со спе­ци­ями, или еще чем-ни­будь в том же ро­де. Толь­ко чай не пей­те пос­ле зав­т­ра­ка, осо­бен­но слад­кий. Не на­до ни­че­го за­пи­вать. Во­об­ще го­во­ря, ес­ли еду на­до за­пи­вать, зна­чит это пло­хая еда.

Вообще. Чем доль­ше я жи­ву, тем боль­ше убеж­да­юсь в муд­рос­ти прос­тых рус­ских пос­ло­виц. К дан­ной си­ту­ации под­хо­дит из­вес­т­ное «Зоб по­лон, а гла­за го­лод­ны». Нуж­но иметь в ви­ду, что гла­за всег­да хо­тят боль­ше, чем тре­бу­ет же­лу­док. «С за­пас­цем». Но сей­час это не в ва­ших ин­те­ре­сах - ид­ти на по­во­ду у гла­зо­нек. СЛУ­ШАЙ­ТЕ ЖЕ­ЛУ­ДОК. И ес­ли же­лу­док сыт, а гла­зам и рту «еще хо­чет­ся» - верь­те же­луд­ку.

Некоторые «кор­мят гла­за» ви­дом изо­биль­ной еды, но ее не до­еда­ют. Это пра­виль­ный под­ход, граж­да­не. Еще раз: не­до­еден­ное спо­кой­но вы­ки­ды­ва­ем. По­мой­ка ре­ша­ет проб­ле­му.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.