Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ творчества художников-иллюстраторов






Книга - одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок. Яркая, богатая подробностями иллюстрация сразу привлекает к себе внимание ребёнка. Художник - иллюстратор не просто рисует образ - он, так же, как и автор, формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус и любовь к Родине. Вглядываясь в книжную иллюстрацию, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий. Знакомство детей с некоторыми приёмами изображения, используемыми художниками, обогащает их творчество, настраивает на собственный поиск, развивает их изобразительные возможности. В результате, рисунки детей становятся более содержательными, интересными в композиционном и колористическом отношении, а дети открывают для себя чудесный мир книжной графики.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Рачев, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др. (Приложение 2)

Мы рассмотрим творчество только некоторых из них, а так же скажем пару слов о современной книжной графике.

Иван Яковлевич Билибин, - один из видных представителей изобразительного искусства, а именно, книжной графики.

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, которая сохранилась на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а так же, присущее Билибину своеобразие трактовки образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, где Билибин увидел картину Васнецова «Богатыри». Именно с этого момента и начинается путь Билибина как иллюстратора. Художник проявляет интерес именно к старине, народному искусству. В основном он занимался иллюстрированием сказок. В течение семи лет Билибину удалось проиллюстрировать семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.

Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские и конечно применял их при оформлении книг. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русских сказочных персонажей. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства (это различная резьба, вышивка на одежде и скатертях).

Билибин проявил себя именно художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской.

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. Художник усиленно изучает русскую культуру, замечает мельчайшие нюансы, которые он впоследствии сможет перенести на страницы сказок.

Юрий Алексеевич Васнецов. Народный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР. Учился в Академии художеств. Был главным художником Института игрушки в Загорске. Юрий Алексеевич был замечательным художником - сказочником. Для его творчества характерны доброта, спокойствие, юмор, он с детства полюбил яркую, веселую дымковскую игрушку и переносил её образы на страницы книг.

В иллюстрациях Васнецова живет простодушное восприятие мира, яркость и непосредственность. Гуляют кошечки в розовых юбочках и зайцы в валенках. Эти иллюстрации воспринимаются детьми как свое, знакомое, само собой разумеющееся, а для взрослого его рисунки - давно забытое счастье. Особенности художественного почерка - подчеркнутая декоративность рисунка. Излюбленные элементы - волнистая линия, точка, мелкий штрих. Украшается все: деревья (листья - бублики), трава (завитки, точки - капли росы), одежда, страница с текстом и название (штрихами -пушистые буквы, точками). Рисунки художника полны бытовых подробностей и описательности. Бытовые сказки, где действуют медведи и лисы, зайцы и волки - сказки крестьянские, мужицкие, развертывается такая сказка на земле, она заполнена земными потребностями и интересами.

Май Петрович Митурич. Заслуженный художник РСФСР, печатался в журнале «Мурзилка» и иллюстрировал детские книги. Май Петрович прекрасный рисовальщик. Он рисует восковыми мелками, акварелью. Художник выбирает такой тип иллюстрации, при котором ни цвет, ни объем, ни тени не нарушают общей гармонии рисунка и белого листа. Он продуманно выбирает 2-3 цвета желтый, синий, черный, рисует, не смешивая цвета. Избегает прямого сходства цвета с натурой, цвет у него условен. В изображении природы, Май использует мягкие, прозрачные тона акварели, что только усиливает ощущение тишины, спокойствия…

Владимир Михайлович Конашевич. Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения. Автор иллюстраций детских книг.

Конашевич прекрасно владел искусством тонкого и острого, точного и выразительного рисунка.

Отличия: декоративность, яркость, нарядность.

В творчестве - 2 линии - сказки и «веселые» книги. Художник с серьезным видом рисует самые несерьезные истории, он понимает, что 4, 5, 6, 7 лет - это чудесная пора, когда ребенок открывает мир, пора познавательной жадности, беззаботного и беззлобного смеха, время любви к радующим глаз краскам. Глядя на его рисунки, ощущаешь, как художник сам смеется вместе с детьми.

Художник очень смело обращается с книжной страницей, не разрушая ее плоскости, он делает ее безграничной, с удивительным мастерством изображает реальные и самые фантастические сцены. Текст не существует отдельно от рисунка, он живет в композиции. В одном случае он отмечен рамкой из цветочных гирлянд, в другом - окружен прозрачным мелким рисунком, в третьем - на цветном фоне тонко связан окружающими цветовыми пятнами. Его рисунки пробуждают в детях не только воображение, юмор, но и формируют эстетическое чувство и художественный вкус. В иллюстрациях Конашевича нет глубокого пространства, рисунок всегда приближен к зрителю. Художник строит изображение по детскому представлению о перспективе: низ листа - передний план, а дальний - вверху страницы. Сам рисунок - пестрый, рябенький, напоминает детский.

Если старые мастера книжной графики без особых трудностей справлялись со всеми задачами, которые ставила перед ними иллюстрация, то современным книжным графикам с большим трудом удается создать более или менее качественные рисунки.

Обеднённость иллюстративным рядом – первая актуальная проблема современного книгопроизводства. Здесь сказывается, как экономия материальных средств, затраченных на издание, так и общая культурная неразвитость издателей. Почти все «художники-иллюстраторы» нового поколения допускают в своих работах ошибки такого масштаба, что постоянно возникает вопрос о наличии у них соответствующего образования.

Самой частой ошибкой авторов становится ощущение, что художник никогда не читал иллюстрируемую книгу. Далее следует неверное композиционное, цветовое, пространственное решения и пр.

Пожалуй, самая главная из проблем иллюстрации – проблема создания целостного и узнаваемого образа персонажа (будь то человек, зверь или неодушевленный предмет) и в первую очередь, его портрета. И для создания такого образа авторы прибегают к такому художественному решению иллюстрации, как композиционный портрет персонажа, серия портретов, может помочь читателю лучше понять образы героев, представить их живыми людьми. К такому приему прибегали многие выдающиеся художники, такие как: К. И. Рудаков в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», И.С. Глазунов в «Идиоте» Ф.М. Достоевского.

В воображении разных людей в результате прочитанного возникают различные визуальные образы – у каждого свой, поэтому своей работой, художник рискует разочаровать читателя. Талантливый «настоящий» мастер слова почти никогда не дает подробного «шаблонного» описания (волосы – такого-то, цвета, глаза такого-то, рост – столько-то сантиметров…). Задача художника состоит в создании такого визуального облика, который бы наиболее точно соответствовал герою, и заставил бы читателя изменить свое мнение и принять его видение.

Сейчас в основном массово иллюстрируются только детские книги и романы в стиле «фэнтази». Но и последние, зачастую, ограничиваются только ярким, далеким от текста, изображением на обложке. Поэтому, в качестве первого примера, рассмотрим по современным понятиям «богатое» издание всемирно известного английского писателя Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец», проиллюстрированное художником Лео Хао (настоящее имя Алексей Михайлович Шамровский). Вторым же – будут графические рисунки художницы Яны Ашмариной к литературно-энциклопедическому сборнику «Толкиен и его мир». Лео и Яна – одни из самых заметных фигур в сегодняшнем мире печатаемой книжной иллюстрации. Творения названных художников встречаются почти в каждом третьем издании фантастической и «фэнтезийной» литературы, поэтому они, без сомнения, могут быть ярким примером современного иллюстратора.

Почти во всех иллюстрациях Лео к «Властелину Колец», наблюдается неграмотное цветовое, композиционное, пространственное решение, анатомически неверно изображенные фигуры людей и т.д.,

В своей работе над книгой художник преимущественно использовал именно иллюстрационный портрет. Видимо, он не сумел изобразить ни обширной многофигурной композиции, ни персонажа в движении, поэтому и отдал предпочтение статичным поясным портретам героев. И в большинстве своем, эти портреты даже не соответствовали описанию в литературном первоисточнике: (т.е. в книге «Властелин Колец») не совпадают ни общие черты лица (цвет глаз, волос…), ни возраст, ни одежда героев. Так один из главных персонажей, описанный, как зрелый сероглазый воитель с темными волосами, одетый в скромное дорожное платье, изображен на поясном портрете юным блондином в грубых кожаных доспехах. Этот же персонаж (как, впрочем, и другие), не зависимо от сюжета, постоянно меняет на протяжении всей книги цвет волос и глаз (от блондина до пепельных седин), возраст, одежду и пр.

В работах Яны А. к сборнику «Толкиен и его мир» не наблюдаются такие грубые художественные ошибки, как у Лео Х., но иллюстративных нарушений не меньше. «Деревянные», безжизненные лица созданных ею типажей, кажутся нарисованными по одному лекалу. Девушка, скорее всего тоже не вчитывалась в книгу, а ведь художник-иллюстратор, в первую очередь, должен думать о массовости и доступности созданного им образа, о его соответствии общечеловеческим представлениям [20].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.