Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Габдрахимов (1825–1840) муфтий эпохи стабильности






Габд ас-салям б. Габд ар-рахим аль-Габдери (1765–1840) был вторым муфтием Оренбургского Магометанского духовного собрания (ОМДС). Он родился в ауле Габдуррахман Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне село Абдрахманово Альметьевского района РТ). В этом селении приход (махалля) 1-й соборной мечети существовал с 1749 г., где Габдрахимов поучил начальное образование. Высшее духовное образование Габдрахимов получил в медресе 1-го прихода Казани у Ибрагима Худжаши и медресе Каргалы у мударрисов Габбаса б. Габдеррашида аль-Кушери и Габдуррахмана б. Мухаммадшарифа аль-Кирмани аль-Каргали, который вместе с будущим муфтием Мухаммеджаном Хусаином был учеником выходца с Кавказа Мухаммада
б. Гали ад-Дагестани. Другой учитель Габдуррахмана б. Мухаммадшарифа —
Габдуррашид б. Габделкарим аль-Каргали в течение десяти лет учился в Дамаске. Так в медресе Габдуррахмана б. Мухаммадшарифа объединились две классические мусульманские традиции: арабская (ближневосточная) и дагестанская.

С сентября 1799 г. он стал имамом Оренбургской Соборной мечети. В 1796–1802 гг. ОМДС находилось в Оренбурге. Поэтому Габдрахимов находился под личным надзором муфтия М. Хусаина. После перевода муфтията в Уфу между ними возникает конфликт, вероятно, связанный с борьбой за власть. Дело в том, что в маленькой тогда Уфе отсутствовала мечеть, и глава Оренбургской Соборной мечети оставался главой важнейшего прихода края. В 1802 г. якобы за преждевременное проведение праздничного богослужения Габдрахимов был отстранен от должности муфтием ОМДС. В 1803 г. мусульманская община Оренбурга вновь выдвинула Габдессаляма на должность имама 2-й соборной мечети, однако прибывший в город муфтий М. Хусаин отверг его кандидатуру. Во время церемонии открытия мечети между муфтием и Габдрахимовым произошел конфликт. Прихожане поддержали опального имама, вследствие чего муфтий покинул город. В 1805 г. по просьбе казахского хана Малого Жуза Айчувака и Оренбургского губернского правления Габдрахимов был восстановлен в должности с присвоением звания ахуна и мударриса.

Габдрахимов часто выполнял дипломатические и разведывательные поручения правительства в Казахстане и Средней Азии. В 1823–1824 гг.
он состоял членом комиссии по решению казахских ордынских дел под председательством хана Ширгазы Айчувака. Тесному сближению Габдрахимова с казахской знатью способствовало то, что он занимался обучением их детей в собственном медресе. Все расходы на обучение и проживание детей казахских ханов, старшин оплачивала российская казна.



Авторитет Габдрахимова был столь высок, что после смерти М. Хусаина 30 сентября 1825 г. указом императора Александра I он был утвержден в должности муфтия Оренбургского Магометанского духовного собрания. При Габдрахимове был полностью укомплектован штат ОМДС, который в 1836 г. значительно расширился и просуществовал в таком виде до 1917 г. Он был инициатором строительства зданий религиозного назначения в Уфе (Первой соборной мечети, вакуфного дома и резиденции ОМДС), где и сейчас находится резиденция ЦДУМ. Первая соборная мечеть сейчас находится в Уфе на ул. Тукаева, 52. Она была построена в 1830 году близ Случевской горы по ходатайству муфтия Габдрахимова. 29 апреля 1827 года муфтий обратился в губернское правление с прошением об отводе земли для постройки дома и мечети «пустопорожного квартала», в котором состояло дворовое место под № 791. Там прежде находился деревянный дом губернского правления, сгоревший во время пожара 1821 года. По плану, выданному муфтию губернской строительной комиссией 5 мая 1828 го-
да, для мечети было определено место в середине квартала, а по углам были обозначены четыре места чертами: сверху с правой стороны — для дома муфтия, с левой стороны — для служителей мечети и приезжих магометан, а два остальных места были обозначены для строительства домов, но каких — в плане не было указано. Здание мечети и дом для приезжих были построены на пожертвования, а дом муфтия — на деньги, полученные из казны, и в 1839 году со всеми принадлежностями «Всемилостивейше пожалован» Габдессаляму в частное владение и исключен из списка казенных домов. 1-ую соборную мечеть строил купец 2-й гильдии г. Уфы Мукмин Тагиров Хазмитев. Строительство обошлось в 12 тыс. руб. серебром. Здание было каменное, с одним минаретом. Оно неоднократно перестраивалось, но комплекс и до сегодняшнего дня сохранил общий план. После смерти муфтия Габдрахимова имам-хатыбом мечети был назначен его сын Ахмади Габдессалямов. 2 января 1885 года с разрешения Министра внутренних дел на территории соборной мечети был похоронен муфтий Салим-Гирей Шангареевич Тевкелев (1807–1885).

Имя Габдрахимова неразрывно связано с началом просвещения татар по европейскому образцу. Он стал автором брошюры «Польза человеческого рода» (1834), в которой изложил краткую историю медицины, доказывал ее пользу и необходимость для человечества, утверждал, что «наука врачевания» по степени важности для человека находится на втором месте, уступая только богословию. По инициативе Габдрахимова после эпидемии холеры 1831 г. начинается обучение мусульман-лекарей для башкирско-мещеряцкого войска на медицинском факультете Казанского университета. В итоге в 1834–1865 гг. Первую Казанскую гимназию закончило 22 мусульманина, а в 1840–1860 гг. в Казанском университете обучался 31 мусульманин. Среди них был будущий муфтий ОМДС М. Султанов (муфтий в 1885–1915 гг.).

Габдрахимов боролся против пьянства среди мусульман, а также таких народных праздников, как сабантуй и джиен. Государство высоко оценило деятельность Габдрахимова. За службу он и его сыновья получили звание тархана, то есть были освобождены от налогов и повинностей.

Муфтий Габдрахимов олицетворяет для нас эпоху, когда российская умма сформировалась на огромных пространствах Империи, и сотни мечетей и мектебов образовали неразрывное единство членов татарской нации-миллета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.