Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложные предложения и скрытые структуры






В простых предложениях фразовая структура отражает утверди­тельную структуру того, кто что с кем сделал:

«Девочка ударила по мячу»; «Корова лягнула лошадь»; «Речь оше­ломила толпу» (рис. 4). Но предложения, с которыми мы сталкиваемся каждый день, обычно гораздо сложнее, чем эти примеры. Множество факторов способствует этой сложности. Иногда мы формулируем наши



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


предложения таким образом, который позволяет нам акцентировать те или иные аспекты сцены, а не действующее лицо. («Мяч — то, по чему она ударила».) И часто мы хотим сделать больше, чем просто описать некоторое положение дел в мире. Например, мы можем захотеть выра­зить наше отношение к этому событию («Я был очень рад, что девочка ударила по мячу») или связать одно утверждение с другим и поэтому произнесем два или более утверждений в одном и том же предложении («Девочка, которая съела гамбургер, ударила по мячу»),

 


Рис. 4. От структуры к смыслу А — упрощенная структура предложения «Малень­кая девочка съела яблоко»; Б — структура «кто что с кем сделал», воспроиз­веденная слушателем из структуры (А)

Эта дополнительная сложность значения добавляет сложности са­мим структурам предложения. Теперь объект действия может быть упо­мянут раньше действующего лица; между действующим лицом и дей­ствием может вклиниться множество других слов. И все же слушателю удается восстановить смысл предложения — кто что с кем сделал — не зависимо от того, насколько скрыт и завуалирован сценарий в сложном предложении.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД, Язык 345

Чтобы достичь этого понимания, слушатели думают о предложении двумя различными способами. Первый — это поверхностная структу­ра предложения, т.е. ряд фактически произнесенных слов, организован­ных в различные части предложения (см. рис. 3). Второй — скрытая структура предложения: структура, которая непосредственно отражает смысл предложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.