Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюстративный эксперимент






Чтобы дать ясный пример такого научения, мы исследовали форми­рование одного ответа идентификации. Испытуемому зрительно предъяв­ляли объект в виде «спирали» и просили узнать его при включении в серию похожих объектов, затем показ эталона и предъявление его в се­рии других объектов повторялось до тех пор, пока эталон не опознавался безошибочно. Был составлен набор из 17 спиралей, которые при первой попытке нельзя было отличить от эталона, и из 12 других фигур, отличи­мых от эталона с первого взгляда.

На рис. 1 показаны объекты, подлежащие дифференциации. Эталон — 4-витковая спираль — находится в центре, и 16 других расположены вок­руг нее. Восемнадцатый объект (спираль с обратным направлением витков по сравнению с эталоном) не показан. Можно заметить, что другие спира­ли отличаются от эталона по трем различным параметрам: а) по числу витков — их может быть три, четыре или пять, б) по степени горизонталь­ного сжатия или растяжения и в) по правой или левой ориентации витков. Два последних вида вариаций были получены с помощью фотооптической техники. Видно, что имеются три градации количества витков, три степени

Puc1. Бессмысленные объекты, различающиеся по трем параметрам



Тема 15. Познавательные процессы; виды и развитие


сжатия и два типа ориентации, что в сумме составляет 18 объектов. Так как один из них является эталоном, 17 других могут быть использованы в эксперименте в качестве фоновых. Читатель может заметить, что когда эти различия словесно обозначены и объекты предъявлены все сразу так, как они показаны на рис. 1, они ясно различимы. Однако испытуемые в экспе­рименте видели объекты только по одному.

12 других объектов, дававшихся в каждой пробе, показаны на рис. 2. Каждый из 12 объектов отличается от остальных и от предыдущих 18 объектов. Их отличия от спиралей были достаточными, чтобы испытуе­мые с обычным опытом восприятия нарисованных форм различали их с первого взгляда. 30 объектов (12 плюс 18) были отпечатаны на фотогра­фических карточках размером 5x10 см, в черной рамке. Карточки скла­дывались в виде колоды. Материал для каждой тренировочной пробы состоял из эталона и перетасованной колоды карточек, среди которых в случайных местах находились 4 точные копии эталона.

Испытуемому в течение 5 с показывали эталон и говорили, что не­которые из карточек будут точно такими же. Затем три раза подряд предъявлялся набор из 34 карточек, и испытуемого просили сказать, ко­торая из них является копией эталона. Любой ответ типа «вот он» или «этот я уже видел» записывался как ответ идентификации. Испытуемо­му никогда не говорили, правилен или ошибочен его ответ. Записывались не только ответы идентификации, но также любые спонтанные описания, даваемые испытуемым; позднее они определялись как ответы называния и квалифицирования.

Рис.2. Бессмысленные объекты, различающиеся по многим параметрам


Гибсон Дж.Дж., Гибсон Э.Дж. Перцептивное научение...



В конце первой пробы эталон показывался второй раз, и затем предъявлялась вновь перетасованная колода карточек. Вся процедура продолжалась до тех пор, пока испытуемый не давал 4 правильных от­вета идентификации в одной пробе, В эксперименте принимали участие три группы: 12 взрослых, 10 детей старшего возраста (от 8, 5 до 11 лет) и 10 младших детей (от 6 до 8 лет).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.