Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная организация труда (МОТ).






Эта организация, занимающаяся проблемами трудовой среды, все чаще указывает на взаимозависимость проблем загрязнения в окружающей и трудовой среде.

Продовольственная и сельскохозяйственная организа­ция Объединенных Наций (ФАО), занимаясь проблемами радикального использования и охраны вод, также значи­тельное внимание уделяет и экологическим вопросам.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), за­нимаясь проблемами здоровья людей, в контексте рассмат­ривает и вопросы охраны окружающей среды. ВОЗ развер! нула активную деятельность по определению стандартов и норм загрязнения окружающей среды и по определению степени опасности среды для здоровья людей.

Повышенное внимание к данной проблеме проявляет­ся и в деятельности ЮНЕСКО.

Одной из главных акций в данной области была разра­ботка программы " Человек и биосфера", реализация кото­рой началась с 1971 г.

Определенный вклад в данную проблему вносят и дру­гие специализированные органы ООН.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) про­водит метеонаблюдения и обмен метеорологической инфор­мацией, а также изучает атмосферу и атмосферные явле­ния.

Международная морская организация (ММО), занима­ющаяся вопросами охраны морской среды от загрязнения.

Международное агентство по атомной энергии (МАГА­ТЭ), которое проводит исследования по влиянию интен­сивного радиоактивного излучения на деградацию окружа­ющей среды. Ведется контроль за работой АЭС во всех стра­нах мира.

ООН и ее специализированные организации, кроме кон­ференций и симпозиумов, проводят огромную работу по глобальным и социальным вопросам охраны окружающей среды среди глав государств, ведут переговоры и устанав­ливают контакты между государствами.

Значительную роль в охране и улучшении окружаю­щей среды играет сотрудничество государств в отдельных регионах.

Начальным примером является сотрудничество Среди­земноморских государств. Ими была подписана конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения всеми госу­дарствами этого региона (кроме Албании) и одобрен План Действий по охране Средиземного моря.

К сожалению, в течение длительного времени балкан­ские страны не могли развернуть необходимое сотрудниче­ство в области охраны окружающей среды.

Не было установлено необходимое сотрудничество и Между Придунайскими странами, хотя между этими странами и не было разногласий. Проблема р. Дуная пока оста! ется открытой. Причина кроется в нежелании двух стран -J Германии и Австрии, расположенных в верховье р. Дуная принять конвенцию по охране реки, предлагаемую страна­ми, расположенными вниз по течению.

Активно развивается сотрудничество между государ­ствами и в рамках отдельных континентов там, где наблю­дается воздействие вредных источников загрязнения, рас­положенных в одной стране и представляющих угрозу для нескольких стран или в масштабе всего региона.

Так, европейские страны подписалицелый ряд доку­ментов. Среди них — заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Несколько позже, в 1989 г., принята Конвенция о транс-гра-ничном загрязнении воздуха на большие расстояния ц Декларация с рекомендациями о действиях на националь­ном и международном уровнях в области твердых и безот­ходных технологий, повторного использования отходов.

Определенные формы природоохранного сотрудниче­ства развиваются и между странами ЕЭС (с 1992 г. Европей­ский Союз) на основе межгосударственных договоров и дру­гих документов правового и политического характера.

Так, Совет министров Европейского Союза обладает правом принимать определенные нормативные акты в об­ласти охраны окружающей среды, которые имеют обяза­тельный характер для всех членов этой международной организации.

В число таких нормативных актов входят:

Правила — это нормативные акты прямого действия, которые являются обязательными для исполнения всеми членами этой международной организации;

Директивы — это нормативные акты, которые долж­ны быть включены в национальное (внутреннее) законода­тельство в течение определенного периода времени;

Решения — это нормативные акты директивного ха­рактера, которые являются обязательными для всех лиц, учреждений или государств, если они включены в число их исполнителей.

В рамках этой международной организации ЕЭС до 1990 г. было подписано 27 международных соглашений, до­говоров, протоколов; было принято 105 директив, 22 пра­вила, 57 решений, 20 мнений и 46 резолюций, носящих ре­комендательный характер.

А в мае 1990 г. ЕЭС принял решение о создании Дирек­ции по окружающей среде, охране потребителей и ядерной безопасности.

Дирекция была создана прежде всего для формирова­ния единой информационной сети и обеспечения базы для решения экологических проблем в рамках этой региональ­ной международной организации.

Было также предусмотрено создание общего и дей­ственного законодательства, которое должно обеспечить свободный оборот товаров, при строгом выполнении норм и стандартов в области охраны окружающей среды.

Большое значение для плодотворного природоохран­ного сотрудничества европейских государств имеет Евро­пейская хартия об окружающей среде и здоровье, приня­тая в декабре 1989 г. на совещании министров здравоохра­нения и министров по охране окружающей среды Европей­ского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В соответствии с документами Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам: " Перспективы окружающей среды до 2000 года", " Наше общее будущее" и " Здоровье для всех в Европе" Европейская хартия содержит положения:

1. О правах и обязанностях в области охраны окружаю­щей среды.

2. Принципы экологической политики.

3. Стратегические цели.

4. Приоритетные задачи.

5. Положения о будущей деятельности.

В этом документе подчеркивается право каждого лицд на окружающую среду, которая обеспечивает ему наибо­лее высокий уровень здравоохранения и благосостояния на информирование и предоставление консультаций о со­стоянии окружающей среды, на участие в принятии реше­ний по вопросам охраны окружающей среды.

Значительный вклад в улучшение охраны окружающей среды внес документ, принятый ООН в июне 1991 г. в СанЯ сволле (Швеция). В документе отмечается, что вопросы охраны окружающей среды требуют координации усилий щ должны решаться на локальном, национальном, региональ­ном и глобальном уровнях.

В этом документе также подчеркивается необходимость учета традиционных и новых принципов проведения поли­тики охраны окружающей среды.

В настоящее время международное сотрудничество в природоохранной деятельности имеет тенденцию к посто! янному развитию.

Однако многие важные вопросы по охране окружаю­щей среды еще остаются нерешенными.

Во-первых, в области охраны природной среды суще­ствуют противоположные интересы между отдельными стра^ нами и группой стран. Так, например, существуют проти­воположные интересы между развитыми странами (Герма­ния, Франция, Австрия) и развивающимися странами (Ал­бания, Болгария) в экономическом отношении. Речь идет в первую очередь об экспорте " грязных технологий", " отхоЗ дов" и т. д.

Во-вторых, в современном мире получает все более широкое распространение осознание опасности экологичес! кой катастрофы, которая наряду с ядерной войной может привести к уничтожению человечества.

Поэтому все чаще преодолеваются идеологические и политические различия между отдельными странами в по­исках решения экологических проблем. Так, например, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС и радиоактивное загрязнение распространилось на обширные территории за пределами СССР, было установлено международное сотруд­ничество по устранению последствий ядерной аварии. К примеру, частные и государственные медицинские учреж­дения из 15 стран пришли на помощь. Значительный вклад в охрану и совершенствование охраны окружающей среды внесла Конференция Объединенных Наций " Об окружаю­щей среде и развитии", проведенная в Бразилии в 1992 г., т. е. ровно через 20 лет после 1-й международной конфе­ренции об охране окружающей среды, проходившей в Сток­гольме в 1972 г.

При ее подготовке был осмыслен 20-летний опыт в об­ласти охраны окружающей среды и приняты во внимание новые отношения в мире. Конференция приняла " Деклара­цию об окружающей среде и развитии", где выдвинуто 28 принципов, которые способствуют утверждению чело­века как центра развития и обеспечивают права на развитие.

Конференция приняла документ " АДЖЕНДА-21: про­грамма действий на XXI век", которая представляет собой план действий по всем направлениям развития в течение следующего столетия.

" АДЖЕНДА-21" исходит из осознания, что человече­ство достигло критического момента в своем развитии и должно решить, сохранять ли современные тенденции раз­вития, которые ведут к гибели экосистем, или изменить политику развития в целях обеспечения безопасного и луч­шего будущего для последующих поколений.

О развитии системы принципов международного пра­вового регулирования охраны окружающей среды свиде­тельствует работа Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Этой комиссией был подготовлен спе­циальный Проект международного пакта по окружающей среде и развитию, который был представлен на конкурс ООН по международному публичному праву в Нью-Йорке 13—14 марта 1995 г.

Проект состоит из преамбулы и 72 статей, сгруппиро­ванных в 11 разделов.

В разделе " Основные принципы" названы:

♦ общая забота человечества об окружающей среде;

♦ принцип взаимосвязанных ценностей (мир, развитие, охрана природы и т. д.);

♦ принцип равенства поколений;

♦ предупреждение вреда как приоритетная мера ох­раны окружающей среды по сравнению с компенсацией вреда;

♦ экологическая коррекция демографической полити­ки и модели потребления и другие.

Сотрудничество государств — членов СНГ, объединя­ющее 14 бывших республик СССР, в 1992 г. также подпи­сали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, где указывалось на необходимость вести учет природных ресурсов, проводить экологический мониторинг, осуществлять государственный контроль за соблюдением природоохранного законодатель­ства, проводить экологическую экспертизу, создавать спе­циальные средства, необходимые для предупреждения эко­логических катастроф, и др.

В обобщенном виде принципы и механизм международ­но-правовой охраны окружающей среды (ООС) изложены в ст. 92 Закона РФ " Об охране окружающей природной сре­ды". В кратком виде они формулируются так:

♦ приоритетность экологических прав человека;

♦ суверенитет государства на природные ресурсы своей территории;

♦ недопустимость экологического благополучия одно­го государства за счет экологического вреда другому;

♦ экологический контроль на всех уровнях;

♦ свободный обмен международной экологической ин­формацией;

♦ взаимосвязь государств в чрезвычайных обстоятель­ствах;

8.2. Нормативно-правовые аспекты охраны окружающей среды в Российской Федерации

Одна из важнейших частей природоохранительного за­конодательства — система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка — необхо-

i димое условие практической реализации принимаемых за­конов, потому что на них должны ориентироваться пред­приятия-загрязнители в своей природоохранной деятель­ности. Несоблюдение стандартов влечет юридическую от­ветственность. Стандартизация — установление единой и обязательной для всех объектов данного уровня системы управления, норм и требований. Стандарты могут быть го­сударственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводски­ми. Системе стандартов по охране природы присвоен об­щий номер 17, он включает несколько групп в соответ­ствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1 — " Охра­на природы. Гидросфера", а 17.2 — " Охрана природы. Ат-

; мосфера" и т. д. Этот стандарт регулирует деятельность предприятий по защите водных и воздушных ресурсов,

; ', включая требования к аппаратуре для наблюдения за каче­ством воздуха и воды.

Важнейшие экологические стандарты — нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые кон­центрации (ПДК) вредных веществ в природных средах (для

каждого опасного вещества в отдельности, работает на всей

t территории страны, но влияние многих веществ в перс­пективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено); научно-технические нормативы предельно допу­стимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн (отдельно для каждого источника загрязнения, чтобы общее воздействие всех ис­точников данного района не превышало ПДК).

Количество и мощность источников загрязнения меня­ются с развитием производительных сил района, поэтому необходимо периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природо­охранной деятельности на предприятиях должен осуществ­ляться с учетом необходимости соблюдения этих нормати­вов.

Многие предприятия не могут сразу уложиться в нор­мативы, а закрытие таких предприятий или резкое ослаб­ление их экономического положения в результате штраф­ных санкций тоже не всегда возможно. Лучше всего рекон­струировать предприятия, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но в полном объеме выделить та­кие средства может тоже не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование и процесс реконструкции стоят очень дорого. Таким предприятиям устанавливаются временные нормативы — временно согласованные выбросы (ВСВ), допускающие повышенное загрязнение окружающей среды в течение установленного для проведения необходи­мых природоохранных мероприятий срока.

От того, укладывается ли предприятие в установлен­ные ему нормативы и в какие именно: ПДВ, ПДС или толь­ко в ВСВ, зависят размер и источники платы за загрязне­ние окружающей среды.

Государство обеспечивает рационализацию природо­пользования, включая охрану окружающей природной сре­ды, путем создания природоохранительного законодатель­ства и контроля за его соблюдением.

Природоохранительное законодательство — система законов и других юридических актов (постановлений, ука­зов, инструкций), регулирующая природоохранные отно­шения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

Для обеспечения возможности реализации на практике принятых законов нужно, чтобы они были подкреплены при­нятыми на их основе подзаконными актами, точно опреде­ляющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологи­ческих норм, стандартов и правил придерживаться.

Объекты природоохранного законодательства — это природная среда в целом и ее отдельные естественные си­стемы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воздух), а также международное право.

Впервые в мировой практике требование охраны и ра­ционального использования природных богатств включено в Конституцию РФ. Существует около 200 юридических до­кументов по природопользованию.

В Законе " Об охране окружающей природной среды" (1991 г.), например, устанавливается общая схема дости­жения совпадения интересов общества и отдельных приро-допользователей через лимиты, платежи, налоговые льго­ты, а конкретные параметры (точные значения нормати­вов, размеры ставок и платежей) конкретизируются в по­становлениях Правительства РФ и отраслевых инструкци­ях.

8.3. Экологические права граждан РФ

Экологические права граждан закреплены в следующих международных и государственных нормативных докумен­тах.

В международном законодательстве1 это: Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.; Декларация Рио-де-Жанейро (Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (при­нята Советом Европы 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г., ратифицирована Государственной Ду­мой РФ 20 февраля 1998 г.).

В Декларации прав и свобод человека и гражданина определены следующие права:

♦ право каждого на экологическую информацию: " го­сударственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагиваю­щими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом" (ст. 31);

♦ право каждого на судебную защиту его прав и инте­ресов (ст. 32).

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод определены следующие экологические права:

♦ право на свободу мирных собраний и свободу ассо­циаций с другими (ст. 11);

♦ право каждого человека на жизнь (ст. 2).

В Конституции РФ закреплены следующие экологичес­кие права:

♦ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности наро­дов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);

♦ право граждан свободно искать, получать, переда­вать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29);

♦ владение, использование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется собственниками свобод­но, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);

♦ в Российской Федерации финансируются федераль­ные программы охраны и укрепления здоровья населения,

поощряется деятельность, способствующая экологическо­му и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);

♦ каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды (ст. 42);

♦ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

В экологическом законодательстве определены права, закрепленные в природоохранительных нормативных пра­вовых актах, таких как: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. " Об охране окружающей природной среды", ст. 11 и 12; Федеральный закон 1999 г. " О санитарно-эпидемиологичес­ком благополучии населения"; Основы законодательства об охране здоровья граждан от 18 июня 1993 г.; Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. " Об экологической экспертизе"; Федеральный закон от 9 января 1996 г. " О радиационной безопасности населения" и т. п.

Это право на:

♦ участие в проведении государственной и обществен­ной экологических экспертиз (Федеральный закон " Об эко­логической экспертизе");

♦ участие в общественных слушаниях в рамках оцен­ки воздействия на окружающую природную среду (Поло­жение об ОВОС в РФ, утвержденное приказом Минприро­ды РФ от 18 июля 1994 г.);

♦ участие непосредственно и (или) через своих пред­ставителей в управлении государственными делами в сфе­ре охраны окружающей природной среды, в принятии эко­логически значимых решений;

♦ условия труда, отвечающие требованиям экологи­ческой безопасности;

♦ охрану здоровья от вредного воздействия факторов окружающей среды, право требовать их рассмотрения;

♦ участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды.

В блоке природно-ресурсного законодательства обозна­чен спектр специальных экологических прав граждан-при-родопользователей:

♦ права на земельные участки, примыкающие к по­верхностным водным объектам; права на обособленные вод­ные объекты; права общего пользования водными объекта-' ми и т. п. (ст. 12, 43, 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

♦ право на использование недропользователями земель­ных участков для предпринимательской деятельности, ко­торая соответствует цели, обозначенной в лицензии и не противоречащей законодательству РФ (Закон РФ от 21 фев­раля 1992 г. " О недрах");

♦ право на пребывание в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, минерально-тех­нического сырья, участие в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях (Лесной кодекс РФ, ст. 21, 82, 86);

♦ права по охране и использованию животного мира (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ " О жи­вотном мире", ст. 10, 40, 48, 49);

♦ права землепользователей (Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., ст. 52, 54, 55).

Основные экологические права граждан распространя­ются на всех физических лиц, проживающих на террито­рии России, и закреплены одновременно в нескольких нор­мативных актах. Это право на:

♦ благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

♦ создание экологических общественных объединений (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. " Об общественных объединениях");

♦ судебную защиту своих экологических прав (право на обращение с исками: о возмещении вреда, причиненно­го здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, негаторный иск о прекращении экологически вредной деятельности и т. п.). Соответствующая норма со­держится в Конституции РФ (ст. 46), Законе РСФСР " Об охране окружающей природной среды" (ст. 11) и в Феде­ральном законе " О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения".

Каждый гражданин может реализовать свои экологи­ческие права как самостоятельно, так и путем создания и участия в общественных объединениях. Исходя из этого, экологические права граждан транспонируются в следую­щие экологические права общественных объединений:

♦ право на создание общественных экологических фон­дов, определение порядка их функционирования и расхо­дования средств;

♦ право требовать от государственных органов и орга­нов местного самоуправления предоставления полной, дос­товерной и своевременной информации о состоянии окру­жающей природной среды и мерах по ее охране;

♦ право на проведение общественной экологической эк­спертизы;

♦ право на проведение общественного экологического контроля;

♦ право на обращение в суд или административные органы с заявлениями о привлечении к ответственности лиц за экологические правонарушения;

♦ право на предъявление в суды исков о возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан;

♦ иные права, предусмотренные законом. Осуществление экологических прав всегда связано с

выполнением всеми определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Исходя из этого, гражда­не и юридические лица несут общие и отраслевые (специ­альные) экологические обязанности. Общие экологические обязанности:

♦ охрана и рациональное использование природы и ок­ружающей среды;

♦ восстановление нарушенных экосистем животных и растительности;

♦ предупреждение экологических правонарушений;

♦ соблюдение экологических требований (нормы, пра­вила, нормативы качества окружающей природной среды);

♦ уплата установленных налогов и сборов, предусмот­ренных для финансирования природоохранных и природо-восстановительных мероприятий;

♦ выполнение соответствующих экологических пред­писаний и постановлений государственных органов и их дол­жностных лиц;

♦ содействие экологическому воспитанию подрастаю­щего поколения и повышению экологической культуры на­селения;

♦ иные обязанности, предусмотренные законом. Отраслевые (специальные) экологические обязанности:

♦ соблюдение правил пожарной безопасности в лесах и т. п. (ст. 83 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ);

♦ сохранение природных ландшафтов особо охраняе­мых природных территорий;

♦ не допускать уничтожения или разорения мест оби­тания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых су­ществ (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ " О животном мире", ст. 40);

♦ пользование землей и иными природными объекта­ми в соответствии с экологическим законодательством РФ (ст. 53 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.);

♦ соблюдение стандартов, регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод (ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

♦ экологически безопасное ведение работ при строи­тельстве и разработке недр.

Каждый гражданин обязан принимать участие в охра­не окружающей природной среды, повышать уровень сво­их знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природ­ной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, ад­министративную, дисциплинарную и материальную.

За наиболее тяжелые нарушения (поджог леса и т. п.) виновный может быть подвергнут уголовному наказанию (ли­шение свободы, наложение крупных денежных штрафов, конфискация имущества). Чаще применяется администра­тивная ответственность (наложение штрафа на отдельных лиц и на предприятия в целом), она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства. Должнос­тные лица могут подвергаться дисциплинарной ответствен­ности (полное или частичное лишение премий, понижение ВВ должности, выговор или увольнение) за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологичес­ких нормативов. Выплата штрафа не освобождает от мате­риальной гражданско-правовой ответственности (возмеще­ние причиненного загрязнением или нерациональным ис­пользованием природных ресурсов вреда окружающей сре­де, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству).

Закон " Об охране окружающей природной среды" фор­мулирует также экологические требования при строитель­стве и эксплуатации различных объектов, показывает эко­номический механизм охраны окружающей среды, провозг­лашает принцип международного сотрудничества в этой области.

Несмотря на то, что природоохранительное законода­тельство обширное и разностороннее, на практике оно дей­ствует недостаточно эффективно. Одна из важнейших при­чин этого — несоответствие тяжести наказания тяжести преступления (низкие ставки взимаемых штрафов: для дол­жностного лица — от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда; для рядо­вых граждан — до десятикратного размера минимальной оплаты труда), ведь часто невозможно возместить нанесенный вред — он может достигать многих миллионов руб­лей или вообще не поддаваться денежному измерению. За год в стране рассматривается не более 20 дел по ответ­ственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тя­желые последствия, да и дела по браконьерству не превы­шают 1, 5 тыс. в год, что гораздо меньше реального количе­ства правонарушений. Правда, в последнее время намети­лась тенденция роста этих цифр.

Другие причины слабого действия природоохранитель­ного законодательства — недообеспеченность предприятий техническими средствами для очистки сточных вод и заг­рязненных газов, а проверяющих организаций — прибора­ми для контроля за загрязнением окружающей среды.

Большое значение имеет низкая экологическая куль­тура населения, незнание основных природоохранных тре­бований, снисхождение к нарушителям, отсутствие навы­ков отстаивания своих прав на здоровую окружающую сре­ду. Таким образом, необходима разработка правового ме­ханизма защиты экологических прав человека (конкретизи­рующих эту часть закона, подзаконных актов), обращение с жалобами в прессу и вышестоящие инстанции, иски в судебные органы. Ведь если каждый человек, чье здоровье подорвано из-за выбросов какого-то предприятия, подаст иск в суд или прокуратуру с требованием материального возмещения ущерба, оценив свое здоровье в крупную сум­му, предприятия будут вынуждены принять меры к сниже­нию загрязнения.

8.3.1. Понятие и особенности источников экологического права

Источниками экологического права признаются норма­тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нора мы, регулирующие экологические отношения. К таким ис­точникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты мини-

стерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Источники экологического права классифицируются по следующим видам:

♦ Конституция РФ;

♦ законодательные акты РФ;

♦ акты Президента РФ;

♦ акты Правительства РФ;

♦ акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти;

♦ законы и иные нормативные правовые акты субъек­тов РФ.

Нормативные договоры: международные договоры, федеративный договор, договоры о разграничении предме­тов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Главным нормативно-правовым документом является Конституция РФ. Основы экологического права изложены в следующих статьях:

Экологические права гражданина (ст. 42);

Экологические обязанности гражданина (ст. 58);

Право собственности на природные ресурсы (ст. 9. 36);

Компетенция РФ в сфере природопользования и охра­ны окружающей среды (ст. 71);

Совместная компетенция РФ и ее субъектов в сфере природопользования и ООС (ст. 72);

Экологические полномочия Правительства РФ (ст. 114).

Система экологического законодательства состоит из Двух подсистем: природоохранного и природно-ресурсного законодательств. В подсистему природно-ресурсного зако­нодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании Животного мира (1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование при­родных ресурсов.

В подсистему природоохранного законодательства вхо-Дят Закон РФ " Об охране окружающей природной среды", другие законодательные акты комплексного правового ре­гулирования. Экологическое законодательство РФ представ­лено на схеме 2.

В Конституции РФ отражены основные положения эко­логической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

 

 

      Конституция РФ Закон «Об охране окружающей природной среды» Закон «Об экологической экспертизе» Закон «Об особо охраняемых природных территориях» Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
     
Экологическое законодательство РФ    
      Отраслевые законы РФ Земельный кодекс Закон «О недрах» Водный кодекс Основы лесного законодательства Закон «О животном мире» Закон «Об охране атмосферного воздуха»
     

Схема 2

В Законе РФ " Об охране окружающей природной сре­ды", принятом 19 декабря 1991 г. Верховным Советом Рос­сийской Федерации, отражены следующие основные поло­жения.

♦ Это комплексный нормативный акт, который регу­лирует природоохранительные отношения в целом по от­дельным природным объектам.

♦ Это базовый нормативный акт, положения которого конкретизируются в иных актах экологического законода­тельства.

♦ Он устанавливает приоритет охраны жизни и здоро­вья человека от неблагоприятного воздействия окружаю­щей среды.

♦ Закон при решении тех или иных вопросов исходит из научно обоснованного сочетания экологических и эконо­мических интересов общества.

♦ Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия.

Классификация нормативно-правовых актов как источ­ников экологического права по отраслям законодательства может быть представлена схемой 3.

Экологические функции правоохранительных органов РФ состоят в объективном применении природоохранного законодательства, выявлении причин экологических право­нарушений и в разработке мер по их предупреждению и устранению. Экологические функции правоохранительных органов РФ представлены на схеме 41.

__________ Акты иных отраслей законодательства __________

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и иные акты законодательства об охране окружающей среды ________

_______ Акты природно-ресурсного законодательства _______

Земельный кодекс РФ, Водный кодекс, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ и иные акты об исполь- зовании и охране природных ресурсов _________________

Акты иных отраслей законодательства

__________________ (экологизированные) __________________

Законодательные и иные нормативные правовые акты, регу­лирующие отношения в сфере хозяйственной и иной деятель- ности и одновременно экологические и ресурсные отношения

 

 

Система экологической безопасности создается и раз­вивается в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами, указами и распоряжения­ми Президента Российской Федерации, федеральными про­граммами в этой области.

Основы этой системы составляют органы всех ветвей власти, осуществляющие меры политического, правового, экономического, силового и иного характера, направлен­ные на обеспечение глобальной и локальной экологической безопасности в интересах людей, общества и государства, жизни на Земле.

Полномочия органов обеспечения экологической безо­пасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими зако­нодательными актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения экологической безопасности Российской Федерации прини­мают участие (схема 4):

♦ Президент Российской Федерации руководит в пре­делах своих конституционных полномочий органами обес­печения экологической безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по ее обеспечению; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения экологической безопасности; выступает с по­сланиями, обращениями и директивами по проблемам эко­логической безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции экологической безопасности Российской Феде­рации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны в этой области;

♦ Федеральное Собрание Российской Федерации на ос­нове Конституции Российской Федерации формирует, в том числе по представлению Президента Российской Федера­ции и Правительства Российской Федерации, законодательную базу в области обеспечения экологической безопаснос­ти Российской Федерации;

♦ Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегод­ных посланиях Президента Российской Федерации Феде­ральному Собранию приоритетов в области обеспечения эко­логической безопасности Российской Федерации координи­рует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном поряд­ке статьи федерального бюджета для реализации конкрет­ных целевых программ в этой области;

♦ Совет безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз эко­логической безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предло­жения в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

♦ федеральные органы исполнительной власти обеспе­чивают исполнение законодательства Российской Федера­ции, решений Президента Российской Федерации и Прави­тельства Российской Федерации в области экологической безопасности Российской Федерации; в пределах своей ком­петенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Феде­рации и Правительству Российской Федерации;

♦ органы исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законода­тельства Российской Федерации, решений Президента Рос­сийской Федерации и Правительства Российской Федера­ции в области экологической безопасности Российской Фе­дерации, а также федеральных программ, планов и дирек­тив, издаваемых в этой области; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привле­чению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем экологической безопасности согласно законодательству Российской Феде­рации; вносят в федеральные органы исполнительной вла­сти предложения по совершенствованию системы обеспе­чения экологической безопасности Российской Федерации.

Российская Федерация намерена решительно обеспе­чивать свою экологическую безопасность совместно со всем мировым сообществом. Созданные правовые демократичес­кие институты, сложившаяся структура органов государ­ственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реа­лизации Концепции экологической безопасности Российс­кой Федерации — залог динамичного развития России в XXI веке и ее перехода к устойчивому развитию.

Система органов экологической безопасности РФ пред­ставлена схемой 5.

 

 

ТЕМА 9

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

План

9.1. Тенденция возникновения экологических движений и их направленность.

9.2. Особенности возникновения экологических движений

в Российской Федерации, их цели и задачи.

9.1. Тенденция возникновения экологических движений и их направленность

Еще до появления современных экологических движе­ний существовали различные движения в защиту природы и окружающей среды. Так, в начале XIX в. возникают дви­жения в защиту птиц, лесных парков. Во второй половине XIX в. начинается борьба за защиту окружающей среды, особенно после появления в 1864 г. книги Марша " Человек и природа". В ней основной акцент делается на сельское хозяйство.

Новые общественные движения возникают как реак­ция на ретроградные, апокалиптические силы современной жизни, как реакция людей, направленная против разруше­ний природы, против голода, уничтожения продуктов пи­тания, против войн, безумного вооружения, использова­ния ядерной энергии.

Как явления современного мира новые общественные движения стали предметом интереса и изучения обществен­ных наук. В результате ученые пришли к выводу, что нельзя

считать любое общественное движение прогрессивным. Каж­дое движение следует конкретно оценивать с точки зре­ния, способствует оно или нет общественному прог­рессу.

Какие же наиболее характерные черты были присущи новым общественным движениям? Это прежде всего их неформальность, спонтанность, самоорганизация и неофи­циальность.

Следует отметить, что за рубежом в разных странах, в разное время возникали различные экологические дви­жения.

Так, начало экологического движения в США прихо­дится на 60-е гг. В этот период оно получило широкий раз­мах и было концептуально обосновано в многочисленных статьях и научных трудах Р. Карсона и Б. Коммонера.

На 60—70-е гг. приходится наиболее активное возник­новение и формирование экологических движений и в стра­нах Западной Европы, в том числе и общественного дви­жения " зеленых", которое к концу 70-х гг. сложилось в эко-; лого-мировоззренческом отношении, окрепло организаци­онно, откорректировало содержание и методы деятельнос­ти, превратилось в значительную политико-экологическую силу.

С 70-х гг. XX в. начальные формы проэкологической де­ятельности сменились нынешними экологическими движе­ниями, с их экономическими, общественными и политичес­кими требованиями. Экологические движения с четко под­готовленными программами по вопросам охраны окружаю­щей среды возникли немногим более двух десятков лет на­зад. Их задачей стало выдвижение новых социальных, по­литических и культурных требований.

Вначале эти движения возникали спонтанно как нефор­мальный ответ людей, отдельных групп на растущие эко­логические проблемы промышленно-развитых стран. Поэтому в каждой стране они имеют особые характерные черты, но вместе с тем у них есть и общее в области защи­ты окружающей среды.

Например, в США в 1971 году было создано доброволь­ное общество " Гринпис" (Зеленый мир). Целью создания этого общества была борьба с ядерными испытаниями. Кро­ме того, поводом для организации " Гринписа" послужили следующие факторы:

♦ катастрофическое изменение климата;

♦ использование продуктов генной инженерии (поми­доров), влияние которых на здоровье людей неизвестно;

♦ захоронение токсичных и ядерных отходов;

♦ борьба за сохранение тропических лесов.

То есть их цель имела общечеловеческий, а не узко кардинальный характер, что особенно характерно для по­литических партий.

Главная цель практически всех экологических движе­ний — защита и улучшение охраны окружающей среды

Своей первоочередной и главной целью экологические движения считают защиту и улучшение окружающей сре­ды как условие существования человека и всех видов жиз­ни на Земле. Для достижения указанной цели эти движения занимаются анализом и критикой деятельности прави­тельств, нарушающей окружающую среду, создающей пред­посылки экологического кризиса.

Современные экологические движения имеют культур­ную цивилизованную направленность, в основе которой ле­жит улучшение качества жизни. Участники экологических движений, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, и в этих движениях нет партийной организованнос­ти и дисциплины. Их отличают спонтанность, самоинициа­тивность и творческий подход.

Участники новых общественных движений происходят из самых разных слоев общества. Однако социальное ядро всех этих движений составляют те, кто принадлежит к среднему классу: это люди, имеющие хорошее образова­ние, относительную экономическую самостоятельность, ра-

ботающие, как правило, в сфере интеллектуальных и гу­манитарных услуг (в школах, социальных службах, здра­воохранении, системе информирования, проектных инсти­тутах, в консалтинге, маркетинге, сюда также относятся домохозяйки, студенты, пенсионеры, безработные и т. д.).

Эти движения не противопоставляют классы друг дру­гу и не выдвигают на ведущую роль какой-либо из классов.

Новые движения делятся на консервативные и про­грессивные. Они также делятся на постоянные и времен­ные, формальные и неформальные.

Рассмотрим формальные и неформальные типы эколо­гических движений.

Исходя из организации новых общественных движений и тех целей, которые они выдвигают, можно считать, что экологические движения — это неформальные, самоорга­низованные, автономные и независимые от легитимных центров общественной силы общественные группы, имею­щие целью устранение причин и последствий экологичес­кого кризиса.

Формальные экологические движения — это организо­ванные движения людей, которые зарегистрированы как движения, партии. Они, как правило, имеют и политичес­кий характер. Так, в либерально-демократических обще­ствах оформляются и особые экологические политические партии, например в Германии — " партия зеленых". Эта партия ведет борьбу за место в парламенте. Члены этой партии понимают, что это единственное место, где эколо­гические проблемы могут эффективно решаться.

Основной принцип работы этих организаций — откры­тость своей деятельности и информационный обмен по воп­росам охраны окружающей среды, защиты прав человека и экологической безопасности.

Следует иметь в виду, что там, где политическое вли­яние экологических организаций формально достигло уровня национальных представительных органов, они начинают за­ниматься и многими другими внеэкологическими вопросами. При этом основные экологические проблемы для них оста­ются центральными.

Экологические движения, и в частности экологические партии, вносят весомый вклад в общественную, политичес­кую и культурную жизнь современного общества.

Какие ориентации будут преобладать в том или ином экологическом движении, зависит прежде всего от боль­шого числа факторов, начиная с экологических проблем, характерных для каждой отдельно взятой страны, до су­ществующих в них общественно-экономических систем.

Общие требования экологических движений в области экономики:

а) экономия потребления энергии;

б) повторное использование материалов;

в) производство ценностей долговременного пользова­ния;

г) использование экологически приемлемых технологий.

В области общественной жизни:

а) возврат к простой жизни;

б) приведение в соответствие развития и возможнос­тей;

в) ненарушение границ природы;

В области политики экологические движения подчер­кивают необходимость расширения участия граждан в при­нятии решений о жизненно важных вопросах.

В области культуры эти движения выступают за подъем экологического сознания и изменения системы цен­ностей, где человеку можно было бы проявить себя твор­ческим и свободным.

В современных зарубежных экологических движениях существует два теоретически отличающихся друг от друга тезиса: натуралистический и антропоцентрический.

Первый исходит из того, что человек, несмотря на то, что отличается от животных, все же является лишь одним из их видов. Поэтому, создавая свой мир, человек должен подвергаться воздействию законов природы в рамках ограниченной природы. Если же человек не придер­живается этих законов природы, он уничтожает свою эко­систему.

Антропоцентрический тезис исходит из того, что при­рода живет в культурном мире человека, который все еще недостаточно культивирован. Оба тезиса имеют своих при­верженцев.

В связи с тем, что проблема защиты окружающей сре­ды переросла в глобальную мировую проблему, обществен­ные экологические организации выступают за создание Цен­тра экологических проблем. Экологические движения стремятся стать преградой на пути " неугасимой экспансии государственной мощи по отношению к жизни общества и каждого отдельного человека".

На сегодняшний день трудно переоценить роль и раз­нообразие экологических общественных организаций в мире. Они — своеобразные интеграторы новых форм самоуправ­ления человека в обществе и природе. Так, " зеленые" в ФРГ, " гринпис" в США, сторонники " глубокой экологии", клубы защиты окружающей среды Франции, Великобри­тании ставят своей целью сохранить то, что осталось от богатства и разнообразия природной жизни на Земле. Их экологический лозунг — " Глобально обдумывать и конкретно действовать".

Чтобы решать глобальные вопросы, связанные с охра­ной окружающей среды на планете Земля, и противосто­ять неугасимой экспансии государственной мощи, которая часто находит помощь и поддержку в международном со­трудничестве, необходимо объединение действий экологи­ческих движений в международном плане. То есть необхо­дима международная демократическая организация, кото­рая смогла бы противостоять своей мощью государственной машине любого государства, правительство которого на­рушает экологию, охрану окружающей среды.

Необходимость создания такого центра вытекает из процессов глобализации человечества, связанной с тем, что благодаря взаимозависимости современного производства и обмена, благодаря общим технологиям и принципам веде­ния экономики осуществляется экономическая и социальная взаимосвязанность мира. Эта взаимосвязанность сказывает­ся и на экологическом уровне, в глобализации экологичес­ких проблем, которые требуют своего неотложного реше­ния.

Чтобы создать такой Центр, необходимо получить под­держку со стороны ассоциации экологических движений в международном плане.

Такой центр должен стать международным объедине­нием экологических движений.

Однако, пока в мире такая международная демократи­ческая организация еще не создана, важная роль в деле объединения экологических движений продолжает оставать­ся за ООН, причем не только в деле развития междуна­родного сотрудничества по защите и сохранению окружа­ющей среды, но и в вопросе координации деятельности эко­логических движений.

ООН помогает представителям экологических движе­ний как представителям неправительственных организаций участвовать в работе международных агентств по финан­сам и вопросам развития окружающей среды. Кроме того, ООН отражает в отчетах Генеральной Ассамблеи данные по вопросам охраны окружающей среды, собранные и предъявленные в ООН экологическими движениями.

 

ТЕМА 10

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ

ЭКОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

План

10.1.Последствия взаимодействия человека с

окружаюшей средой — одно из направлений

социальной работы. 10.2.Влияние неблагополучной экологической обстановки

на демографическую ситуацию в России. 10.3.Взаимосвязь социальной и экологической политики

государства. 10.4.Экологическая этика и экологическая культура. 10.4.1.Экологическая этика. 10.4.2.Экологическая культура.

10.1. Последствия взаимодействия человека

с окружающей средой — одно из направлений

социальной работы

" Природа не может перечить человеку, если он не перечит ее законам".

А. И. Герцен

В последние годы мы начали осознавать единство и ко­нечность биосферы и всей окружающей среды, ответствен­ность человека за свою собственную судьбу, судьбу биосфе­ры, судьбу всей планеты. К сожалению, мы еще очень дале­ки от того состояния, которое русский ученый В. И. Вернад­ский назвал словом " ноосфера" (от греческого " ноос" — ра­зум). Этот термин подразумевает превращение человека из чужеродного элемента в природе в ее неотъемлемую орга­нично вписывающуюся часть. Это будет достигнуто только тогда, когда новое мышление, в котором экологические про­блемы должны иметь высший приоритет, станет внутрен­ней потребностью всего человечества, — от лиц распоря­жающихся ресурсами, до всех граждан мира.

Говоря о последствиях контакта человека с окружаю­щей средой, обратим внимание на проблему гибели Араль­ского моря — четвертого в мире по размерам и значению внутреннего моря. Здесь просматривается прямая связь че­ловека с окружающей средой, неразумная и нерациональ­ная деятельность которого привела к крупнейшей экологи­ческой катастрофе доперестроечного периода СССР.

Погибает море, а с ним умирают люди, животный и растительный мир.

Что же послужило причиной гибели такого моря?

Г. Радченко отмечает, что это прежде всего вмеша­тельство человека в природу: распашка пастбищ, осуше­ние озерно-болотистых угодий, вырубка лесных и кустар­никовых биокомплексов, строительство по руслу реки Сыр-дарьи свыше 16 различных водохранилищ. Строительство и функционирование водохранилищ снизили скорость те­чения реки в 4—5 раз, в связи с чем резко нарушились прежние ее функции. Так, весенние паводки, которые про­мывали и очищали русло реки, прекратили свое воздей­ствие. Естественные притоки реки пересохли, природные озера, ранее формируемые этими протоками, высохли, появились многочисленные солончаки, что ухудшило при­родно-климатические условия области.

Интенсивное высыхание Аральского моря и гибель био­ценоза вокруг привели к деградации и истощению среды обитания человека.

Централизованным водоснабжением в области в насто­ящее время обеспечено около 60% населения. Половина водозаборников берет начало в Сырдарье, но эти водоза-борники самые примитивные, и они имеются только в Аральске, Ленинске и Кзыл-Орде, а остальные города, по­селки, аулы снабжаются водой прямо из реки без всякой очистки. Кроме высокой бактериальной загрязненности (2, 5 млн кишечных палочек в литре), в ней содержится много ядохимикатов и поверхностно-активных веществ (ПАВ), как правило, синтетического происхождения. Вода глубинных скважин сельских районов имеет очень высокую минерали­зацию и отличается значительной жесткостью и без опрес­нения практически непригодна для питья. Но ее пьют, по­тому что другой воды нет.

Не случайно за последние 15 лет заболеваемость лю­дей брюшным тифом возросла почти в 30 раз. За эти же годы только вирусным гепатитом переболели 60 000 чело­век, т. е. десятая часть населения. Столько же переболело острыми кишечными инфекциями, три четверти из них — дети. Треть из них умерли на первом году жизни.

Аральское море погибло исключительно в результате человеческой деятельности. Монокультура хлопка в Сред­ней Азии насаждалась десятилетиями. Именно хлопку в ос­новном предназначались те 2, 5 млн га новых земель, кото­рые отобрал человек у природы и ввел их в оборот в 1965— 1985 гг.Интересно сравнить: если до 1965 г. в Средней Азии имелось 4, 5 млн га пашни и на это количество земли ухо­дило от 50 до 54 кубокилометров воды (в среднем по 10— 11 тыс. куб. м на гектар), то после увеличения пашни на 2, 5 млн га потребность в речной воде возросла в 2 раза. Таким образом, с прибавлением каждого нового га пашни потребовалась двойная прибавка воды, удвоенное внесение химических удобрений, ядохимикатов, дефолиантов.

В структуре растениеводства из всех общих площадей хлопок достиг 75—80%. Насильственное нарушение агро­технических приемов в севооборотах нанесло непоправи­мый ущерб самой пашне, привело к истощению почвы. По­ливная среднеазиатская пашня потеряла до 40% гумуса (плодородного слоя почвы). Увеличение площадей под хлопок повлекло за собой строительство новых магистральных подводящих и разво­дящих каналов. Их протяженность в регионе достигла 250 000 км, и почти все водные артерии были проложены без гидроизоляции, т. е., проще говоря, вода в прямом смыс­ле уходила в песок. Отсюда несложно сделать вывод, куда делось Аральское море: его просто уничтожили.

В Арале осталось 400—430 кубокилометров воды, а в начале шестидесятых годов было более 1000. Ежегодный сток рек Амударьи и Сырдарьи составлял 114—117 кубоки­лометров. В семидесятые годы в связи с интенсивной откач­кой воды для полива хлопка Амударья перестала питать Арал водою, а от Сырдарьи морю доставалось по 5—8 ку­бокилометров в год (вместо 114—117 куб. км).

На испарение морской воды ежегодно расходовалось до 36—40 кубокилометров.

Уровень Арала за эти годы упал на 14 метров. Линия берега отступила на 60—80 км.

Там, где еще недавно плескались волны, почти на трех миллионах гектаров почвы образовалась пыльная, жаркая пустыня, нареченная в народе Аралкумами. В остатках моря, на его высохшем дне накоплены сотни миллионов тонн ядовитых солей, пестицидов, гербицидов, дефолиан­тов, попавших сюда вместе с той водой, которая сбрасыва­лась в реки с полей при орошении. Теперь эти яды ветром разносятся на сотни километров. И все живое ощущает на себе месть Арала. У людей нет выхода. Они обречены на вымирание.

Медицинское обследование и статистика показывают: нет более высокой смертности новорожденных в бывшем Союзе, чем в Приаралье: из 1000 умирают 76. Есть немало районов, где смертность достигает 98, а то и 118 новорож­денных на 1000 человек.

В Аральске, Муйнаке, десятках других населенных пунктов младенцы отказываются от материнского молока, ибо в нем в 3—4 раза больше солей, чем должно быть.

И последнее: из ста человек взрослого населения 69 неиз­лечимо больны.

К сожалению, за последние 10 лет, чтобы приостано­вить гибель моря и природы, не было сделано ничего, если не считать приезда различных комиссий, которые не при­бавили Аралу ни одного кубометра воды.

Чтобы восстановить исторический уровень моря, ему необходимо вернуть без малого 700 кубокилометров воды (без учета ежегодного испарения 35 кубокилометров). Это может произойти, при благоприятных условиях, через 70—100 лет.

Таков результат непродуманной деятельности челове­ка, приведший к деградации природной среды обитания Приаралья. Гибель Аральского моря — это очередная круп­нейшая в мире рукотворная экологическая катастрофа.

К сожалению, следует констатировать, что аналогич­ная картина сложилась во многих регионах Российской Фе­дерации, и это оказало значительное влияние на демогра­фическую ситуацию в нашей стране.

10.2. Влияние неблагополучной

экологической обстановки

на демографическую ситуацию в России

В условиях современной экологической ситуации в Рос­сии обострилась проблема здоровья нации. Повсеместно регистрируется снижение уровня здоровья во всех попу­ляциях населения. Результаты изучения здоровья популя­ции молодых женщин (15—29 лет), по материалам статис­тических отчетов Комитета по делам молодежи РФ, свиде­тельствуют о развитии и углублении негативных тенден­ций в формировании многочисленных нарушений состояния здоровья.

Состояние медицины, здравоохранения в целом в Рос­сии находится в кризисной ситуации. Таков общий вывод специалистов — авторов первого Государственного докла­да " О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1991 гбду".

Как отмечает Е. А. Меерсон1, в России четко просле­живается тенденция к ухудшению состояния здоровья мо­лодых людей — мужчин и женщин. По данным Минздрава и Минобразования РФ молодые люди имеют отклонения в здо­ровье, 35% — страдают хроническими заболеваниями. И как последствие растет заболеваемость новорожденных. Так, в 1981 году на 1000 новорожденных было 82, 4 случая заболеваемости, в 1991 г. — 173, 3, т. е. за 10 лет заболевае­мость детей возросла более чем в 2 раза.

Врачами установлен рост заболеваемости по всем ви­дам болезней новорожденных, особенно врожденных ано­малий. В 1991 г. из числа родившихся только 4% были аб­солютно здоровы.

Как показывают исследования ученых, тенденция сни­жения здоровья новорожденных впоследствии сказывается на ухудшении здоровья и подрастающего поколения, и на всех последующих возрастных уровнях людей.

Особенно это касается граждан, проживающих в высо­коурбанизированных промышленных регионах. Как отмеча­ет Е. А. Меерсон, в таких регионах популяция молодых женщин, вступившие в активно-фертильный возраст, по­ражена на 98% (это нарушения различных видов экстраге-нитальной патологии, нарушения репродуктивной функции и т. д.).

Учеными медиками установлено, что на состояние здо­ровья людей оказывает влияние неблагоприятная экологи­ческая ситуация, проявляющаяся во всех средах биосфе­ры (воздух, вода, почва), а также условия жизни и усло­вия труда (социум).

Экологически опасными являются питьевая вода, пи­щевые продукты, содержащие ксенобиотики различного происхождения, а также почва, ассимилирующая все виды загрязнений, в том числе тяжелые металлы.

Факторы неблагоприятной экологической среды оказы­вают существенное влияние на снижение рождаемости, рост смертности (младенческой и материнской), естественный отрицательный прирост населения, резкое снижение со­стояния здоровья новорожденных.

По сообщению Госкомстата РФ, к 1 апреля 1999 г. чис­ло россиян сократилось до 146, 1 миллиона человек. В янва­ре—марте 1999 г. в России родилось 305, 2 тысячи младен­цев, а умерло 549 тыс. человек. Естественная убыль соста­вила 243, 8 тыс. человек. Смертность превысила рождаемость в 1, 8 раза, причем с 1998 г. рождаемость снизилась.

В таких регионах, как Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Ивановская, Смоленская и многих других областях рождается лишь около ста детей на сто женщин детородного возраста, а для простого поддержания чис­ленности населения необходимо 215 детей.

Тенденция уменьшения населения страны продолжалась в течение всего 1999 года. Так, за 7 месяцев 1999 г. населе­ние в РФ сократилось на 467 тысяч человек, это больше чем за весь 1998 год.

На 1 августа 1999 года численность населения состави­ла 145, 9 млн человек. Как сообщили " МК" 1 в Российском статистическом агентстве, в январе—июле в стране роди­лось 723, 5 тыс. младенцев, а умерло за это время 1 251 200 человек и смертность возросла на 6, 2%.

Признаки экологической катастрофы отражены в " Бе­лой книге" России, где представлены величины вредных химических выбросов в промышленных регионах и городах, масштабы эрозии почвы, уничтожения лесов и т. д.

Трагедия века — взрыв на Чернобыльской АЭС — по­влиял на здоровье и судьбу более 15 млн жителей Бело­руссии, Украины, России. Антропогенное загрязнение окружающей среды обус­ловливает, по данным Всемирной организации здравоохра­нения, три четверти болезней человека и непригодность для жизни среды обитания.

Многими учеными доказано, что большинство из рас­пространенных ныне болезней человека являются резуль­татом воздействия современной жизни и сложной экологи­ческой обстановкой среды обитания, включая социально-экологические факторы: условия быта и труда, качество и количество питания, уровень экологической культуры на­селения, стрессовые ситуации в семье, на работе, в обще­стве.

Глобальные экологические проблемы характерны для всех высокоразвитых промышленных регионов мира, но наиболее катастрофическое положение они приобрели в России в период 1990—1996 гг. на этапе социальной транс­формации общества.

Как отмечает Е. А. Меерсон, в мировых классификато­рах в настоящее время насчитывается более 6 тыс. нозоло­гических форм болезней, причем более 80% из них явля­ются производными экологической ситуации.

Так, по данным Е. Ф. Лушникова1, наибольшую опас­ность для здоровья человека представляет нейтронное из­лучение, которое обладает высокой проникающей способ­ностью. Мощность нейтронного потока измеряется плотнос­тью потока нейтронов (нейтр. /см2 • с)2.

Под воздействием полизирующих излучений у челове­ка возникает лучевая болезнь. Различают три степени: пер­вая (легкая), вторая и третья (тяжелая).

При первой степени симптомами лучевой болезни яв­ляются слабость, головные боли, нарушение сна и аппетита, которые усиливаются на второй стадии заболевания, но к ним дополнительно присоединяются нарушения в дея­тельности сердечно-сосудистой системы, изменяется обмен веществ и состав крови, происходит расстройство пищева­рительных органов. На третьей стадии болезни наблюдают­ся кровоизлияния и выпадение волос, нарушается деятель­ность центральной нервной системы и половых желез. У людей, перенесших лучевую болезнь, повышается вероят­ность злокачественных опухолей и заболеваний кроветвор­ных органов.

На организм человека опасно воздействие как больших, так и малых доз радиации, так как при этом могут произой­ти нарушения наследственной информации человеческого организма и во






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.