Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По экологии и экологическому практикуму






Для преподавателей общеобразовательных учебных заведений и

Гуманитарных вузов

Х.Алексеев СВ., Андреева Н.Д. Ученые в области наук об окружаю­щей среде. Книга для чтения по экологии для учащихся 9-11 классов средней школы. - СПб: СМИО-ПРЕСС, 2000. - 160 с, с ил.

2. Бухвалов В.А., Богданова А.В., Купер Л.З. Экологическая экспер­тиза. Пособие для учеников 8-10 классов. - Москва: ЛА «Варяг», 1995. - 192 с.

3. Ваганов П.А., Ман-Сунг Им. Экологический риск. Учебное посо­бие. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. - 116 с.

4. Дрейер O.K., Лось В.А. Глобальная проблематика и римский клуб. Лекция. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 36 с.

5. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 224 с.

6. Кучер Т.В., Колпащикова И. Ф. Медицинская география. Учебник для 10-11 классов профильных школ.-М.: «Просвещение», 1996.- 157 с.

7. Ласточкин А.И. Геоэкология ландшафта. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1995.-280 с.

8. Мамедов Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С.Н. Основы общей эко­логии. Учебник для старших классов общеобразовательных школ. - М.: АО МДС, 1998. - 448 с, с ил.

9. Моисеев Н.Н. Экология и образование. - М.: АО МДС, 1996. -196 с.

10. Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологичес­кого состояния почвы. Практическое руководство (под ред. А.Г. Муравь­ева). - СПб: «Крисмас+», 1999. - 168 с.

11. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплое Д.Л. Экология. Учебник для 5-6 классов. - М.: АО МДС, 1999. - 224 с, с ил.

12. Первушин С. 77. Решающие условия предотвращения глобальной экологической катастрофы на Земле. Обоснование концепции. - М.: Ву­зовская книга, 1997. - 48 с.

13. Савенко B.C. Радиоэкология. - М.: Дизайн ПРО, 1997. - 208 с.

14. Сивоглазов В.И. и др. Экология России. Книга для учителя. Мето­дический комментарий. Изд. 2-е. - М.: АО МДС, 1996. - 160 с, с ил.

15. Чуйкова Л.Ю. Социальная экология. Учебное пособие для 11 клас­сов средней школы. Астрахань: изд-во ИТА «Интерпресс», 1996. - 248 с.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. - Киши­нев: МСЭ, 1990.-406 с.

2. Делятщкий С, Зайонц Н., Чертков Л. и др. Экологический сло­варь. - М.: Слог, 1993. - 202 с.

3. Здоровье населения России и деятельность учреждений здраво­охранения в 1999 году. Статистические материалы. Минздрав России. -Москва, 2000. - 210 с.

4. КиеняА.И., Бандажевскш Ю.И. Здоровый человек: основные по­казатели: справ. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. - 108 с.

5. Кротов Ю.А., Карелин А.О., Лойт А.0. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. - СПб: «Мир и семья», 2000. - 360 с.

 

 

1.2. Общая экология и ее отрасли

Общая экология — наука, которая изучает взаимоот­ношения живых существ и их среды обитания, а также их взаимодействие вместе со всем органическим и животным миром. Поэтому указанная взаимосвязь непосредственно касается и отношений человека и среды его обитания.

По утверждению ученых, все живые существа можно разделить на растения, животных и людей. В этом случае общую экологию подразделяют на экологию растений, эко­логию животных и гуманную экологию.

Так, экология растений изучает среду их обитания в зависимости от климатических условий, отношения между растениями и т. д.

Экология животных изучает отношения животного мира к живой и неживой среде. Гуманная экология (экология человека) изучает отно­шение человека к живой и неживой окружающей среде.

Между тем исследования показали, что, изучая отно­шения человека и его природной среды, необходимо учи­тывать и деятельность человека, т. е. взаимодействие чело­века и природных факторов. Поэтому ученые стали выде­лять четыре основные темы гуманной экологии: населе­ние, среду, технологию и организацию.

Следует подчеркнуть, что система экологического зна­ния чрезвычайно обширна, она включает не менее 100 дис­циплин.

Так, например, в состав общей экологии входят:

Биосферная экология, изучающая глобальные измене­ния, происходящие на нашей планете в результате воз­действия хозяйственной деятельности человека на природ­ные явления.

Лесная экология, исследующая способы использования ресурсов леса при их постоянном восстановлении и роль лесов в водном режиме ландшафтов.

Экология тундр' — изучает пути рационального при­родопользования в тундре и лесотундре, способы ведения оленеводства и охоты. Анализируется влияние на экосисте­му тундры добычи нефти и газа, а также ведется разработ­ка способов уменьшения вредоносного воздействия промыш­ленных предприятий в Заполярье.

Экология морей — изучает влияние хозяйственной де­ятельности человека на морские экосистемы: загрязнение при добыче на шельфе нефти и газа, при сбрасывании в моря и океаны промышленных, бытовых стоков и твердых отходов, в том числе и с морских судов.

Сельскохозяйственная экология — исследует способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы и лугов, при сохранении окружающей сре­ды и получении экологически чистых продуктов.

Промышленная экология — исследует влияние выбро­сов предприятий на окружающую среду и здоровье людей и возможности уменьшения вредных выбросов за счет раз­работки и внедрения безотходных технологий. Например, завод " Серп и молот" в результате внедрения фильтров очистки газов ведет плавку металла в городе Москве, что положительно влияет на охрану окружающей среды.

Городская экология — изучает возможности улучше­ния среды обитания человека в городе.

Медицинская экология — изучает болезни человека, свя­занные с загрязнением среды, и способы их предупрежде­ния и лечения.

Математическая экология — моделирует экологичес­кие процессы, т. е. изменения в природе, которые произой­дут при изменении тех или иных экологических условий.

Химическая экология — разрабатывает методы опреде­ления веществ загрязнителей, попадающих в атмосферу, воду, почву, продукты питания, способы очистки газообраз­ных, жидких и твердых отходов и новые технологии произ­водства, при которых количество отходов уменьшается.

Экономическая экология — разрабатывает экономичес­кие механизмы рационального природопользования: оцен­ку стоимости ресурсов (вода, древесина, нефть) и размеры штрафов за их загрязнение.

Юридическая экология — разрабатывает систему зако­нов, направленных на защиту природы. Юристы-экологи вы­ступают адвокатами " природы" в судебных процессах.

Специальный раздел экологии представляет отрасль " Экология человека и социальная экология". Этот раздел можно наглядно представить схемой 1.

Таким образом, экология как наука, появившаяся в се­редине XIX в. и стремившаяся в полной мере исследовать все стороны взаимоотношений животных, в том числе и человека, с неорганической и органической средой, пришла к выводу, что так расточительно пользовать природу даль­ше нельзя.

Наука доказывает, что природа не безгранична в ис­пользовании. Природопользование ограничено необходимо

Экология индивида   Экология личности
         
Экология репродуктивной группы   Экология семьи
         
Популяционная экология человека   Экология социальных групп
         
Экология народонаселения
     
Экология человека

Схема 1

стью сохранения равновесия в данном пространстве и вре­мени.

В то же время человек не может отказаться от техни­ческого прогресса, так как он способствует облегчению его труда и улучшению жизни, но он угрожает его окруже­нию, природе, без которой человек как природное суще­ство не может существовать.

Использование природы человеком без учета присущих ей закономерностей может поставить (и ставит) под угрозу нормальные условия жизни и существования человека и общества.

Русский ученый В. И. Вернадский еще в 1922 году пре­дупреждал об экологической опасности, которая может при­вести человечество к гибели. " Недалеко время, — писал он, — когда человек получит в свои руки огромную энер­гию, такой источник силы, который даст ему возможность строить жизнь, как он захочет. Сумеет ли человек восполь­зоваться этой силой, направить ее на добро, а не на само­уничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? " 1

Фактически общество может нарушить нормальные процессы в природе (распашка целины, строительство гидро­электростанций, АЭС и др.), тем самым создаются предпо­сылки к уничтожению природы. Но сразу уничтожить ее он не может, так как экологическая система имеет свою внут­реннюю саморегуляцию, но зато может уничтожить само­го себя, поскольку человек не может существовать в нару­шенной экосистеме.

Поэтому любая социальная система должна находиться в соответствии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство при­способить к ее условиям (например, целину не перепахи­вают, а только лущат без переворачивания пласта почвы; вместо АЭС, гидроэлектростанций необходимо строить вет­ряные, солнечные и др. электростанции).

В. И. Вернадский разработал учение о биосфере, кото­рое сегодня признается как одно из величайших достиже­ний естествознания XX века. Показав единство материаль­ной и духовной культуры с окружающей природной сре­дой, он создал теоретически стройную концепцию перехода биосферы в ноосферу в результате разумных преобразова­ний человеком окружающей природной среды.

В современный период налицо глобальные проблемы выживания человечества и самой природы в условиях ка­тастрофического ухудшения экологической среды, вызван­ного историческими процессами взаимодействия общества и природы. Они с разных точек зрения оцениваются исто­риками, философами, биологами, медиками, социологами, целью исследования которых являются перспективы даль­нейшего социально-экологического, социально-экономичес­кого, политического, культурного развития общества и че­ловека.

Загрязнение природы приобрело особенно значитель­ные размеры в период индустриализации и урбанизации. Эти два важнейших процесса привели к значительным ци-вилизационным переменам и рассогласованию экономического и экологического развития. Это рассогласование при­обретает глобальные масштабы начиная с 50-х гг. нашего века, когда быстрое развитие производительных сил выз­вало такие изменения в природе, которые ведут к уничто­жению биологических предпосылок жизни человека и об­щества (развитие космоса, появление озоновых дыр, ава­рии на АЭС, выпадение кислотных дождей и т. д.).

Угроза окружающей среде приняла и принимает гло­бальный характер и стала актуальной проблемой совре­менного общества. Впервые в истории Земли все общества нашей планеты подвергаются опасности, возникающей в результате нарушения экологического равновесия, точнее, в результате игнорирования закономерностей, существую­щих в природе. Даже локальное нарушение экологическо­го равновесия чаще всего приобретает широкие масштабы и перерастает в глобальную проблему (например, взрыв на Чернобыльской АЭС).

В качестве важнейших глобальных экологических про­блем в современном обществе называются следующие:

♦ стремительный и неконтролируемый естественный прирост населения;

♦ развитие технико-технологических систем, загряз­няющих природу;

♦ истощение сырьевых и энергетических источников. В результате их интенсивного внедрения под угрозой

оказываются целые системы, поддерживающие жизнь че­ловека и других живых существ.

Противоречия между экологическими системами, имею­щими веками отлаженную технологию обмена веществ, и произвольными системами, не имеющими безотходных тех­нологий и построенными в надежде на ассимилирующие свой­ства природных экосистем, достигли критической черты: эко­логические катастрофы Чернобыля, Аральского моря, бед­ствия Байкала, Волги, Черного и Азовского морей, индуст­риального Урала, Донбасса и Кузбасса. Аналогичная карти­на с экологией складывается и в других странах мира.

Не случайно на конференции ООН, проходившей в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 году и посвященной пробле­ме окружающей среды, отмечалось: " Если человечество не примет новой модели развития, его ждет катастрофа", — таков был лейтмотив участников конференции.

Участники конференции указывали на невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны за счет варварс­кого уничтожения природных ресурсов. Массированное воз­действие на окружающую среду — характерная черта про­мышленной революции. Однако промышленное развитие во всем мире шло без должного учета невозобновляемости ресурсов и непонимания того обстоятельства, что возмож­ность восстановления живой природы не беспредельна.

Такая модель развития общества была признана как ведущая к катастрофе, и в связи с этим конференция про­возгласила необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего долж­ный баланс между решением социально-экономических про­блем и сохранением окружающей среды, удовлетворения основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений.

Экологические проблемы в первую очередь тяжким бре­менем ложатся на развивающиеся страны, на так называе­мые страны третьего мира. У них они возникают и увели­чиваются не только из-за ввоза " грязной технологии" (атом­ных отходов, ядохимикатов и т. д.) из развитых стран, но и из-за некритического использования своих природных ре­сурсов, к чему их принуждают с помощью различных эко­номических и финансовых рычагов.

Все эти и другие аспекты изучает экология.

 

 

ТЕМА 2

СОСТАВ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭКОСИСТЕМЫ

План

2.1. Обшая характеристика экосистемы и ее типы. |

2.2. Биосфера как составная часть экосферы.

2.3. Биологическая продуктивность экосистемы и экологические сукцессии.

2.1. Общая характеристика экосистемы и ее типы

Для удобства рассмотрения жизненных процессов в био­сфере введено понятие " экологическая система" (экосисте­ма). Экосистема представляет собой функциональное един­ство организмов и окружающей среды. Это совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимо­действующих друг с другом и с окружающей средой.

Вся эта совокупность может сохраняться неопределен­но долгое время. Экосистемой может быть любое сообще­ство живых существ и среда его обитания, объединенные в единое целое. Экологические компоненты системы взаи­мосвязаны и взаимозависимы. Нарушение функций одного из компонентов вызовет нарушение устойчивости всей эко­системы.

Экосистема представляет собой необходимую форму существования жизни. Любой организм способен развивать­ся только в экосистеме, а не изолированно.

Таким образом, экосистема — это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды. Впервые термин " экосистема", как уже отмечалось, ввел английский эколог А. Тенсли в 1935 г. Экосистемами явля­ются, например: участок леса, территория завода, фермы, кабина космического корабля или даже весь земной шар.

Состав экосистемы. Всостав экосистемы входят живые организмы(их совокупность называют биогеоценозомили биотойэкосистемы), и неживые(абиотические) факто­ры — атмосфера, вода, питательные элементы, свет и мер­твое органическое вещество — детрит.

Термин " биогеоценоз" предложил русский ученый В. Н. Сукачев. Этим термином обозначается совокупность ра­стений, животных, микроорганизмов, почвы и атмосферы на однородном участке суши. Следует отметить, что их ви­довой состав и количество связаны, во-первых, с действи­ем лимитирующих факторов, прежде всего климатичес­ких, определяющих, какие именно виды лучше всего при­способлены к существованию в тех или иных условиях, а во-вторых, с действием принципа эколого-географического максимума видов. Согласно этому принципу для нормаль­ного функционирования любой экосистемы в ней должно существовать столько и таких видов, сколько и каких не­обходимо для максимального использования приходящей энергии и обеспечения круговорота веществ.

В свою очередь, климатические факторы (температура и влажность), количество приходящей энергии тесно свя­заны с территориальным размещением экосистем, близос­тью к полюсам или экватору, с рельефом местности. Специ­фика климатических условий и определяет развитие того или иного биома, т. е. крупного экосистемного подразделе­ния в пределах той или иной природно-климатической зоны. Обычно выделяют такие биомы, как леса умеренного по­яса, степи, пустыни, хвойные леса, тундры, саванны и тро­пические леса. В областях контактов двух биомов образу­ются переходные полосы — лесотундра, полупустыни. По­нятие экосистемы весьма широкое. Выделяют микоэкосис-темы (например, ствол гниющего дерева), мезоэкосистемы (лес, река, пруд) и макроэкосистемы (море, тундра, пусты­ня).

Обитателям биосферы жизненно необходимо сохранить ее целостность. А чтобы сохранить целостность биосферы, нужно знать, как она функционирует. В каждой экосистеме есть два основных компонента: организмы, с одной сторо­ны, и факторы окружающей их неживой природы — с дру­гой. Всю совокупность организмов, состоящую из растений, животных и микробов, называют биотой (от лат. " био" — жизнь). Пути взаимодействия различных категорий орга­низмов системы составляют ее биотическую структуру.

Несмотря на огромное разнообразие экосистем — от тропических лесов до тундры, — с точки зрения экологии всем им свойственна примерно одинаковая биотическая структура. Другими словами, все они включают одни и те же основные категории организмов, взаимодействующих друг с другом стереотипным образом: продуценты, консу-менты, детритофаги и редуценты.

Продуценты — это в основном растения (производите­ли). Они потребляют излишки углекислого газа, образую­щегося в процессе жизнедеятельности, и снабжают живот­ных и большинство микроорганизмов пищей и кислородом.

Консументы — (потребители) питаются живыми " те­лами" растений. Это самые разнообразные организмы — от микроскопических бактерий до громадных синих китов. К ним относятся такие непохожие друг на друга существа, как простейшие, черви, рыбы, моллюски, насекомые и про­чие членистоногие, пресмыкающиеся, птицы и, наконец, млекопитающие, включая человека. В результате пищева­рительного процесса в телах консументов осуществляется первичное измельчение и разложение органики, облегчаю­щее деятельность редуцентов.

Детритофаги и редуценты. Мертвые растительные и животные останки (например, опавшие листья, трава) на­зывают детритом. Существует множество организмов, ко­торые питаются детритом, например грифы, раки, муравьи. Их называют детритофагами. Грибы и бактерии за их специфичность выделяют в особую подгруппу детритофа-гов и называют редуцентами. Редуценты восстанавливают неорганические вещества (азот, фосфор, воду).

Наблюдаемый в наше время экологический кризис — это в первую очередь кризис редуцентов, не справляю­щихся с количеством и качественным составом образующих­ся отходов человеческой деятельности.

Однако и продуцентам, и консументам тоже приходит­ся нелегко. Люди истребляют их как прямо — вырубая леса или отстреливая животных сверх их возможности к восста­новлению, так и косвенно — через загрязнение воды, по­чвы и воздуха.

За миллиарды лет развития природа для каждого про­дуцента и консумента создала своего редуцента, и ни один организм в естественных условиях не остается неразложив-шимся. Но человек за несколько десятилетий создал тыся­чи новых соединений, природе не известных или отвергну­тых ею в ходе эволюции как опасных для жизнедеятельно­сти организмов. Соответственно и редуцентов, способных вернуть эти соединения в исходное состояние, в природе не существует. В результате, с одной стороны, быстро на­капливаются захламляющие и отравляющие природу ве­щества, а с другой — истощаются исходные ресурсы. Круг, созданием которого природа обеспечила возможность отно­сительно бесконечной дальнейшей эволюции живого веще­ства, размыкается человеком.

Человек, воздействуя на какой-либо один компонент природы, например, вырубая деревья, тем самым влияет на весь биогеоценоз леса, нарушая происходящий в нем круговорот веществ, без которого количество питатель­ных веществ и энергии быстро иссякнет.

В процессе управления природопользованием важно правильно установить границы экологических систем. На­пример, в экосистему реки входит не только она сама, но и весь бассейн ее водосбора или стока. Поэтому деятельность, направленная на охрану реки от обмеления и загряз­нения, должна распространяться на охрану верховых бо­лот, мелких притоков, прибрежной растительности.

Сообщество взаимодействующих живых организмов, состоящее из продуцентов, консументов и редуцентов, на­зывается биоценозом. Территория с присущими ей факто­рами, занятая определенным биоценозом, называется био­топом. Биоценоз представлен приспособленными друг к другу растительностью, животными и микроорганизмами. Сово­купность биотопа и биоценоза составляет биогеоценоз. Биогеоценоз — это один из вариантов экосистемы. Между экосистемами, как и между биогеоценозами, обычно нет четких границ, и одна экосистема постепенно переходит в другую.

В таких зонах животные и растения обоих биомов пе­реплетаются и находятся на пределе своих приспособитель­ных возможностей. Поэтому человек должен быть особенно осторожен в своей деятельности в этих районах.

В нормальном состоянии любой экосистеме присуще устойчивое состояние, называемое гомеостазом, характе­ризующееся динамическим равновесием между рождаемос­тью и смертностью, потреблением и освобождением веще­ства и энергии. Например, если в системе " олень—волк" численность оленя растет, то за счет этого и волк может увеличить свою численность, не давая оленям слишком бы­стро размножиться и истребить слишком большое количе­ство растений-продуцентов.

Таким образом, экосистемы сопротивляются воздей­ствию нарушениям их стабильности. Система тем надежнее и стабильнее, чем больше имеется возможностей для эко­логического дублирования, чем шире пищевая сеть.

В связи с этим наиболее ранимы и требуют особой ос­торожности при хозяйственном освоении экосистемы райо­нов Севера, где из-за суровых климатических условий ви­довое разнообразие в десятки раз беднее, чем в умеренных и жарких широтах. Например, на арктических островах видовое богатство высших растений не превышает 50— 100 видов на 100 квадратных километров, а в тропиках на такой же площади можно обнаружить более 1000 видов.

Так как в природе постоянно возникают большие и ма­ленькие неприятности и проблемы, то для непрерывного протекания процесса эволюции она должна иметь громад­ный состав видов, с которыми можно было бы эксперимен­тировать, находя и развивая в них путем естественного отбора те качества, которые помогают преодолевать пери­одически возникающие кризисы.

Кроме того, от видового богатства системы зависит и многообразие экологических факторов, действующих в ней. При этом действие некоторых из них направлено в проти­воположные стороны, и если факторов достаточно много, то по закону больших чисел их влияния взаимопогашают­ся и не выводят систему из равновесия. Например, умень­шение количества лисиц будет способствовать росту коли­чества мышей, а увеличение сов — снижению этого роста.

В то же время человек прямо (убивая) или косвенно (ухудшая качество природной среды) уничтожая многие виды животных и растений, может полностью подорвать стабильность биосферы.

Рассматривая типы экосистем, отметим, что они могут быть естественными (природными) и антропогенными (от греческого слова антропос — человек и генезис — проис­хождение), созданными человеком.

Естественные (природные) — тундра, болота, степи, леса, луга альпийские, пресноводные водоемы, моря, эко­системы подземных вод, экосистемы высокогорных ледни­ков, экосистемы океанических глубин. Естественные экоси­стемы, как правило, формируются под влиянием природ­ных факторов, хотя человек может оказывать влияние на них.

Антропогенные экосистемы: сельскохозяйственные эко­системы, лесные, садовые культуры, морские " огороды", экосистемы биологических очистных сооружений, города и

промышленные предприятия, рыборазводные пруды, куль­туры дождевого червя, плантации шампиньонов. Все они создаются человеком в процессе хозяйственной деятельно­сти.

Автотрофные экосистемы находятся на энергетическом самообеспечении и разделяются на фотоавтотрофные — потребляющие солнечную энергию за счет продуцентов — фотоавтотрофов, и хемоавтотрофные — использующие химическую энергию за счет продуцентов — хемоавтотро-фов.

Большинство сельскохозяйственных экосистем явля­ются фотоавтотрофными. Но человек вносит в сельскохо­зяйственную экосистему энергию, которая называется антропогенной (удобрения, химические препараты, горю­чее и т. д.), но она незначительна по сравнению с солнечной.

Гетеротрофные экосистемы используют химическую энергию, которую получают вместе с углеродом от органи­ческих веществ или от созданных человеком энергетичес­ких устройств. Примером гетеротрофной экосистемы явля­ются океанические глубины. Животные и микроорганизмы, живущие там, существуют за счет " питательного дождя" детрита — трупов животных и останков растительных орга­низмов, падающих на дно океана из освещенной солнцем автотрофной океанической экосистемы.

Антропогенные и гетеротрофные экосистемы очень раз­нообразны. Так, например, в города и промышленные пред­приятия энергия поступает по линиям электропередач, неф­тепроводам, уголь, лес — по железной дороге и водным путем. Поступают в города также и продукты питания для горожан. Это происходит при антропогенной системе, со­зданной трудом человека.

Примерами гетеротрофной антропогенной экосистемы, т. е. системы, созданной человеком для прохождения биоло­гических процессов при определенных искусственно создан­ных условиях, когда может вырабатываться энергия, мо­гут служить биологические очистные сооружения, в которых микроорганизмы разлагают органические вещества с выделением определенной энергии; установки по сбражи­ванию навоза для получения из него биогаза, заводы по производству органических удобрений в биоферментаторах с получением дополнительной тепловой энергии; фабрики по разведению дождевых червей. Последние при опреде­ленных условиях перерабатывают органическое вещество (навоз, опилки, солому) и дают биомассу, которая исполь­зуется для откорма рыб и птицы.

Таким образом, биосфера представляет собой единство всех экосистем на Земле, где все они взаимосвязаны. В био­сфере происходит круговорот материи через цепи питания. Изменение или разрушение этих циклов, вызванные дея­тельностью человека, могут отразиться на глобальных цик­лах в биосфере.

Примеры

♦ Огромное количество выбрасываемых в атмосферу газов ТЭЦ, заводов, фабрик, автотранспорта оказывает вли­яние на изменение климата на земном шаре.

♦ Не меньшую опасность вызывают изделия, где при­меняют фреон. Последний разрушает молекулы озонового слоя.

♦ Полеты сверхзвуковых самолетов также разрушают озоновый слой.

2.2. Биосфера как составная часть экосферы

Ученые утверждают, что 3, 5 млрд лет назад в перво­бытном океане Земли под влиянием ультрафиолетового и проникающего излучения, а также электрических грозо­вых разрядов началось образование первых органических соединений. Появились молекулы, способные к самовосп­роизведению, и это означало рождение Жизни.Первые организмы питались окружавшим их органи­ческим раствором, но пришло время, когда его запасы стали подходить к концу. Жизнь была обречена на голодную смерть.

Единственная возможность превращения конечного ве­щества в бесконечное — включение его в круговорот, и Природа нашла выход. В ходе естественного отбора обра­зовались фотосинтезирующие организмы, которые не пи­тались готовым органическим веществом, а создавали его сами, используя солнечный свет для преобразования угле­кислого газа, минеральных солей и воды. Отходом этого способа питания стал кислород, который сделал возмож­ным появление многоклеточных представителей животно­го мира. Таким образом, многие живые существа получили возможность выбраться из воды, защищавшей их от дей­ствия излучения, на сушу и постепенно распространиться по всей планете, полностью изменив свой облик.

Образовался замкнутый круг взаимозависящих и взаи-моприспособленных организмов и процессов, среди кото­рых нет ни одного лишнего; каждый выполняет свою функ­цию. Отходы жизнедеятельности одного являются услови­ем жизни другого.

Правило взаимоприспособляемости гласит, что в при­роде нет и не может быть " плохих" и " хороших" видов, все они необходимы для нормального развития.

Животные не могли бы питаться и дышать без расте­ний. Но и растения без животных очень быстро бы погиб­ли, так как некому было бы перерабатывать и разлагать образовавшуюся органику на воду, углекислый газ и мине­ральные соли, предотвращая захламление питательных веществ для новых поколений растений.

Животные и растительные организмы своей деятель­ностью при жизни и биомассой после смерти миллиарды лет создавали и совершенствовали условия, благоприят­ные для жизни, т. е. биосферу, прежде чем появился чело­век. Появившийся на Земле человек через несколько сотен тысяч лет стал разрушать своей неразумной деятельнос­тью биосферу.

Биосфера — " сфера жизни" — оболочка Земли, засе­ленная живыми организмами. Биосфера является самой боль­шой экосистемой. Толщина биосферы немного больше 20 км (организмы обитают над поверхностью суши не выше 6 км над уровнем моря, опускаются не глубже 15 км в тол­щу суши и 11 км в глубь океана).

Основная масса живого вещества сконцентрирована в приповерхностном слое толщиной 50—100 м. Это высота лесного полога и глубина проникновения основной массы корней.

В океане наиболее обжиты растениями и животными освещенные солнцем и прогреваемые поверхности на глу­бине 10—20 м толщи воды. В этом тонком слое биосферы сконцентрировано свыше 90% биомассы растений и жи­вотных.

По сравнению с диаметром Земли (13 тыс. км) биосфе­ра — тонкая пленка, подобная кожице на большом яблоке.

В этом тонком слое земной поверхности, где встреча­ются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают уди­вительные объекты — живые существа, среди которых и мы с вами. Все живые существа, и люди тоже, зависят от сохранения ее целостности. Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, она может полно­стью разрушиться. Вполне возможно, что и атмосфера, и гидросфера при этом сохранятся, но в их взаимоотношени­ях уже не будут участвовать живые организмы.

Учение о биосфере создал русский ученый В. И. Вер­надский. Он доказал, что за 4 млрд лет существования на планете Земля живые организмы вызвали огромные пре­образования.

В атмосфере появился кислород, раковины моллюсков и фораминифер образовали осадочные горные породы. Под влиянием жизнедеятельности организмов в биосфере постоянно происходил и происходит круговорот воды, кисло­рода, углерода, азота и других веществ.

Усиливающееся влияние человека на природу — вы­рубка лесов, которые выделяют кислород, испаряют много воды, сжигание больших количеств содержащего углерод токсина с выделением диоксина углерода, уменьшение ис­парения с поверхности океана из-за загрязнений нефтью — нарушает круговороты веществ и приводит к глобальному ухудшению состояния биосферы.

Опасная перспектива изменения биосферы — потепле­ние климата под влиянием парникового эффекта.

Особенно сильное влияние на биосферу оказывают ди­оксин углерода, а также метан, окислы азота, некоторые другие газы и пыль в атмосфере. По своему действию на тепловой режим планеты они подобны полиэтиленовой плен­ке над парником. Пленочное покрытие пропускает к Земле прямые лучи солнца, но задерживает тепло, отраженное поверхностью. В результате хозяйственной деятельности человека концентрация газов и пыли в атмосфере возрас­тает и парниковый эффект усиливается. Если этот процесс не будет приостановлен, может начаться таяние льдов Ар­ктики и горных ледников.

При повышении уровня Мирового океана на 1 м будут затоплены территории, на которых проживает 1 млрд че­ловек, с лица земли исчезнет большая часть таких госу­дарств, как Бангладеш и Нидерланды, не говоря уже о таких городах, как Венеция и Санкт-Петербург.

Не менее опасно для человечества и для биосферы раз­рушение озонового слоя, который расположен на высоте 15—50 км от земной поверхности и защищает живые орга­низмы от опасных коротковолновых ультрафиолетовых лу­чей. Озоновый слой разрушается в результате попадания в него летучих хлорфторорганических соединений, которые распадаются под действием солнечного света. Каждый атом хлора или фтора, попавший в озоновый слой, может раз­рушить до 105 молекул озона. Источники летучих хлорфторорганических соединений — это растворители, фрео-ны в холодильниках и аэрозольных баллонах.

Большое влияние на состояние биосферы оказывает человек.

Обозначим некоторые последствия вмешательства лю­дей в экологическое равновесие:

♦ загрязнение атмосферы;

♦ загрязнение пресноводных экосистем;

♦ загрязнение морских экосистем;

♦ радиационное загрязнение;

♦ загрязнение бытовым мусором;

♦ проблема промышленных отходов;

♦ проблема сельскохозяйственных отходов.

2.3. Биологическая продуктивность экосистемы и экологические сукцессии

Солнце для планеты Земля — это жизнь для всего живого. На поверхность планеты Земля ежегодно поступа­ет примерно 55 ккал/см2. При этом растения фиксируют не более 1—2% солнечной энергии, остальное затрачивается на нагревание атмосферы, суши и испарения.

Из накопленной растениями солнечной энергии не бо­лее 7—10% достается растительноядным животным, пита­ющимся живыми растениями.

По продуктивности экосистемы разделяются на 4 клас­са.

1. Экосистемы очень высокой биологической продук­тивности — свыше 2 кг/м2 в год. К ним относятся заросли тростника в дельтах Волги, Дона и Урала. По продуктивно­сти они близки к экосистемам тропических лесов и корал­ловых рифов.

2. Экосистемы высокой биологической продуктивно­сти — 1—2 кг/м2 в год. Это липово-дубовые леса, прибрежные заросли тростника на озере, посевы кукурузы и много­летних трав при орошении.

3. Экосистемы умеренной биологической продуктивно­сти — 0, 25—1 кг/м2 в год. Такую продуктивность имеют мно­гие растения: сосновые и березовые леса, сенокосные луга и степи, " морские луга", водоросли в Японском море.

4. Экосистемы низкой биологической продуктивно­сти — менее 0, 25 кг/м2 в год. Это арктические пустыни ост­ровов Северного Ледовитого океана, тундры, полупусты­ни.

Средняя продуктивность экосистем Земли не превышает 0, 3 кг/м2 в год.

Биологическая продуктивность экосистем — основа жиз­ни биосферы и человека как ее части. Она зависит от ре­сурсов почвы (ее обеспеченности питательными элемента­ми и влагой), атмосферы, солнечного света и тепла. Каж­дый из этих ресурсов незаменим. Продуктивность экосисте­мы в основном зависит от того ресурса, которого недоста­точно или который находится в избытке (пример: переув­лажнения почвы или высокая температура воздуха).

Такой ресурс называется лимитирующим (т. е. ограни­чивающим) фактором; так, например, в Прикаспийской низ­менности урожай лимитируется количеством осадков. В зоне тундры и горных районов урожай лимитируется количе­ством тепла.

Чтобы повысить продуктивность экосистем, человек стремится уменьшить влияние лимитирующих факторов — вносит удобрения, сажает влаголюбивые культуры, стро­ит теплицы, парники.

Биологическая продуктивность может снижаться и при загрязнении экосистем газообразными или жидкими ядови­тыми отходами промышленных и сельскохозяйственных предприятий (кислотные дожди, ядохимикаты, дефолиан­ты и т. д.).

Любое нарушение взаимосвязей в экосистемах означа­ет нарушение энергетических потоков. Производство способно развиваться только за счет использования ресурсов окружающей среды. Но нарушение энергетики биосферы более чем на 1% может привести к резкому нарастанию энтропии и гибели всей системы в результате термодина­мического кризиса.

Таким образом, биологическая продуктивность — ос­нова жизни и человека. Она зависит от ресурсов почвы, от атмосферы, солнечного света и тепла. Каждый из этих эле­ментов незаменим.

Рассмотрим биологическую продуктивность почв в за­висимости от климатических условий.

Известно, что главное вещество почвы — это гумус, который по своей природе является детритом — органи­ческим веществом.

Химический состав гумуса сложен: он состоит из фено­лов и органических кислот темной окраски и образуется в результате процесса разложения (гумификации) органичес­ких веществ корневых остатков растений и почвенных жи­вотных. На долю гумуса приходится до 98% всего органи­ческого вещества почвы (остальные — живые корни, по­чвенные животные и неразложившиеся мертвые остатки организмов).

В почве одновременно с процессом гумификации орга­нического вещества происходит процесс минерализации гу­муса. Под воздействием микроорганизмов сложные органи­ческие вещества разрушаются до форм, доступных расте­ниям. У разных почв разные свойства. Они могут быть кис­лыми, нормальными, щелочными (рН 7). Они имеют и раз­ные физические свойства. Могут быть рыхлыми и плотны­ми. Естественный процесс почвообразования нарушается, если на почву влияет человек. Почвы могут быть очень раз­нообразные по продуктивности:

♦ самые плодородные — черноземы;

♦ менее плодородные — подзолистые, серолесные;

♦ в зоне полупустынь почвы содержат меньше гумуса и называются каштановыми;

♦ в степных местах, где почвы насыщены солями, их называют солончаковыми, а если солей очень много — со­лончаками. Происходит засоление почв там, где широко применяли и применяют орошение, особенно в степном За­волжье, в низовьях рек Дона и Кубани. Чтобы избежать засоления, необходимо снижать нормы полива и использо­вать экологически безопасные приемы улучшения водного снабжения растений — капельный и внутрипочвенный по­ливы.

Медленные, но постоянные изменения происходят в экосистемах как под воздействием внешних, так и под вли­янием внутренних факторов. Когда, например, озеро на­полняется илом, оно постепенно превращается в болото, потом в луг, на котором в дальнейшем вырастают кустар­ники и деревья. При этом обычно сначала развиваются све­толюбивые и относительно быстрорастущие лиственные породы, под пологом которых начинают расти хвойные.

Процессы последовательной смены биоценозов, проте­кающие под влиянием как внешних факторов, так и внут­ренних, называются сукцессиями.

Сукцессия — естественное явление, хотя часто обус­ловлено вмешательством человека.

Экологические сукцессии — это последовательная сме­на экосистем при постепенном направленном изменении условий среды: например, при изменении климата. С изме­нением условий среды изменяется состав живых организ­мов и продуктивность экосистемы. Постепенно роль одних видов убывает, а других увеличивается, разные виды вы­бывают из состава экосистемы или, наоборот, пополняют его. Сукцессии могут вызываться внутренними и внешними факторами и могут протекать иногда быстро, иногда столе­тиями. Если изменение среды будет резким (пожар, разлив большого количества нефти, проход колесной и гусеничной техники в тундре), то экологическое равновесие наруша­ется. Постоянство циклов питательных элементов наблюда­ется тогда, когда весь углерод и азот, усвоенные экосисте­мой из атмосферы, в результате деятельности редуцентов возвращаются в нее. Все элементы минерального питания (фосфор, калий, кальций и т. д.) после разложения мертво­го органического вещества возвращаются в почвенный ра­створ для повторного использования корнями растений.

Рассмотрим, что такое полное рассеивание поступив­шей в экосистему энергии. Это когда вся энергия, усвоен­ная экосистемой после прохождения ее по цепям " проду­цент — консумент — редуцент", рассеивается, т. е. " сжига­ется" организмами в процессе дыхания. Она рассеивается растениями (за счет расходов энергии на дыхание), живот­ными и микроорганизмами, которые " дожигают" органичес­кие вещества, превращая их в минеральные соединения. Экосистема поддерживает равновесие за счет того, что в нее постоянно поступает новая солнечная энергия. Эколо­гическое равновесие поддерживается в экосистемах слож­ными механизмами взаимоотношений между живыми орга­низмами и условиями среды, между особями одного вида и особями разных видов друг с другом.

Экологическое равновесие — это состояние экосисте­мы, при котором состав и продуктивность биотической час­ти (растений, животных, грибов, бактерий, водорослей) в каждый конкретный момент времени наиболее полно соот­ветствует абиотическим условиям — почве и климату. Глав­ная особенность экологического равновесия экосистемы — его подвижность.

В экосистеме постоянно происходят обратимые изме­нения.

Это изменения экосистемы в течение года с весны до весны при колебаниях климата в разные годы и изменении роли некоторых видов растений в связи с ритмами их жиз­ненного цикла (например, цветение дуба один раз в 4 года, вспышки численности непарного шелкопряда в лесу или мышевидных грызунов в степи). При таких изменениях видовой состав экосистемы сохраняется, она лишь подстраи­вается к колебаниям.

Однако под воздействием закона оптимальности, гла­сящего, что любая система лучше всего функционирует только в строго определенных пространственно-временных пределах, чрезмерно крупные особи, требующие слишком большого количества пищи для поддержания своей энерге­тики, обычно вымирают.

Все это способствует повышению устойчивости систем, ее способности противостоять энтропии. Высшая, наибо­лее сбалансированная ступень сукцессии, которая может существовать очень длительное время, называется климак­сом.

Однако прогрессивными процессами характеризуются обычно только сукцессии, связанные с естественными воз­действиями. Если же происходит быстрое и массированное нарушение гомеостаза, например при вторжении челове­ка, то эволюционные механизмы нарушаются и системы не могут восстановить внутреннее равновесие на прежнем вы­соком организационном уровне. В лучшем случае они заме­няются другими, как правило, менее продуктивными и ус­тойчивыми, а в худшем — происходит опустынивание, унич­тожение или резкое снижение биомассы с невозможностью ее самовосстановления.

Дело в том, что чем организованнее, совершеннее вид, тем сложнее его генетический аппарат, обеспечивающий устойчивость, сохранение в поколениях наследственных признаков. Конечно, у таких видов, в том числе у челове­ка, как правило, довольно высокая приспособляемость к различным значениям экологических факторов. Однако и она имеет свои пределы. И если они нарушаются слишком рез­ко или быстро, то генетическая устойчивость, в нормаль­ных условиях помогающая виду сохранить свои достоин­ства, оборачивается его гибелью.

Менее организованные, но более способные к мутации виды получают преимущество и вытесняют более организованные виды, занимая их экологические ниши. При этом часто новые виды оказываются более агрессивными и труд-ноуничтожаемыми за счет высокой изменчивости (как это произошло с вирусом СПИДа, пришедшим на смену виру­сам кори, скарлатины и др.).

 

нарушают охрану окружающей среды, выбрасывают в ат­мосферу огромное количество дыма, копоти и пылевидных отходов. Не считаться с этими факторами было нельзя, так как могла возникнуть кризисная ситуация.

Ученые начинают искать пути выхода из создавшегося положения. В результате они приходят к выводу о связи экологических проблем с общественными отношениями, о связи экологического и социального. То есть все экологи­ческие нарушения должны быть проанализированы с точки зрения ревизии социальных проблем в промышленно раз­витых странах.

В развивающихся странах наблюдается демографичес­кий бум (Индия, Индонезия и др.). В 1946—1950 гг. начина­ется их выход из колонии. При этом народами этих стран использовались как политические требования, так и была выработана экологическая программа с социальными послед­ствиями. Освободившиеся от колониального ига страны выд­вигали к колонизаторам претензии по уничтожению лесов, природных ресурсов, т. е. нарушению экологического рав­новесия (Индия, Китай, Индонезия и др. страны).

Такой подход к экологическим проблемам был уже ак­центирован от биологической и естественной проблематики к социальной, т. е. было обращено главное внимание на связи " между экологической и социальной проблематикой". Это также сыграло роль в становлении социальной эколо­гии.

В связи с тем, что социальная экология — сравнитель­но молодая наука и она тесно связана с общей экологией, то, естественно, многие ученые при определении предмета социальной экологии склонялись к тем или иным наукам.

Так, в первых трактовках предмета социальной эколо­гии, которые сделал Мак Кензи (1925), легко были замет­ны следы экологии животных и экологии растений, т. е. пред­мет социальной экологии рассматривался в контексте раз­вития биологии.

В русской философии и социологической литературе предметом социальной экологии выступает ноосфера, т. е. система социоприродных отношений, где главное внима­ние уделяется процессам воздействия человека на природу и воздействия на их отношения.

t Социальная экология изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует в контексте социальные про­цессы (и отношения), учитывая при этом особенности чело­века как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его отношения к ним. Социальная экология опирается на знания гуманной эколо­гии.

Другими словами, социальная экология начинает зани­маться познанием основных закономерностей взаимодействия в системе " общество—природа—человек" и определяет воз­можности создания модели оптимального взаимодействия элементов в ней. Она стремится внести свой вклад в науч­ное прогнозирование в этой области.

Социальная экология, исследуя влияние человека че­рез его трудовую деятельность на природную среду, ис­следует также влияние промышленной системы не только на сложную систему отношений, в которых живет человек, но и на природные условия, необходимые для развития промышленной системы.

Социальная экология также анализирует современные Урбанизированные общества, отношения людей в таком об­ществе, влияние урбанизированной среды и среды, созда­ваемой промышленностью, различные ограничения, накла­дываемые ею на семейные и локальные отношения, раз­личные типы социальных связей, обусловленных промыш­ленными технологиями, и т. д. Следовательно, на создание института социальной экологии и определение ее предмета исследования повлияли прежде всего:

♦ сложные отношения человека с окружающей средой;

♦ обострение экологического кризиса;

♦ нормы необходимого богатства и организации жиз­ни, которые следует учитывать при планировании спосо­бов эксплуатации природы;

♦ познание возможностей (изучение механизмов) со­циального контроля, с целью ограничения загрязнения и сохранения природной среды;

♦ выявление и анализ общественных целей, включаю­щих новый образ жизни, новые концепции собственности и ответственность за сохранение окружающей среды;

♦ влияние плотности населения на поведение людей и др.

Таким образом, социальная экология изучает не толь­ко прямое и непосредственное влияние окружения (где технология не развита) на человека, но и состав групп, эксплуатирующих природные ресурсы, влияние человека на биосферу, а последняя переходит в новое эволюционное состояние — ноосферу, представляющую собой единство, взаимовлияние природы и общества, в основе которого на­ходится общество.

Рассмотрим дефиниции предмета социальной экологии. Изучая исторический процесс становления социальной эко­логии, следует учесть и различные смысловые окраски (де­финиции) термина " социальная экология", появившиеся в разные периоды ее развития, что дает возможность соста­вить правильное объективное представление о науке.

Так, Э. В. Гирусов (1981) считает, что законы, состав­ляющие предмет изучения социальной экологии, нельзя определить только как природные или общественные, по­скольку это законы взаимодействия общества и природы, что и позволяет применить к ним новое понятие " социаль­но-экологические законы". Основой социально-экологичес­кого закона, по мнению Э. В, Гирусова, является оптималь­ное соответствие характера общественного развития и со­стояние природной среды.

С. Н. Соломина (1982) указывает на то, что предметом социальной экологии является изучение глобальных проблем общего развития человечества, как то: проблемы энер­гетических ресурсов, защита окружающей среды, пробле­мы ликвидации массового голода и опасных болезней, осво­ение богатства океана.

Н. М. Мамедов (1983) отмечает, что социальная эколо­гия изучает взаимодействие общества и природной среды.

Ю. Ф. Марков (1987), прослеживая связь социальной экологии с учением о ноосфере В. И. Вернадского, дает сле­дующее определение социальной экологии: объектом соци­альной экологии выступает система социоприродных отно­шений, формирующаяся и функционирующая в результа­те сознательной, целенаправленной деятельности людей.

А. С. Мамзин и В. В. Смирнов (1988) отмечают, что " предметом социальной экологии является не природа и не общество сами по себе, а система " общество—природа— человек" как единое развивающееся целое".

Н. У. Тихонович (1990) выделяет глобальную экологию, социальную экологию и экологию человека. " Глобальная эко­логия", по его мнению, " включает в область своих иссле­дований биосферу в целом... антропогенные изменения и ее эволюцию".

Возникновению социальной экологии предшествовало появление экологии человека, а поэтому часто термины " со­циальная экология" и " экология человека" употребляются в одном и том же значении, т. е. ими обозначают одну и ту же дисциплину.

Человеческая среда (окружение) в социальной эколо­гии понимается как совокупность природных и социально-экологических условий, в которых живут люди и в кото­рых они могут самореализовываться, т. е. совокупность вне­шних факторов, обусловливающих или влияющих на жизнь человека.

Реально человеческая среда (окружение) состоит из заранее предопределенных природных условий и обстоя­тельств, которые возникли независимо от труда человека, а также условий и обстоятельств, которые являются ре­зультатом деятельности человека.

Отношение человека к природе на самом деле, особен­но в наше время, основано политической системой и по­этому " общественное и политическое пространство", и в первую очередь производственные отношения, существен­но влияют на поведение социальной общности по отноше­нию к имеющимся природным ресурсам.

На основании анализа вышеназванных формулировок Данило Ж. Маркович (1996) отмечает, что " социальную эко­логию можно определить как отраслевую социологию, пред­метом изучения которой являются специфические связи между человечеством и окружающей средой; влияние пос­ледней как совокупности природных и общественных фак­торов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни, как есте­ственно-общественного существа" 1.

Таким образом, социальная экология должна занимать­ся познанием основных закономерностей взаимодействия в системе " общество—природа—человек" и определить воз­можности создания оптимального взаимодействия элемен­тов в ней.

Социальная экология должна внести элементы прогно­зирования в этой области.

Социальная экология изучает процесс отношений между промышленной и природной системами.

Предметом исследований социальной экологии являет­ся установление влияния окружающей среды на человека в обществах с неразвитой технологией, а также в индустри­ально развитых и урбанизированных обществах. Кроме того, учеными предложено, чтобы в рамках социальной экологии был выделен относительно самостоятельный (территори­альный) уровень исследования: населения урбанизирован­ных зон, отдельных регионов, областей, исследован обще­планетарный уровень планеты Земля.

1 Маркович Д. Ж. Социальная экология. М., 1996. С. 61—62.

Итак, социальная экология — это научная дисципли­на, эмпирически исследующая и теоретически обобщаю­щая специфические связи между обществом, природой, че­ловеком и его жизненной средой (окружением) в контек­сте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания че­ловека как природного и общественного существа.

Следовательно, можно сделать вывод, что социальная экология возникает тогда, когда экологические проблемы начинают изучаться с социальной точки зрения и когда ста­новится очевидно, что они являются результатом рассог­ласования человеческой, природной и промышленной сис­тем, т. е. рассогласования биосферы, техносферы и социо-сферы.

Таким образом, центральным понятием в социальной экологии является система " общество—природа—человек", или " социоэкосистема". Это понятие предполагает перене­сение на общество законов соотношения части и целого. Ра­зумеется, что целым по отношению к обществу будет био­сфера.

3.2. Взаимосвязь социальной экологии с другими отраслями знаний

Социальная экология тесно связана с отраслевыми со-циологиями. Такими отраслевыми социологиями являются: социология охраны труда, социология села, социология го­рода и социальная патология.

Следует отметить, что отраслевые социологии изуча­ют отдельные элементы окружающей среды, виды поселе­ний, а также проблемы, связанные с угрозой целостности личности человека в трудовой сфере, что является в изве­стной степени и предметом исследования социальной эко­логии. Социология охраны труда изучает " нарушение равно­весия" в трудовой сфере, которое приводит к нарушению целостности личности человека.

Трудовая среда — это часть окружающей среды, нару­шения экологического равновесия чаще всего обусловлены изменениями в содержании труда в трудовой сфере.

Социология села — это наука о сообществе в сельской среде, которая изучает связь природы и человека, в ре­зультате деятельности которого нарушается окружающая среда, возникает опасность для целостности личности че­ловека.

Социологии города — это наука о сообществе в город­ской среде, где люди включены в отношения и общности независимо от их воли. Социология города изучает также степень концентрации населения в городах, социальные отношения в локальных общностях и их влияние на чело­века как общественное существо.

Социальная патология — это наука, которая занима­ется изучением тех общественных явлений, где проявля­ется их существенное расхождение, где требуется защита здоровья населения не только от вредных физических, хи­мических, биологических, микробиологических факторов, но и от вредных факторов социальной среды.

Таким образом, круг изучаемых вопросов отраслевыми социологиями тесно взаимосвязан с социальной экологией.

Социальные науки должны научиться оперировать та­кими понятиями, которые комплексно включают в себя со­циальные и природные феномены в их системном единстве. При таком подходе многие явления, в том числе изучае­мые общественными науками, предстают в совершенно ином свете.

По мере развития теоретического знания социальной экологии развиваются и ее прикладные области, также вза­имодействующие с другими отраслями знаний.

Наглядно эту взаимосвязь можно проиллюстрировать на рис. 1, представленном Г. А. Батинским в книге " Основы социоэкологии" (Львов, 1993).

Возникли также такие виды социально-экологического знания, как урбоэкология, проблемы экологического обра­зования и экологического воспитания, экология культуры, рекреационная экология.

В целом в современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической. Этот переход должен произойти обязательно, так как в за­висимости от него находится судьба рода человеческого. Как пишет Э. В. Гирусов: " От того, сумеет человек стать эколо­гическим существом или не сумеет, зависит быть ему на Земле или не быть. Можно сказать, что идет своего рода экзамен на подлинную разумность человека. На ту разум­ность, к которой очень высокие требования предъявлял в свое время И. Кант, полагавший, что только в единстве с нравственным долгом рассудочная способность человека об­ретает черты разумности и мудрости" 1.

Взаимосвязь социальной экологии с другими науками показана на рис. 1.

3.3. Законы социальной экологии

Нельзя изучать социальную экологию только с помо­щью сбора и описания явлений и факторов. Необходимо дать их объяснение через установление связей между эле­ментами в отдельных явлениях и утвердить взаимосвязь этих явлений. Другими словами, социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, признаками которых являются общий характер, постоянство и возмож­ность их предвидеть.

Законы должны формировать основные закономернос­ти взаимодействия элементов в системе " общество—при­рода—человек", чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе.

 

 

При этом следует задать вопрос: может ли молодая на­ука — социальная экология — на данном этапе ее развития приступить к формулированию научных законов с позиций определения предмета социальной экологии?

В 30-е гг. XX столетия были сформулированы Бауэром и Вернадским два важных закона.

1-й закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделенной разумом) стремится к максимальному выражению. 2-й закон содержит констатацию того, что в ходе эво­люции остаются те виды живых существ, которые своей деятельностью максимально увеличивают биогенную гео­химическую энергию.

Но эти законы чаще всего исследователи называют принципами.

Жизнь на Земле развивается только в условиях по­стоянного притока новой энергии, так как весь цикл цирку­ляции живой материи осуществляется в одной и той же массе живой субстанции с маленьким коэффициентом вос­становления.

Человек проник в эту систему за счет того, что нару­шил систему потребления и накопления энергии живой при­роды. Причем потребности общества в энергии постоянно увеличиваются, в связи с чем требуют большой структур­ной реорганизации биосферы, а производство новой энер­гии становится энергетически неблагоприятным.

Общество действительно подчинено целому ряду еди­ных экологических закономерностей природной среды, но оно обладает и рядом свойств, которые не подвластны этим закономерностям.

Поэтому при формулировании законов социальной эко­логии ученые исходят из законов " теоретического экологи­ческого влияния", однако, их не следует понимать как за­коны социальной экологии.

В работе Б. Коммонера изложены четыре основных гло­бальных экологических закона, которые могут считаться за­конами социальной экологии.

1-й закон. Стремление человеческой среды возникает вследствие нарушения отношений в экологической системе в рамках ее причинно-следственных отношений.

Из этого следует, что влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд эффектов, опти­мальное развитие которых трудно предвидеть.

2-й закон содержит положение о том, что человек живет в замкнутом пространстве, поэтому все, что создается, и все, что берется от природы, ей же определенным способом снова возвращается.

3-й закон указывает на связанность наших знаний о природе и нашего воздействия на нее. То есть если мы не будем знать, как переоформлять природу, мы не можем ее " улучшать" нашими действиями, значит надо вернуться к тем формам жизни, которые представляют экологическую гармонию.

4-й закон говорит о том, что глобальные экологичес­кие системы представляют собой неделимое целое и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсирова­но. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безгранично.

Более конкретно Законы Коммонера гласят:

Все связано со всем. Биосфера — наш общий дом.

Экологического счастья в одной стране быть не может, с загрязнением океана, парниковым эффектом и озоновыми дырами должно бороться все сообщество.

За все надо платить. Международное сообщество фи­нансирует научные проекты, позволяющие сохранить био­логическое развитие.

Все надо куда-то девать. Международное сообщество приняло специальные законы, запрещающие вывоз и за­хоронение ядовитых и радиоактивных отходов в бедных странах. Мировой океан также не место для отходов.

Природа знает лучше. Человек должен сохранить эко­логическое равновесие биосферы, не пытаясь быть умнее природы, и создавать искусственную среду разума — ноо­сферу.

Пять законов социальной экологии сформулировал Н. Ф. Реймерс. Он расположил их в такой последователь­ности.

1. Правила социально-экологического равновесия.

2. Принцип культурного управления развитием.

3. Правила социально-экологического замещения.

4. Закон исторической (социально-экологической) не­обратимости.

5. Закон ноосферы В. И. Вернадского.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.