Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели, характеризующие миграцию населения






Сведения о миграции населения, формирующиеся на основании «Та­лона статистического учета к листкам прибытия и убытия», анализируют­ся по обобщенной таблице, разрабатываемой учреждениями государствен­ной статистики, № М02 «Число прибывших, выбывших и миграцион­ный прирост по возрасту».

Анализируется общий коэффициент миграции, представляющий от­ношение чисел прибывших, выбывших и миграционного прироста к сред­негодовой численности населения, рассчитанный на 1000, а также возра­стные коэффициенты миграции - отношение чисел прибывших, вы­бывших и миграционного прироста в возрастных группах 0-4 года, 5-9 лет, 10-14, 15-19... 65-69 и 70 лет и более к среднегодовой численно­сти населения, рассчитанные на 1000.

Приложение 3

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

1. Кто ввел в науку термин «экология»? Основные положения и

законы.

2. Какой вклад внесли в развитие экологии ученые Древнего мира?

3. Чем характеризуется развитие экологии на рубеже XVIII и

XIX веков?

4. Современные представления об экологии и основные причины кон­фликта между обществом и природой.

5. Основные законы экологии.

6. Экология человека, основные определения, цели и задачи.

7. Понятие экологии, экологические факторы, экосистема, биогеоце­ноз, структура, функции.

8. Чем экологический кризис отличается от деградации окружающей

среды?

9. Экологические проблемы России.

10. Каковы основные концепции о роли и месте человека в природе, их сущность и современные воззрения. Антропоцентрические и биоцен­трические направления в экологии.

11. В чем основной смысл учения В.И. Вернадского о биосфере? Кто ввел в науку термин «биосфера»?

12. Биосфера, определение и функции.

13. Назовите основные законы функционирования биосферы, их роль в решении экологических проблем.

14. Человечество как активный элемент биосферы. Медико-биоло­гические проблемы биосферы.

15. Значение природы в развитии, сохранении и укреплении человека.

16. Национальные и международные программы по изучению био­сферы.

17. Чем различаются воздействия на биосферу человека и любого

другого вида?

18. Учение В.И. Вернадского и современные представления о ноо­сфере.

19. Ноосферное мировоззрение - альтернатива потребительскому ант­ропоцентризму.

20. Каковы проблемы и перспективы развития глобальных экологи­ческих изменений на планете Земля и их роль в воздействии на природу и человека.

21. Каковы показатели, характеризующие загрязнение атмосферы, и факторы, их определяющие?

22. Какие показатели характеризуют способность атмосферы к само­очищению?

23. Каковы итоги развития взаимодействия общества и природы на современном этапе?

24. Чем отличаются современные концепции охраны окружающей среды от концепции «времен римского клуба»?

25. Глобальные проблемы охраны природы.

26. В чем отличие и особенности окружающей природной среды от окружающей среды?

27. Какова сущность установления пределов допустимого воздействия на окружающую природную среду?

28. В чем состоит взаимозависимость в экологической характеристи­ке среды между ПДК и ПДВ вредных веществ?

29. Кто ввел в науку термин «экосистема»? Ее определение, сущность. Особенности системной концепции в экологии.

30. Абиотические и биотические компоненты экосистемы.

31. Какие типы устойчивости экосистем Вам известны?

32. Почему сохранение природных экосистем - главное условие со­хранения жизни на Земле?

33. Особенности биотических связей человека в современных эколо­гических условиях, причины и характер этих изменений.

34. Как влияет человек и его деятельность на круговорот различных веществ в природе?

35. Роль растительного и животного мира в сохранении природных экосистем.

36. Какие изменения биотических факторов могут приводить к нару­шению в экосистемах?

37. В чем заключается комплексность оценки воздействия на окружа­ющую среду?

38. Можно ли определить причины изменений в экосистеме без ис­следования ее состояния?

39. Какие разрушительные изменения могут возникать в экосистемах без прямого воздействия антропогенных факторов?

40. Какое состояние определяют как антропогенное напряжение?

41. Какие подходы нужно использовать для предотвращения антропо­генных стрессов?

42. Каковы основные принципы и пути реализации предупреждения экологического кризиса в условиях процесса глобализации мировой эко­номики?

43. К каким последствиям может привести поступление в экосистемы морей промышленных и сельскохозяйственных стоков.

44. Каковы экологические основы безопасности человечества на Земле?

45. Существует мнение, что сохранение природы возможно только за счет ограничения развития техники и численности народонаселения. Ваше мнение, действительно ли это необходимо?

46. Понятие и виды санитарной охраны городов.

47. Назовите антропогенные источники загрязнения поверхностных вод.

48. Назовите возможные последствия антропогенного загрязне­ния почв.

49. Назовите источники и критерии оценки загрязнения почв.

50. Как осуществляется оценка санитарно-эпидемиологической ситу­ации в связи с конкретной антропогенной деятельностью?

51. Эколого-гигиеническое значение водного хозяйства и озеленения в санитарной очистке населенных мест и охране здоровья населения.

52. Влияние качества потребляемой воды на состояние здоровья че­ловека.

53. Прямые и косвенные последствия воздействия хозяйственной де­ятельности на растительность.

54. Понятие о ксенобиотиках. Основные пути и способы поступления в организм.

55. Понятие и классификация микроэлементозов. Роль техногенных микроэлементозов в развитии экопатологии человека.

56. Как по внешнему виду древесных растений определяется загряз­нение атмосферного воздуха?

57. Определение сукцессии и их основные типы.

58. Какие трофические уровни в пищевой цепи занимают продуценты и консументы первого, второго и третьего порядков?

59. Климат и погода, их характеристики, воздействие на состояние здоровья человека.

60. Дайте характеристику природно-климатическим условиям региона.

61. Климатические и метеорологические характеристики, определяю­щие степень зависимости состояния здоровья от антропогенного загряз­нения атмосферы.

62. Как влияет периодичность изменения солнечной активности на живые организмы?

63. Кислотные дожди, их характеристика и основные причины воз­никновения.

64. «Парниковый эффект» и его последствия.

65. Озоновый слой Земли. Основные факторы, влияющие на его об­разование и разрушение.

66. Ядерная энергетика, ее преимущества и недостатки.

67. Ионизирующее излучение как экологический фактор.

68. Источники радиации и их классификация. Их значимость в нару­шении экологии и здоровья человека.

69. К каким последствиям приводит воздействие ионизирующего из­лучения?

70. Каковы отдаленные последствия воздействия ионизирующего из­лучения на организм человека?

71. Являются ли радиоактивные отходы единственным источником радиации?

72. Продукты питания, основные классификации. Какие вредные ве­щества могут в них содержаться?

73. Социально-гигиенический мониторинг, цели и задачи его реа­лизации.

74. В чем и как проявляются взаимосвязь социально-экономической ситуации с природно-антропогенными факторами среды.

75. Составьте комплексную схему социально-гигиенического мони­торинга для курируемого Вами города, района.

76. Изменения состояния здоровья населения в промышленных горо­дах как показатель хозяйственной деятельности.

77. Основные загрязнители жизни на урбанизированной территории.

78. Специфика оценки воздействия на окружающую среду и здоро­вье человека реконструируемых или новых производств в условиях боль­ших городов.

79. Какие изменения могу г происходить с микроклиматом в окрест­ностях промышленного предприятия?

80. В чем проявляется вредное воздействие на организм человека проживание в районах с интенсивным автомобильным движением? Ка­кие группы населения больше страдают?

81. Какое воздействие на окружающую среду оказывают выхлопные

газы автомобиля?

82. Какие исследования необходимо провести на местности возле автодороги, чтобы оценить воздействие выхлопных газов на здоровье

людей?

83. Определение твердых бытовых отходов.

84. Как традиционно обходились с отходами? Какой способ их ликви­дации остается самым распространенным?

85. К каким последствиям для окружающей среды приводит постоян­ное сжигание твердых бытовых отходов на свалках?

86. Какие аргументы за и против строительства зданий и сооружений на закрытой свалке Вы можете привести?

87. Как меняется, по Вашему мнению, состав отходов при увеличении уровня благосостояния населения?

88. Одним из способов защиты окрестностей промышленного пред­приятия от загрязнений является строительство высоких труб. Ваша оценка такого подхода. Какие другие решения Вы можете предложить?

89. Почему не рекомендуется собирать ягоды и грибы в окрестностях крупных промышленных городов?

90. В случае начала массового засыхания деревьев в микрорайоне города определите возможные причины этого явления.

91. Основные современные проблемы взаимосвязи антропогенных загрязнений внешней среды и состояния здоровья в различных регионах

России.

92. Какие основные экологические проблемы видите в России в це­лом и их особенности в отдельных регионах?

93. Какие экологические проблемы вокруг курируемых Вами лечеб­но-профилактических и образовательных учреждений Вы можете назвать.

Пути их решения.

94. Ваше мнение об экологических ограничениях осуществления хо­зяйственной деятельности на Крайнем Севере?

95. Ваше мнение о возможных негативных последствиях вторжения индустриальной деятельности в Северных территориях для традиционно­го образа жизни и хозяйства, компенсационные меры.

96. Какие факторы окружающей среды влияют на здоровье людей?

97. Понятие об экопатологии.

98. Демографический рост и проблемы эколргии человека.

99. Особенности экологии человека в городских и сельских условиях.

100. Социальные болезни, основные причины их возникновения.

101. Природно-очаговые болезни и вероятность вспышек эпидемии в результате нарушения экологического равновесия.

102. Каковы основные экологические функции государства?

103. Основные принципы деятельности государств мира в области охраны окружающей среды.

104. Каковы основные обязанности государств в области охраны окружающей среды и устойчивого развития общества?

105. Основные документы, принятые на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Основные положения программы «Повестка дня на XXI век».

106. Конституционные основы, нормативные акты, регламентирующие отношения человека и природы.

107. Правовые и организационные основы обеспечения экологичес­кой безопасности.

108. Каковы место и назначение экологической экспертизы в системе гарантий качества окружающей природной среды?

109. Какими критериями руководствуются органы природоохранного и санитарно-эпидемиологического надзора для оценки вредности хозяй­ственной деятельности?

110. Какова роль и место общественности при проведении социально-экономической оценки и ее участие в последующей экологической экс­пертизе?

111. В чем сущность системы экологического контроля?

112. Назовите цель государственной экологической экспертизы.

113. Каковы особенности экономического и экологического вреда в области охраны окружающей природной среды?

114. В чем механизм возмещения вреда природной среде?

115. Законодательство в Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека,

116. Назовите основные права граждан на здоровую окружаю­щую среду.

117. Каков механизм защиты прав граждан на охрану здоровья о г вреда, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей при­родной среды?

118. Назовите состав вреда, подлежащего возмещению гражданину в случае неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.

119. Назовите формы возмещения вреда, причиненного здоровью граж­дан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды.

120. Как принципы охраны окружающей среды и здоровья человека должны осуществляться в условиях рыночных отношений?

121. Каковы цели, задачи и принципы экологического воспитания и образования, принятые международным сообществом?

122. Роль врача в повышении экологической культуры населения.

123. Здоровье как проблема экологического образования.

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

А

Абиотические факторы среды - (абиотические - безжизненные) неживые (физические и химические) факторы окружающей среды.

Адаптация - 1) эволюционно возникающее приспособление организмов к условиям среды, выражающееся в изменении их внутренних и внешних особенностей (биол.); 2) любое приспособление органа, функции или организма к изменяющимся условиям среды (мед.).

Алгоритм - последовательность определенных операций, необходимая и достаточная для перехода от имеющегося состояния к заданному варианту возможного будущего.

Антропогенный - возникающий под влиянием или при участии человека.

Антропогенная нагрузка - степень прямого или косвенного воздействия людей, их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее отдельные экологические компоненты.

Антропогенное загрязнение - загрязнение, возникающее в результате биологического существования и хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на интенсивность природного загрязнения.

Антропогенные факторы - абиотические и биотические факторы, измененные деятельностью или происходящие от человека.

Аутоэкология ~ раздел экологии, изучающий действие различных факторов среды (преим. абиотических) на отдельные популяции и виды (ср. синэкологию).

Банк данных - элемент информационной системы, где хранится собранная и систематизированная информация в виде, удобном для выдачи потребителю.

Безотходная технология - технология, обеспечивающая получение продуктов без отходов (или с малыми отходами) - экологическая стратегия любого производства; включает комплекс мероприятий: утилизацию выбросов, комплексное использование сырья, организацию производств с замкнутым циклом (без сброса сточных вод и выбросов в атмосферу вредных веществ).

Биогеоценоз - сложная природная система - участок земной поверхности, обладающий совокупностью однородных природных компонентов (климат, горные породы, почва, режим увлажнения, сообщества растений, животных и мир микроорганизмов), имеющий свою особую специфику взаимодействия этих, слагающих ее, компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией. Иногда используется как синоним экосистемы. Отличие состоит в том, что Б. - конкретная территориальная единица (биохора), соответствующая низшим единицам территориального подразделения биосферы.

Биоиндикатор - организм, вид, популяция или сообщество, по наличию или состоянию которого можно судить о свойствах среды, в том числе о присутствии и концентрации загрязнений.

Биоклиматология - раздел биологии, изучающий влияние климатогеографических факторов на живые организмы.

Биом - крупные наземные экосистемы или макроэкосистемы, такие, как тундра, тайга, степь, пустыня.

Биомасса - сухой вес всех органических веществ, содержащихся в организмах экосистемы.

Биометеорология - раздел метеорологии, изучающий влияние погоды на живые организмы, в частности на организм человека.

/

Биоритм - автономный процесс периодического чередования колебаний интенсивности и характера физиологических процессов и реакций, протекающих в живых организмах.

Биосфера - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть (верхняя) литосферы Земли, населенные живыми организмами, " область существования живого вещества" (В.И. Вернадский); самая крупная экосистема Земли.

Биота - вся совокупность организмов (растений, животных, микробов) экосистемы (от латинского bios - жизнь).

Биотическая структура экосистемы — это набор различных категорий организмов в экосистеме.

Биотический круговорот - малый круговорот веществ, возникший с появлением жизни на Земле и осуществляемый в процессе жизнедеятельности живых организмов {продуцентов, консументов, редуцентов); в основе его лежат процессы синтеза и разложения органических веществ.

Биотоп - совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз {bios - жизнь, topos — место).

Биохора - территориальное подразделение биосферы, охватывающее группу пространственно объединенных биотопов.

Биоценоз {bios - жизнь, kionos - сообщество) - сообщество живых организмов, совокупность популяций различных видов микроорганизмов, растений, животных, населяющих определенный биотоп; термин ввел К. Мебиус (1877 г).

В

Вид биологический - основная структурная единица в системе живых организмов; подчинен роду.

Видовое разнообразие - многообразие (число) видов в биоценозе определенной экосистемы.

 

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды - возмещение затрат на восстановление здоровья, потерь в зарплате в связи со снижением трудоспособности, не полученных доходов в связи с упущенными профессиональными возможностями и т.д. (см. ст. 89 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Вред окружающей природной среде экологический - негативные изменения состояния окружающей природной среды, выразившиеся в загрязнении окружающей природной среды, истощении ее ресурсов, разрушении экологических систем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы.

Время риска - временная вероятность возникновения негативных изменений показателей состояния здоровья населения (или отдельных социальных групп) в связи с неблагоприятными изменениями качества среды его обитания.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - организация объединения наций, деятельность которой направлена на борьбу с особо опасными болезнями, разработку международных санитарных правил. Основана в Женеве в 1946 г.

Всемирный день окружающей среды (5 июня) - учрежден по предложению делегаций Японии и Сенегала на Конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся 5-16 июня 1972 г. в Стокгольме (Швеция). Отмечается во всем мире ежегодно для привлечения внимания мировой общественности к проблемам охраны окружающей среды.

Г Газы природные - невозобновляемые горючие ископаемые, образующиеся в земной коре; основной компонент - метан (примерно 98%), а также этан, пропан, бутан, пентан; мировые запасы составляют около 1015 м3.

Геосистема - природная система, состоящая из взаимообусловленных компонентов, принадлежащих литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере, функционирующая и развивающаяся во времени как единое целое. Г. - понятие территориально неопределенное (" от болотной кочки до географической оболочки"), в отличие от природно-территориального комплекса (ПТК), подразумевающего принадлежность к территориальной единице определенного иерархического уровня.

Геохимическая провинция - территория, характеризующаяся повышенным или пониженным содержанием в горных породах, почве и воде одного или нескольких химических элементов, что может обуславливать возникновение геохимической эндемии.

Геоэкология - наука о взаимодействии географических (природно-территориальных комплексов, геосистем), биологических {биоценозов, биогеоценозов экосистем) и социально-производственных систем. Особое внимание Г. обращает на антропогенные процессы опустошения земель, разработку рекомендаций по рациональному природопользованию и охране природы.

Гигиена - отрасль медицины, изучающая влияние окружающей человека среды и производственной деятельности на здоровье людей и разрабатывающая оптимальные, научно обоснованные требования к условиям жизни и труда населения. Гигиена в отличие от экологии человека ограничивается местами непосредственного обитания и работы человека (жилище, предприятие, населенное место и т. п.). Гигиена включает общую, коммунальную, питания, социальную, труда, радиационную гигиену, детей и подростков и др. разделы.

Гигиеническое нормирование - обоснование и установка безопасных для человека уровней содержания вредных веществ в природных средах (воздухе, воде, почве); критерии Г. н. - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в окружающей среде.

Гигиено-эпидемиологическая диагностика (массовых экологически обусловленных изменений здоровья населения) — выявление показателей изменения состояния здоровья населения (популяции, социальной группы) в связи с изменением качества среды обитания -

при использовании метода эпиданализа и гигиенической оценки опасности вредных факторов среды обитания.

Глобальное загрязнение - фоновобиосферное загрязнение - загрязнение среды физическими, химическими или биологическими агентами, обнаруживаемыми вдали от их источников и практически в любой точке планеты.

Группа риска - социальная группа населения, на которую оказано (или может быть оказано) наибольшее воздействие неблагоприятных факторов среды обитания (имеет или может иметь критическое отклонение состояния здоровья от контрольного уровня).

Д

Деградация окружающей природной среды - разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, обеспечивающих обмен веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком, вызванное деятельностью человека, проводимый без учета законов развития природы.

Демографическая революция - периодически взрывоопасный рост народонаселения вследствие снижения смертности и повышения рождаемости; первая Д.р. была в первобытном обществе (после перехода от кочевого образа жизни к земледелию и скотоводству), вторая - в конце XVIII - начале XIX века (первоначальные накопления капитала), третья - современная, обусловленная научно-технической революцией.

Детрит - погибшие животные и растения, а также их экскременты.

Детритофаги - животные, специализирующиеся на поедании детрита.

Дождь кислотный - дождь (и снег), подкисленный (рН< 5, 6) из-за растворения в атмосферной влаге промышленных выбросов.

 

Е

Естественный биоценоз — биотическое сообщество, не подвергавшееся антропогенному изменению.

 

Закон минимума Либиха - открыт Ю. Либихом (в 1840 г.): относительное действие экологического фактора на организм тем сильнее, чем больше он приближается к минимуму; например, рост растений зависит от тех питательных веществ, содержание которых минимально (не применим к неустойчивым системам с меняющимися значениями факторов).

Закон ноосферы (В.И. Вернадского) - положение В.И. Вернадского о превращении биосферы, согласно которому на современном уровне развития человеческой цивилизации она неизбежно превращается в ноосферу, т.е. в сферу, где разум человека играет в развитии природы важнейшую роль.

Закон толерантности - сформулирован В. Шелфордом (1913г.), расширяет закон минимума Либиха: фактором, лимитирующим процветание организма, может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину толерантности (выносливости) организма к данному экологическому фактору.

«Законы» экологии В. Коммонера - 1) все связано со всем; 2) все должно куда-то деваться; 3) природа «знает» лучше; 4) ничто не дается даром.

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

Земля - 1) охраняемый законом природный объект, представляющий собой в широком смысле всю планету, территорию со всеми ее естественными компонентами; 2) в узком смысле - согласно действующему земельному законодательству - поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические, экономические, культурно-оздоровительные функции.

Зима ядерная — модельно прогнозируемое резкое и длительное общеземное похолодание могущее возникнуть в случае войны с применением термоядерного оружия. Механизм возникновения «З.я.» - экранирование поверхности планеты от прихода солнечного излучения. «З.я.» - глобальная экологическая катастрофа, ведущая к самоуничтожению человека.

Зоны рекреационные - часть пространства окружающей среды, используемое для отдыха и туризма населения, в том числе зеленые, курортные, лечебно-оздоровительные.

И

Иммиграция - переселение граждан одного государства на постоянное или длительное время на территорию другого государства.

К

Качество жизни - 1) совокупность условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) комплекс здоровья человека - личного и общественного, т.е. соответствие среды жизни человека его потребностям, в интегрально отражаемое средней продолжительностью жизни, мерой здоровья людей и уровнем их заболеваемости (физической и психической), стандартизированных для данной группы населения; 2) соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности.

Класс - совокупность сущностей, объединенных наличием у всех их минимум одного общего признака, значимого в заданном контексте.

Климаксное сообщество - длительно сохраняющееся устойчивое сообщество, развившееся в результате смены последовательных сукцессионных стадий.

Климат - многолетний закономерно повторяющийся режим погоды, присущий данной местности.

Климатология медицинская - раздел биоклиматологии, изучающий влияние климата и отдельных его факторов на организм человека с целью их лечебно-профилактического использования и предупреждения возможного патогенного действия.

 

Комплекс - совокупность сущностей, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой, и создающими возможность проявить свойства отдельных сущностей, которые не могут проявиться вне данного объединения, или создающими возможность получить эффект благодаря снижению недостаточных для этого возможностей отдельных сущностей, входящих в данную совокупность.

Консументы - потребители органического вещества - животные и некоторые виды растений.

Контаминант, загрязняющее вещество (агент) - 1) любое химическое соединение или материал, который проникает в систему (окружающую среду, организм человека, пищу и др.), в которой он в норме не обнаруживается; 2) любой физический фактор или химическое, биологическое или радиоактивное вещество, обнаруживаемое в воде, почве, воздухе или продуктах питания и в норме не являющееся компонентом среды или обнаруживаемое в повышенных концентрациях вследствие человеческой деятельности.

Красные книги - книги, в которые в определенном порядке заносят названия редких и исчезающих видов растений и животных; ведутся с 1948 г., издано 5 томов Международной Красной книги Международным союзом охраны природы; в России К. к. Учреждена в 1974 г.

Кризис экологический - напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсо-экологическим возможностям биосферы.

Круговорот веществ — закономерное многократное участие веществ в процессах и явлениях, протекающих в биосфере, атмосфере, гидросфере, литосфере.

Ксенобиотик, чужеродное вещество - химическое соединение, не присутствующее в норме в окружающей среде, например, синтетический пестицид; химическое загрязнение (поллютант).

Л

Лес - охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой большую совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях лесного, природно-заповедного фондов и оказывающая средозащитное, климато-регулирующее, оздоровительное влияние на окружающую среду.

Лимитирующий фактор - экологический фактор, наиболее удаленный от своего оптимального значения и ограничивающий жизнедеятельность организма или экосистемы; с помощью Л. ф. регулируется состояние организмов и экосистем.

М

Метеолабильность - повышенная чувствительность организма к смене климата и погоды; наблюдается чаще у лиц с хроническими заболеваниями, при переутомлении; проявляется в виде метеопатических реакций.

Метеорология - наука об атмосфере и происходящих в ней процессах.

Модельные исследования - моделирование в эксперименте проявлений влияния на подопытных животных и биологические тест-системы последствия использования населением отдельных объектов среды обитания, содержащих подозреваемый фактор воздействия.

Мониторинг ~ система долгосрочных наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния и изменения объектов. Принято делить мониторинг на базовый (фоновый), глобальный, региональный и импактный (в особо опасных зонах и местах), а также по методам ведения и объектам наблюдения (авиационный, космический) окружающей человека среды.

Н

Нарушение экологическое -1) отклонение от обычного состояния (нормы) экосистемы иерархического уровня организации (от биогеоценоза до биосферы). Н.э. может произойти в одном из экологических компонентов или в экосистеме в целом, быть причинно внешним для рассматриваемой экосистемы или внутренним для нее, иметь антропогенный или естественный характер, быть локальным, региональным или глобальным. Подразумевается, что если Н.э. недостаточна для того, чтобы привести к необратимому разрушению экосистемы, то последнее способно самовосстановиться до относительно прежнего состояния.

Недра - охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды. Согласно Закону РФ «О недрах» от 21.02.92 «...недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

Ниша -экологическое понятие, включающее в себя не только физическое пространство, занимаемое организмом, но и функциональную роль организма в сообществе и его положение относительно градиентов внешних факторов.

Ниша экологическая - совокупность территориальных и функциональных характеристик условий обитания, соответствующих требованиям, предъявляемым к среде видом, т.е. диапазон условий, в которых популяция живет и воспроизводит себя; функциональный статус организма в сообществе и экосистеме; термин предложил Р. Джонсон (1910 г.)

Ноосфера - буквально «мыслящая оболочка», сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития (В.И. Вернадский, 1994г.).

О

ОБУВ (ориентировочный безопасный уровень воздействия) — временный норматив содержания вещества в атмосферном воздухе или в воздухе рабочей зоны, установленный расчетным путем с помощью экпресс-экспериментальных методов прогнозирования точности.

Озоновый экран - слой атмосферы, расположенный на высоте от 10 до 50 км, с концентрацией озона, в 10 раз превышающей ее у поверхности Земли; задерживает проникновение к земной поверхности излучения, губительного для всего живого.

Окружающая природная среда - естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле включает природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека.

Окружающая среда -1) среда обитания и производственной деятельности человека, включающая условия труда, быта, отдыха, питания и содержащая факторы химической, физической, биологической и социальной природы; 2) вода, воздух, земля и все растения, человек и животные обитающие в определенном месте, а также существующие между ними взаимосвязи; 3) существующая в данный момент совокупность всех внешних условий и воздействий, которым подвержена данная система (или организм).

Отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, образующиеся в процессе производства продукции или ее потребления, утратившие свои потребительские свойства.

Охрана окружающей природной среды - системы государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы.

П

Парниковый эффект - свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла нашей планеты.

ПДВ (предельно допустимый выброс веществ в атмосферу) — научно-технический норматив, устанавливаемый для каждого загрязнителя и источника выброса, выполнение которого обеспечивает соблюдение

 

ПДК на селитебной территории населенного пункта с учетом выбросов соседствующих предприятий.

ПДК (предельно допустимая концентрация) — максимальное количество вредного вещества в единице объема или массы, которое при ежедневном воздействии в течение неограниченного периода времени не вызывает каких-либо болезненных изменений в организме и неблагоприятных наследственных изменений у потомства; является условной, эталонной, реперной (отсчетной) величиной, установленной в экстремальной, строго регламентированных лабораторных условиях; единица масштаба от которой измерение степени опасности загрязнения объектов окружающей среды.

ПДН (предельно допустимые нормы) - предельно-допустимые нормы антропогенной нагрузки на природную среду, устанавливаемые с учетом емкости природной среды и ее ресурсового потенциала.

ПДУ (предельно допустимый уровень) - нормативное значение поступления и содержания радиоактивного вещества в организме, его концентрации в воде и воздухе, рассчитанное на основании ПДД.

Пестициды - ядохимикаты для защиты растений от вредителей, болезней, сорняков.

Пищевая цепь - перенос энергии пищи от ее источника - растений -через ряд организмов, происходящей путем поедания одних организмов другими («кто кого ест»). Взаимоотношения в пищевой цепи просты и в нее вовлечено небольшое число организмов.

Природно-территориалъный комплекс (ПТК) — исторически сложившаяся и пространственно обособившаяся единая система, образованная множеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы.

Природные ресурсы ~ в широком смысле — все природные блага, предназначенные для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей человека и общества; в узком — естественные источники удовлетворения потребностей

материального производства (земельные, водные, лесные ресурсы,

минеральные ресурсы).

v

Прогноз экологический - предсказание поведения экосистем, определяемое естественными процессами и воздействием на них человека.

Продуценты - организмы, осуществляющие фотосинтез, т.е. процесс превращения воды и двуокиси углерода в органические вещества (сахара) с выделением кислорода и использованием световой энергии солнца.

Программа ООН по окружающей (человека) среде (ЮНЕП - UNEP-United Nation Environment Program) — межправительственная Программа, начатая по инициативе Стокгольмской Конференции ООН по окружающей среде (1972 г.) и решению Генеральной Ассамблеи ООН (1973 г.) и посвященная наиболее острым проблемам современного экологического кризиса (опустыниванию планеты, деградации почв, обезлесиванию (обезлесению) Земли; резкому ухудшению качества и уменьшению количества пресных вод, загрязнению Мирового океана и т.д.). В Программе участвуют представители 58 государств мира, избираемые Генеральной Ассамблеей ООН раз в три года. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения).

Программа «Человек и биосфера» (ЧИБ — МАЕ — МАЕ — Man and Biosphere) - международная научно-исследовательская программа -2 ЮНЕСКО (продолжение Международной биологической программы), направленная на решение ряда экологических вопросов, сформулированных в виде отдельных (14) подпрограмм - проектов (в основном о влиянии человека на экосистему и обратном влиянии экосистем на человека). Принята в 1970 г., работы начаты в 1971 г. В работе участвуют около 90 стран.

Просвещение экологическое - воспитание экологического мировоззрения - глубокого понимания факта тесной связи человечества с экологическими процессами в природе.

 

Р

*

Размещение отходов - складирование отходов на поверхности земли, захоронение их на установленной глубине от поверхности земли.

Римский клуб - международная неправительственная экологическая научная организация, созданная итальянским экономистом А. Печчеи (1968 г.); объединяет около 100 человек (в т.ч. нескольких лауреатов Нобелевской премии) из более 30 стран мира; деятельность направлена на выработку тактики и стратегии разрешения многих глобальных экологических проблем, которые представлены в нескольких «Докладах» Римского клуба.

С

Санитарно-гигиенические нормы - показатели санитарно-гигиенических условий и качества окружающей среды человека, соблюдение которых обеспечивает для него условия существования, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья.

Санитарно-экологическая оценка (син. Эколого-гигиеническая оценка) территории (населенных пунктов) - изучение механизмов связи (причинно-следственной связи) изменений состояния здоровья населения (социальной группы) определенной территории и качества среды его обитания (окружающей среды) с использованием гигиенических, эпидемиологических, клинических,

токсикологических, химико-аналитических и др. методов исследования.

Синэкология - раздел экологии, изучающий сообщества организмов (биоценозы, экосистемы).

Скрининг — биологическая или химическая экспресс-оценка и контроль потенциально вредных промышленных выбросов и отходов; отбор и анализ комплексных проб отходов и выбросов промышленных предприятий для целей мониторинга, а также медико-биологическая оценка состояния здоровья населения, проживающего на потенциально опасной территории и обследования больших групп людей с целью выявления лиц с определенным заболеванием.

Смог - 1) сочетание пылевых частиц и капель тумана; 2) термин, широко используемый для обозначения видимого загрязнения воздуха любого характера.

Социально-гигиенический мониторинг — является системой организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека.

Стандарты качества окружающей природной среды - единые требования, правила, нормативы, предъявляемые органами государства к деятельности предприятий, учреждений, организаций, граждан в интересах охраны природы, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности общества.

Стресс — 1) состояние напряжения организма - совокупность физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека (возможно и у растений) в ответ на воздействие различных неблагоприятных или, наоборот, исключительно благоприятных факторов (стрессов) - холода, голода, психических и физических травм, облучения, кровопотери, инфекции, радости, полового возбуждения и т.п.; отличают большое число форм С: антропогенный, биогенный, культурный, шумовой и др.; 2) напряженное состояние экосистемы, испытывающей повреждающее воздействие необычных природных и антропогенных факторов, проявляющееся в изменении энергетических процессов, круговорота биогенных веществ и структуры сообщества. Одним из следствий С. служит увеличение доли выносимой из экосистемы или неиспользованной в ней продукции и усиление горизонтального переноса веществ. Длительное состояние С. грозит экосистеме разрушением.

Сукцессия - последовательная смена во времени одних биоценозов другими на определенном участке земной поверхности. При отсутствии нарушений С. завершается возникновением сообщества, находящегося в равновесии со средой, - климакса.

Т

Тайга - северный хвойный лес, состоящий из елей и других хвойных пород.

Терриконы - сложенные в высокие холмы отходы углеперерабатывающих фабрик, на которых промывают и соршруют уголь. Эти отходы состоят из низкосортного угля, сланцеватой глины, аспидного сланца и угольной пыли.

Территория риска (син. Зона опасности) - территория, в пределах которой может проявляться или проявляется действие (острое, хроническое) вредных факторов на население, в результате чего изменяется (или может измениться) состояние здоровья людей.

Техносфера - 1) часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты (здания, дороги, механизмы и т.п.); 2) часть биосферы (по некоторым представлениям, со временем вся биосфера), преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям; 3) практически замкнутая регионально-глобальная будущая технологическая система утилизации и реутилизации вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов, рассчитанная на изоляцию хозяйственно-производственных циклов от природного обмена веществ и потока энергии.

Тундра - арктический биом, характеризующийся наличием вечной мерзлоты в подпочвенном слое, и низкорослыми растениями, такими, как мхи и лишайники.

У

Урбанизация - социально-демографический процесс, характеризующийся ростом численности городского населения, увеличением количества величины городов; У. должна учитываться при долгосрочном планировании здравоохранения.

Урбанизация территории — процесс преобразования естественных ландшафтов в искусственной (антропогенной), развивающейся под влиянием городской, застройке.

Ф

Фотохимическое загрязнение воздуха - загрязнение воздуха в результате фотохимических реакций, т.е. реакций, индуцируемых солнечным светом. В этих реакциях при взаимодействии окислов азота и углеводорода, содержащихся в воздухе, образуются двуокись азота, озон, альдегиды и производные пироксиактилнитрата (ПАН). Эти различные соединения обладают неодинаковым действием, но растения повреждаются озоном и производными ПАН. Обычным следствием воздействия этих веществ на людей бывает раздражение слизистых глаз и горла и возникновение респираторных болезней.

X

Хвостохранилище - замкнутый или полузамкнутый (полузамкнутость возникает при создании земляной или подобной ей плотине, через которую частично инфильтруется жидкость) бассейн для хранения жидких хвостов.

Хвосты - отходы (обычно подразумеваются жидкие или газообразные), возникающие при обогащении полезных ископаемых или др. технологических процессов. «Лисьи хвосты» - выбросы, содержащие хлор.

Ц

Цивилизация — культурный уровень человеческого общества после примитивного первобытного строя, повышение уровня нравственных отношений.

Э

Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и, прежде всего, прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду (ст. п. 1 ст. Закона РФ от 25 марта 1982 г. «О безопасности»).

 

Экологическая культура — использование окружающей природной среды на основе познания естественных законов развития природы, с учетом ближайших и отдельных последствий изменения природной среды под влиянием человеческой деятельности.

Экологическая система (экосистема) - природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое функциональное целое через обмен веществ и энергии, тесную причинно-следственную взаимосвязь и зависимость слагающих ее экологических компонентов.

Экологическая среда человека - см. Окружающая среда.

Экологические права человека - право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду, право на использование природной среды для удовлетворения своих экономических, эстетических, духовных потребностей (ст. 11 Закона).

Экологическое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Экологическое преступление - общественно опасное, виновное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологическое нарушение -отклонение от обычного состояния экосистемы любого иерархического уровня организации, а также любое временное или постоянное отклонение условий жизни от благоприятных для человека.

Экологическое нормирование - нормирование любого антропогенного воздействия на экосистему в пределах экологической емкости, не приводящего к нарушению механизмов саморегуляции; основные критерии при определении экологической нагрузки: ненарушение

биологического (продукционно-деструкционного) баланса, стабильности и разнообразия экосистемы.

Экология — 1) интегрированная фундаментальная наука о составе, структуре, свойствах, функциональных особенностях и эволюции систем надорганизменного уровня, популяционных экосистем и биосферы; изучает основные фундаментальные закономерности: поток энергии, циркуляцию химических элементов; 2) «Это познание экономики природы, одновременное исследование взаимоотношений всего живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и анта­гонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом. Одним словом, экология - наука, изучающая все сложности взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвиным как условия борьбы за существование» (Э. Геккель).

Экология социальная - научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе " общество - природа"; изучает взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой и разрабатывает научные основы рационального природопользования, которые предлагают охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.

Экология человека - комплексная дисциплина, исследующая общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы человека, его групп, популяций и индивидуумов, влияние природной среды на человека и группы людей.

Экосистема - 1) природный комплекс животных, растений и элементов среды их обитания (вода, воздух, почва), связанных между собой обменом веществ и энергией, экосистемы могут быть различного типа-лесной массив, озера и т.д.; 2) элементарная функциональная единица биосферы; система, включающая все организмы (биоценоз) на данном участке (биотопе) и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создает определенную трофическую структуру, видовое разнообразие и круговорот веществ внутри системы; термин введен А. Тенсли (1935).

Экологические фонды — внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений с предприятий, других источников для решения природоохранных задач, восстановления потерь в природной среде, оздоровления окружающей природной среды. Создаются при исполнительных органах власти города, района, области, края, республики, Федерации.

Эколого-правовая ответственность - обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в случае нарушения природо­охранительного законодательства. По видам применяемых санкций различается дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская, материальная ответственность.

Эколого-правовое воспитание - овладение экологической и юридической культурой, знания экологического законодательства и умение его правильного применения.

Эколого-экономическая ответственность — вид социальной ответственности. В отличие от эколого-правовой (юридической) ответственности наступает не по факту правонарушения, а по факту причинения правомерного вреда. Выражается во взыскании в бесспорном порядке денежных сумм в качестве компенсации за причиненный вред: платежи предприятий за загрязнение окружающей природной среды (за выбросы, сбросы и захоронение вредных веществ).

Я

Ядохимикаты - см. Пестициды

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Авалиани С.Л., Андрианова Л.М., Печенникова Е.В., Пономарева О.В. Окружающая среда. Оценка риска для здоровья (мировой опыт). -М., 1996

2. Агесс П. Ключи к экологии. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. - 97 с.

3. Алексеев СВ., Янушанец О.И., Иванова И.Ф. Экология человека и проблемы гигиенического мониторинга. - СПб.: КЭМ, 1994. - 48 с.

4. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. - М, 1992.

5. Бестулсев-Лада. И. Б. Альтернативная цивилизация. - М., 1999.

6. Бушуев В. С. Об оптимизации целеполагания субъектов социальной деятельности. // Человек в контексте культуры. Сб науч. тр. - СПб: СПбГЭТУ, 1998. - 12-24 с.

7. Бушуев B.C. Субъективный фактор устойчивости в быстроменяю­щемся мире. // Проблемы человека в меняющемся мире. Сб науч. ст. -СПб: СПбГЭТУ, 1997.

8. Бушуев В. С. Учет феномена социального импринтинга при созда­нии организации и регулировании коммуникации // Организации. Среда. Коммуникации. Сб науч. тр. -СПб: СПбГЭТУ, 1996.

9. Бушуев B.C., Куц В.А. Культура самозащиты и самозащита культу­ры. — СПб: Нева, 2001 (книга находится в печати)

10. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера: Библиографичес­кие труды академика В.И. Вернадского. - М.; Наука, 1994. - 672 с.

11. Гармаев А.Ц. Обрести себя. - Иванове, 1999.

12. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного развития ребенка. М, 1994.

13. Джабраилов У.А., Лукъянчиков Н.Н., Улитин А.А. О ноосфер-ном развитии России. - М: Эльзевир, 2001. - 86 с.

14. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются. - М., 1983.

15. Зайцева Н.В., Аверьянова Н.И., Корюкина И.П. Экология и здо­ровье детей пермского региона. - Пермь: Звезда, 1947. — 147 с.

16. Захарченко М.П., Гончарук Е.И., Кошелев Н.Ф. и др. Современ­ные проблемы экогигиены. В 2ч. - Киев: Хрещатик, 1993. - 326 с.

17. Здоровье детей России в XXI веке (под ред. акад. РАМН А.А. Ба­ранова, проф. Кучмы). - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ, 2000. - 159 с.

18. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Изд. 2. - Москва: Гидрометеоиздат, 1984. - 560 с.

19. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. -М: Наука, 1983. -260 с.

20. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. -Москва - Кострома, 1996. - 248с.

21. Казначеев В.П., Поляков Я.В., Акулов А.И., Мингазов И.Ф. Про­блема сфинкса XXI века. Выживание населения России. — Наука, Ново­сибирск, 2000.

22. Клаустницер Б. Экология городской фауны. - М.; Мир, 1990

23. Мелуа А.И. Вернадский В.И. - ученый и организатор науки. - Л.,

1990.-49 с.

24. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия,

1990.-692 с.

25. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. - М., 1993. - 324 с.

26. Мороз Ю. На пути к метабизнесу // https://www.bazar.itgo.com/

moroz500.htm.

27. Нагорный СВ. Основные задачи региональных эколого-гигиени-ческих исследований критических медико-экологических ситуаций. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВИНИТИ, 1993.-Выпуск 6.-124 с.

28. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - М.:

Мир, 1993.-Т. 1, 2

29. Новиков Ю. В., Подольский В.М. Среда обитания и человек. - М.: Рарогъ, 1994. - Ч. 1, 2.

30. Новиков Ю.В., Куценко Г.И., Подольский В.М. Современные эко-лого-гигиенические проблемы среды обитания человека и совершенство­вание санитарно-эпидемиологического надзора. — М.: Рарогъ, 1997. -

477 с.

31. Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. -

М.; Прогресс, 1978. - 380 с.

32. Одум. Ю. Экология. - М.: Мир, 1986. - Т. 1, 2

33. Оконская И.Б. Импринтинг как системный механизм эволюции общества // Философские науки, № 1, 2001. - С. 114 — 125.

34. Онищенко Г.Г., Куценко Г.И., Беляев Е.Н., Зайцева П.В., Жур П.З. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического бла­гополучия населения. - М., 2000. - 4.1, 197 с.

35. ОруэлДж. 1984 - М., 1989. - С. 187.

36. Покровский В.И., Беляев Е.Н., Тутельян В.А. Продовольствен­ная безопасность России. Вестник РАМН, 1995. - №12. - с. 9-13

37. Программа действий. Повестка дня на XXI век. Документы и ма­териалы конференции в Рио-де-Жанейро. - Публикация Центра «За наше будущее» (сост. Майкл Кининг). - Женева, 1993

38. Профилактические мероприятия по охране здоровья детей и жен­щин (под ред. СВ. Алексеева и О.И. Янушанец). - СПб, 1997. - 194 с.

39. Прохоров Б.Б. Экология человека: социально-демографические аспекты, (отв. редактор А.Г. Вишневский). — М.: Наука, 1995. - 122 с.

40. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. - М.: Мир, 1995. -Кн. 1, 2, 3, 4

41. Региональные проблемы здоровья населения России (под ред. В.Д. Белякова). - М., ВНИИТИ, 1993. - 334 с.

42. Реймерс Н.Ф. Экология. - М.: Россия молодая, 1994

43. Социально-гигиенический мониторинг - практика применения и научное обеспечение (под общей ред. акад. РАМН д.м.н. А.И. Потапова) - В 2-х ч.

44. Сидоренко Г.И., Захарченко М.П., Маймулов ВТ. и др. проблемы гигиенической диагностики на современном этапе. - М., 1995. - 195 с.

45. Субетто А.И. Онтология и феноменология педагогического мас­терства. Книга первая. - Тольятти, 1999. - 208 с.

46. Субетто А.И. Капиталократия (философско-экономические очер­ки). Избранные статьи и интервью. - СПб.: ПАНИ, КГУ им. Н.А. Некра­сова, 2000. - 214 с.

47. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. - М.: Мысль, 1991.-430 с.

УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б., Полунин И.П., Зуев ВТ. Экология, здоровье, качество жизни. - Астрахань: изд. АГМА, 1993. - 250 с.

2. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека: Избранные лекции. - М.: Экоцентр, 1994. - 225 с.

3. Александров В Л. Основы медицинской экологии. Учебное посо­бие. - М.: ВУНМЦ, 1995

4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. Учебное пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - 232 с, с ил.

5. Алексеев СВ., Пивоваров Ю.П. и др. Экология человека. Учебник. - М.: ГОУ ВУНМЦ, МЗ РФ, 2001. ^ 640 с.

6. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать. Учебное пособие для студентов. — М.: Международ­ный независимый эколого-политологический университет, 1997.

7. Ахмадеев В.М. Гигиенические проблемы экосистемы крупного про­мышленного центра. Учебное пособие. - Уфа: изд. БГМИ, 1993. - 96 с.

8. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Римарчук Г.В. и др. Медико-соци­альные аспекты проблемы йоддефицитных состояний. — Москва-Пермь, 1998. - 40 с.

9. Барышников И.И., Лойт А.О. Экологическая токсикология. - Ир­кутск: изд. Иркутского Университета, 1991. — Т. 1, 2

10. Боев В.М., Воляник М.Н. Антропогенное загрязнение окружаю­щей среды и состояние здоровья населения Восточного Оренбуржья. -Екатеринбург: Ур ОРАН, 1995.-127 с.

11. Бушуев К.А., Случанко И.С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения с загрязнением окружающей среды. - М.: Медици­на, 1979. - 160 с.

12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512с.

13. Гончаров С.Ф., Сахно И.И., Трифонов СВ. Ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Учебно-методическое пособие для государственных служебных федеральных органов испол­нительной власти. - М., 1999. - 448 с.

14. Данило Ж. Маркович Социальная экология: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 436 с.

15. Дорофеев В.М. Оценка состояния здоровья населения и соци­ально-экономических потерь на основании показателей таблиц дожи­тия. Материалы VII Международного Соловецкого Форума «Экология человека: будущее культуры и науки Севера». - Архангельск, 1995. -с. 46-47.

16. Захарченко М.П., Лопатин С.А., Новожилов Г.Н. и др. Гигиени­ческая диагностика в экстремальных условиях. - СПб.: Наука, 1995. -224 с.

17. Здоровье населения и окружающая среда. Методическое пособие

(под ред. Е.Н. Беляева). —Вып. З.-T.l.-M.: Федеральный центр Госсан­эпиднадзора Минздрава России, 1999. - 4, 2; Общие методические под­ходы к оценке состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды. — 544 с.

18. Киселев А.В. Оценка риска здоровью в медико-экологических исследованиях в практике управления качеством окружающей среды. -СПб.: «Дельта», 1996. - 68 с.

19. Комплексная гигиеническая оценка степени напряженности меди­ко-экологической ситуации различных территорий, обусловленной за­грязнением токсикантами среды обитания населения. Методические реко­мендации. Утв. Главным Государственным санитарным врачом России 30.07.97 №2510/3416-97-32. Издание официальное. - М., 1997

20. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выяв­ления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Утв. Министром охраны окружающей среды и природных ре­сурсов Российской Федерации от 30.11.92. - М., 1992. - 58с.

21. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. Учебное по­собие для вузов (под ред. В.И. Жукова). - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-312 с.

22. Медико-экологический мониторинг. - СПб: ГСГМИ, 1993. - 120 с.

23. Медицинская проблемы экологии (лекции для студентов) (под ред. Н.А. Матвеева, И.Ф. Колпащиковой. - Н.-Н.: изд. НГМА, 1992

24. Немых В.Н., Пашков А.Н. Практикум по экологии человека. — Воронеж: изд. Воронежского государственного университета, 1997. - 224 с.

25. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1997. - 287с.

26. Основы экологии и экологическая безопасность. Учебное посо­бие (под ред. В.В. Шкарина, И.Ф. Колпащиковой. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 1998. - 172 с.

27. Оценка некоторых лабораторных показателей, определяемых при массовых осмотрах детского населения. Методические рекомендации (под ред. В.В. Юрьева, А.С. Симаходского). - СПб: СПбГПМА, 1997. - 32 с.

28. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. - М.: БЭК, 1996. - 557 с.

29. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и при­роды. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Химия, 1997. - 352 с.

30. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека. Курс лекций. -М.: ВУНМЦ, 1999.-192 с.

31. Сахно В.И., Захаров Г.И., Найда В. Г. Медико-тактическая харак­теристика районов чрезвычайных ситуаций, организация защиты населе­ния. - СПб, 1995.-200 с.

32. Стадницкий Г.В., Родионов А. И. Экология. Учебное пособие. -СПб: Химия, 1996. - 240 с.

33. Установление первоначально неочевидных причин экологически обусловленных болезней населения. Методические рекомендации. Утв. Главным Государственным санитарным врачом России 30.07.97 №2510/ 5717-97-32. Издание официальное. -М., 1997

34. Цветкова Л.Н., Алексеев М.И., Усанов Б.П. и др. Экология. Учеб­ник для технических вузов. - СПб: Химиздат, изд. АСВ, 1999. - 488 с.

35. Шрага М.Х., Теддер Ю.Р. Введение в медицинскую экологию. Избранные лекции. - Архангельск, 1998. - 400 с.

36. Щеплягина Л.А., Римарчук Г.В., Борисова О.И. и др. Организа­ция медицинского наблюдения за детьми в районах экологического не­благополучия. Лекция. - Москва, 1998. - 35с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.