Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ниже кратко охарактеризованы специфические особенности некоторых психологических методов сбора эмпирических данных.






Метод беседы. Он совершенно необходим при изучении ин­дивидуальной психологической структуры труда, при изучении профессий, некоторых функциональных состояний людей в труде, личных профессиональных планов (в системе профконсультации при выборе профессии или вынужденной перемене труда), при оценке рабочих мест (в системе их эргономической проработки) и т.д. Беседа обычно применяется в сочетании с другими методами.

Предмет рассмотрения здесь — высказывания, их содержа­ние, выразительные средства речи, динамические ее характерис­тики (темп, ритм). Основные требования к беседе как методу:

• наличие нежесткой, гибкой программы, но заранее продуман­ной (с мысленным " проигрыванием" возможных вариантов ее развития), позволяющей оперативно строить общение в зави­симости от высказываний испытуемого, его реакций, состоя­ний;

• наличие специального доверительного социального контакта психолога с испытуемым (основные приемы установления кон­такта обсудим несколько ниже);

• беседа не должна вырождаться в устную анкету (или опрос). Вопросы должны естественно вытекать из контекста общения и, возможно, перемежаться с высказываниями психолога и о себе. Тем более беседа не должна вырождаться в допрос (вслед­ствие, например, тенденции инициатора беседы к доминиро­ванию в ходе общения);

• вопросы не должны ставиться во внушающей, " подсказываю­щей", " подталкивающей" форме (как это, скажем, нередко делают телеинтервьюеры, чтобы всучить телезрителю желатель­ное " мнение");

• вопросы должны ставиться не столько в прямой форме (" в лоб"), сколько в косвенной, провоцирующей свободное вы­сказывание. Например: " А что если бы...? ", " Как Вы думае­те...? ", " Что бы нужно сказать о Вашей профессии школьни­кам...? " и т.п.;

• система вопросов должна допускать взаимопроверку ответов, (спрашивать о чем-то одном в разных контекстах, разными словами);

• ход беседы должен как-то фиксироваться. Если возможно, по соображениям этики, условиям общения и при согласии рес­пондента-испытуемого, — звуко- или видеозапись. При прото­колировании речь испытуемого должна фиксироваться дослов­но без малейшего редактирования, пересказа " своими слова­ми" — " фотографично". Иногда, чтобы не сковывать испытуе­мого, беседу протоколируют после ее завершения — по " горя­чим следам";

• беседа не обязательно происходит " за один присест", но может складываться из обмена репликами, разобщенными во времени и пространстве. Если беседа проводится в рабочее время, то она не может не быть фрагментарной, поскольку занятый работой испытуемый, как правило, не может надолго отвлекаться от дела. А проявлять назойливость со стороны исследователя в таких случаях бестактно — не на любой работе можно " поболтать".

Если мы изучаем рабочих, то они часто бывают очень не­многословны, так что рассчитывать на " салонный" стиль беседы отнюдь не приходится. Но краткие реплики подчас несут доста­точную информацию. Приведем пример. На предприятии начато обучение рабочих новому приему выполнения ручной операции (далее, чтобы не осложнять изложение, постараемся избежать чисто технологических подробностей). Психологу важно знать, как к этому мероприятию относится инструктор, которому пору­чено обучение (работница с большим опытом, возраст пенсион­ный). Психолог спрашивает инструктора: " Выйдет ли что у нас? Ведь они (работницы цеха) привыкли работать по-старому... кто как! " Инструктор испытующе устремляет взгляд на вопрошающе­го, медлит некоторое время и говорит убежденно: " Медведей учат! " Вот и вся беседа, но нужная информация в ней получена и, как говорится, незачем далее языком " сотрясать воздух". На­оборот, например, в системе профконсультации старшеклассни­ков диагностическая беседа может быть и, как правило, бывает продолжительной. Школьники, как показывает опыт, очень ценят, что с ними " разговаривают по-человечески", т.е. ничего не требуют, дослушивают до конца, интересуются их личным мнением и личными качествами, побуждениями, не ловят на ошибках и пр. Они готовы беседовать с консультантом хоть по полтора часа и не один раз.

Обратим внимание на некоторые рекомендации по технике установления контакта, являющегося необходимым условием до­стоверности получаемых данных. Необходимо установить дело­вые, оправданные с точки зрения испытуемого отношения с ним и выступать в понятной для него роли. Пусть это будет роль человека, изучающего ценный опыт работника, чтобы сообщить о нем новичкам или учащимся профессионального учебного заве­дения, или роль человека, озабоченного вопросами улучшения, рационализации рабочих мест в целях сделать работу более удоб­ной, менее утомительной и т.д.

Важным условием контакта является создание ситуаций, в которых исследователь предстает как человек, от которого воз­можна какая-то помощь испытуемому в затруднительном для него положении или помощь трудовому коллективу. Помощь сове­том, делом, например улучшением какого-то элемента условий труда (освещенности, компоновки рабочего места), условий обу­чения и т.д.

Фазы развития контакта возможны следующие (по: [377]):

• " накопление согласий";

• " поиск общих интересов";

• уточнение правил, принципов, стиля общения (оно может происходить на основе " молчаливых" взаимооценок собесед­ников);

• возможны несогласия вплоть до демонстрации опасных ка­честв;

• фаза регулирования и, наконец,

• фаза взаимосодействия.

Задача инициатора контакта (психолога) в том, чтобы, созда­вая те или иные ситуации, содействовать развитию контакта в желательном направлении. Не обязательно процесс установле­ния контакта развертывается по всем указанным выше фазам (он может сразу оказаться на фазе взаимосодействия), но знать о них полезно.

Метод анамнеза сводится (в контексте нашей науки) к сбору данных об истории развития данного человека как субъекта труда. Это бывает необходимо для обоснования оценок устойчи­вости мотивов, для демаскировки некоторых способностей и дру­гих личных качеств, не обнаруживающихся, например, в наблю­даемой деятельности. Анамнез может пролить свет на объяснение поступков, может быть полезен для построения прогнозов разви­тия личности, для обоснования наиболее эффективных средств воспитательного воздействия на определенного человека и т.д. В методологическом плане этот метод реализует принцип изучения психики в развитии.

Предметом рассмотрения являются высказывания, докумен­ты, вещи, характеризующие испытуемого. Высказывания испы­туемого о событиях своего прошлого объединяют иногда поняти­ем " субъективный анамнез". Высказывания же о нем других лиц и характеризующие его документы обозначают как " объективный анамнез". " Субъективный" здесь надо понимать в значении " субъектный", а отнюдь не обязательно как " ненадежный", " не­истинный". Точно так же и высказывания сторонних лиц, кото­рые тоже ведь являются субъектами, не обязательно будут непре­менно " объективными" в смысле " беспристрастными", " истин­ными". В конце концов и документы, тексты, вещи — тоже либо продукция субъектов, либо нечто, несущее на себе тот или иной отпечаток все того же субъективного фактора. Все эти слож­ности надо воспринимать как нормальные, поскольку неизбежно связаны с тем, что предмет нашего интереса и исследования есть как раз субъект, его свойства, проявления.

В качестве документальных и вещных источников анамнести­ческого исследования могут быть личное дело, аттестационные документы (дипломы, аттестаты, удостоверения о принадлеж­ности к той или иной общности, справки и пр.). Это, далее, могут быть знаки отличия, почетные грамоты, библиотечный абонемент (как свидетельство читательских интересов, их на­правленности). Еще: групповые, сюжетные фотографии, меди­цинская карта (" история болезни"), переписка, личная библио­тека, поделки, предметы рукоделия и т.д.

В качестве респондентов для сбора материалов объективного анамнеза могут выступать родители, родные, знакомые. Если речь идет о школьнике, выбирающем профессию, или недавнем школьнике (учащемся профессионального учебного заведения), то таковыми могут быть учителя-предметники, классный руково­дитель. Это, далее, могут быть преподаватели, мастера произ­водственного обучения, спортивные тренеры, непосредственные руководители, друзья.

Поскольку анамнестическое исследование включает систему бесед, то в число требований к нему входят все те, которые были выше изложены в связи с методом беседы. Специфические тре­бования к методу анамнеза состоят в следующем:

• помимо программы каждой беседы должна быть общая про­грамма исследования в целом и специальная программа сбора сведений по документальным и вещественным источникам (со­бираются не источники, а почерпнутая из них информация);

• существенным является требование систематичности, разнос­торонности и полноты собираемых сведений;

• факты биографии испытуемого должны соотноситься с имев­шими место условиями его жизни (они могут существенно от­личаться от тех, что имеются на момент сбора материала).

Метод анамнеза имеет уникальное отношение к некоторым мало разработанным в нашей науке вопросам, темам — ретро­спективный анализ ситуаций выбора профессии, изучение путей формирования мастерства, типология профессиональных судеб (" карьер"). Он важен при прояснении и следующих вопросов: преодоление последствий психологических конфликтов, соци­ально-трудовая реабилитация людей при стойкой частичной утра­те ими трудоспособности. Это также и вопросы профессиональ­ной реориентации. Речь идет о вынужденной перемене труда в связи с потерей работы, о смене выбранной профессии, о смене профессионального учебного заведения или начатого профессио­нально-трудового пути в связи с острой неудовлетворенностью выбором или иными обстоятельствами, например обнаруживши­мися врачебными противопоказаниями.

Например (неопубликованные данные Г.Ф. Корольковой), к профконсультанту обратилась специально приехавшая из другого города девушка. Приехала " посоветоваться". Она успешно рабо­тает в должности бухгалтера, но, оказывается, переживает ост­рое неудовлетворение от своей работы. Работает добросовестно, без ошибок, на работе ее ценят, но дается это ей такой ценой, которая становится для нее непосильной. Прием субъективного анамнеза позволил выявить в биографии этой девушки устойчи­вое " светлое пятно" — положительные переживания от " живой" работы с людьми. Это, наряду с другими обстоятельствами, дало основание посоветовать ей попробовать свои силы в работе по воспитанию подростков. Совет был принят. В результате при­мерно через год профконсультант получил письмо, в котором эта девушка пишет, что она " нашла себя" в работе с подростками, что хотя, конечно, трудно, но она " счастлива". Итак, метод анамнеза помог демаскировать глубокие склонности человека, которые сам он игнорировал при выборе профессии (в данном случае — руководствуясь советами доброжелательных родствен­ников).

Приведенный пример косвенно указывает на то, что вовсе не обязательно всякий раз вооружаться всем возможным арсеналом источников для сбора анамнестических сведений. Из приведен­ного несколько выше их " репертуара" (он может быть и расши­рен) важно выбирать то, что соответствует конкретной исследо­вательской или, как в приведенном примере, практической задаче.

 

♦ Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Не проще ли поручить наблюдение видеокамере?

2. Не проще ли поручить диалог с испытуемым компьютеру?

3. Фетишизация техники или прогресс системы средств труда пси­холога?

Тема 1. Распределение функций между внешними техническими и внутренними средствами труда психолога.

Тема 2. Условия и пути повышения научной корректности психо­логического наблюдения.

Тема 3. Варианты психологических бесед и требования к ним.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.