Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщенный алгоритм экспертного заключения об эмоциональных предпосылках выбора подтипа профессии.






1.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта поло­жительные эмоциональные переживания, вызванные процессом его действий с биологическими объектами. Проверить, имели ли место при этом отрицательные переживания. Проверить, какие преобладали. Если положительные эмоциональные переживания преобладали (" да"), перейти к пункту 6, если " нет" — к пункту 2.

2.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта поло­жительные эмоциональные переживания, связанные с процессом его действий по поводу технических (или неживых природных) объектов. Проверить, имели ли место при этом отрицательные переживания. Проверить, какие преобладали. Если положитель­ные эмоциональные переживания преобладали (" да"), перейти к пункту 6, если " нет" — к пункту 3.

3.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта поло­жительные эмоциональные переживания, вызванные процессом его действий по поводу социальных объектов (деловое общение, руководство, обучение, информирование людей, помощь им). Проверить, имели ли место при этом отрицательные пережива­ния. Проверить, какие преобладали. Если положительные эмо­циональные переживания преобладали (" да"), перейти к пункту 6, если " нет" — к пункту 4.

4.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта поло­жительные переживания, связанные с его действиями по поводу знаковых объектов (вычисления, черчение, перевод с языка на язык, переобозначение, придумывание новых " тарабарских" языков, шифров и пр.). Проверить, имели ли место при этом отрицательные переживания. Проверить, какие преобладали. Если положительные эмоциональные переживания преобладали (" да"), перейти к пункту 6, если " нет" — к пункту 5.

5.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта поло­жительные переживания, связанные с его действиями по поводу явлений художественного отображения, оформления, сопровож­дения действительности. Проверить, имели ли место при этом отрицательные переживания. Проверить, какие преобладали. Если " да", перейти к пункту 6, если " нет" — тоже к пункту 6.

6.Проверить, имеет ли оптант удовлетворительное обзорное представление о типах профессиональной деятельности по при­знаку предметной области труда. Имеются в виду профессии типа " человек — живая природа", " человек — техника и неживая при­рода", " человек — человек", " человек — знаковые системы", " человек — художественный образ". Если " да", следовать к пункту 7, если " нет", сообщить оптанту необходимую информа­цию и далее следовать к пункту 7.

7.Предложить оптанту самостоятельно расположить разно­видности действий, соответствующие типам профессий (П, Т, Ч, 3, X), по степени убывания выраженности положительных эмоциональных переживаний, связанных с ними лично у него (по прошлому его опыту). Если у консультанта в ходе предшест­вующего общения с оптантом появились основания составить аналогичный убывающий ряд, составить его (пока для себя, не внушая ничего оптанту). Сравнить " ряд оптанта" и " ряд консуль­танта". Если эти ряды совпадают, следовать к пункту 8. Если " нет", обсудить вопросы, касающиеся расхождений этих рядов и прийти к построению согласованного рангового ряда (при этом возможны ситуации неопределенности, когда одно место ряда занимают две-три разнотипные категории действий).

После построения " согласованного ряда" — к пункту 8.

Если ситуация определенности (построение согласованного рангового ряда, о котором говорилось в пункте 7) не создается, вернуться к пунктам 1—5. При этом обсуждать их так, чтобы столкнуть посредством сравнения каждую из пяти разновиднос­тей действий с каждой (по признаку преобладания положитель­ных эмоциональных оценок). Если удастся построить " согласо­ванный ряд", следовать к пункту 8, если " нет", посоветовать оптанту практически попробовать свои силы в разнотипных видах деятельности, прежде чем продолжать общение с профконсультантом.

8.Принять заключение о том, что оптанту наиболее подойдет тип профессий, на который указывает первый член " согласованного ряда". Если первое место в этом ряду делят разнотипные действия, то определить такую разновидность профессий, в которой достаточно представлены эти разнотипные действия (пример будет приведен после изложения алгоритма).

Составить перечень из 5 — 10 профессий, чтобы иметь воз­можность в дальнейшем конкретно обсудить с оптантом варианты соответствующих " профессиональных стартов". В этом перечне должны быть представлены профессии трех вариантов: требую­щие начального профессионального (профтехнического) образо­вания, требующие среднего специального образования и требую- щие высшего специального образования. Предполагается, что для составления такого перечня на рабочем месте профконсультанта есть соответствующее информационное обеспечение — кар­тотека или компьютеризованная база данных. Следовать к пункту 9.

9. Обрисовать оптанту в беседе с ним два варианта трудовой
деятельности в пределах того типа профессий, на который указывают действия, вызывающие у него преобладающие положительные эмоциональные переживания. Речь идет о первом члене " согласованного ряда" разновидностей действий, т.е. о действиях эмоционально предпочитаемых. В одном из вариантов акцентировать невербальные регуляторы труда (воспринимаемые, ощущаемые, представляемые признаки объектов, ситуаций труда, результатов), в другом варианте акцентировать вербально-логические (необходимость большого объема " книжного знания", оперирования большими объемами отвлеченного знания). При этом в обоих случаях речь должна идти об отвлеченном (неназываемом) трудовом посту, пусть отчасти вымышленном, воображаемом. Если оптант обнаруживает признаки эмоционального предпочтения " невербального" варианта, следовать к пункту 10, если " вербального" — к пункту 11.

Если нет явного предпочтения — к пункту 12.

10.Принять заключение: " Данному оптанту наиболее подой­дут при прочих равных условиях профессии, требующие началь­ного (или аналогичного) профессионального образования в пре­делах определенного ранее типа (или двух-трех типов) профес­сий".

11.Принять заключение: " Данному оптанту наиболее подой­дут при прочих равных условиях профессии, требующие высшего специального образования (образования с преобладанием теоре­тического знания) в пределах определенного ранее типа (или двух-трех типов) профессий".

12.Принять заключение: " Данному оптанту наиболее подой­дут при прочих равных условиях профессии, требующие среднего специального образования (образования, совмещающего прак­тическое и теоретическое знания) в пределах определенного ранее типа (или двух-трех типов) профессий".

Разумеется, описанный алгоритм совместных действий кон­сультанта и оптанта приведен не ради того, чтобы эти люди меха­нически действовали как роботы в пошаговом — стартстопном — режиме. Но важно осознать типичные детали движения мысли от меньшей неопределенности ситуации выбора профессии к боль­шей, только и всего. В жизни все происходит иначе.

Кратко поясним приведенный алгоритм частной иллюстра­цией. В беседе с К., завершающей неполное среднее образова­ние, выясняется, что она, будучи устойчивой — " круглой" — отличницей, с удовольствием работает по всем предметам, охот­но занимается также с младшим братишкой и его сверстниками. Однако наиболее яркие положительные переживания у К. связа­ны с занятиями математическими предметами. К математике ее " тянет", при этом у К. есть не только школьные успехи в виде педагогических оценок, но и поощрения, связанные с участием в математических викторинах, олимпиадах. Можно было бы ори­ентироваться " при прочих равных обстоятельствах" на дальней­шее образование в вузе по специальностям математического про­филя. Однако привходящим условием является то, что по семей­ным обстоятельствам К. как можно быстрее нужно обрести эко­номическую самостоятельность, " встать на ноги", " кормить себя и помогать бабушке" (родителей нет). Поэтому К. выбрала для себя с помощью профконсультанта обучение в среднем специаль­ном учебном заведении (техникуме) по профилю " Программи­рование для быстродействующих электронных вычислительных машин". В техникуме есть все же стипендия. По прошествии года обучения в техникуме выясняется, что К. вполне довольна выбором профессии и имеет очень высокий статус в коллективе, учится на " отлично".

2) Психологический консилиум. В этом случае специалист-пси­холог, вырабатывающий заключение, опирается на согласован­ное мнение группы коллег, к которой обращается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную задачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено — не всегда психолог работает в окружении коллег). Простейший вариант консилиума — коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профес­сионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения — добиться максимально согласованного мнения группы экспертов (" консенсуса", как ныне модно говорить). Существуют достаточ­но сложные процедуры организации работы экспертов [281], [292], [407], [408].

3). Метод независимых характеристик объекта, или рейтинг. Суть его в том, что психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые, не будучи психологами, могут быть ис­точником сведений, представляющих ценность для психолога. Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся ра­ботников того или иного профиля. Скажем, ткачих, учителей, пилотов, штурманов. Естественно, что соответствующая инфор­мация " оседает" в сознании руководителей соответствующих тру­довых коллективов, товарищей по работе, которые в данном случае могут быть " поставщиками" эмпирически обоснованных оценок соответствующих лиц по уровню профессиональной ква­лификации. Если изучаются руководители, то в число таких " по­ставщиков" уместно отнести и их подчиненных.

Более подробно с этим вариантом метода экспертных оценок можно познакомиться по следующим источникам: [204], [293].

4.) Метод анализа продуктов деятельности. Суть метода состо­ит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по про­межуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. Поскольку очень часто психолога может интересовать область потенциальных возможностей чело­века, занятого тем или иным трудом, нецелесообразно всегда ограничиваться рассмотрением только лишь продуктов деятель­ности человека по обязательному заданию. Если же речь идет о ситуации выбора профессии, то тем более важно анализировать продукты не только собственно труда человека, но решительно все результаты его преднамеренной активности.

Продукты деятельности могут быть отнюдь не только вещест­венными, как это часто имеют в виду, говоря о рассматриваемом методе; они могут быть информационными, процессуальными, могут представлять собой некоторые временные функциональные эффекты. Областью существования продуктов может быть и внутренний мир человека (скажем, продуктом труда воспитателя может быть некоторое новое отношение ребенка к тем или иным сторонам действительности, новые представления о мире, при­ращения к самосознанию и т.п.). Поэтому остановимся на вопро­се об обзорной группировке результатов, продуктов деятельности.

1. Материальные, материализованные, документально фик­сированные продукты работы. К этой категории можно отнести:

• продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, строитель­ства, промышленности, народных художественных промыслов и т.п. Предметом рассмотрения в этом случае может быть тот вклад в продукцию, который интересующий нас работник вно­сит в нее в соответствии со своими обязанностями (количество и качество продукции, брак и его особенности);

• созданные работником инструменты, приспособления, вари­анты оформления рабочего места;

• составленные документы, деловые записи (например, в пред­усмотренных на некоторых трудовых постах сменных журналах и пр.), докладные записки, распоряжения, приказы (если изу­чается руководитель). Далее, планы, отчеты, методические разработки, публикации, рукописи, компьютерные програм­мы (если изучаются работники научно-практического профи­ля) и другие проявления письменной речи; заявки на изобрете­ния и пр.;

• результаты изобразительного, графического труда (чертежи, схемы, карты, рисунки, эскизы, шрифты, гравировки и пр.);

• результаты труда по упорядочению вещественных и информа­ционных материалов (набранные тексты, если речь идет об операторе фотонаборного аппарата, наборщике; подобранные информационные материалы, библиографические указатели и пр.).

2. Функциональные (процессуальные) продукты деятельнос­ти. Эта группа продуктов трудноуловима для объективного изуче­ния, но ее принципиально важно принимать во внимание. К этой категории продуктов деятельности можно отнести:

• общественное настроение в контактном коллективе, создавае­мое тем или иным его членом или руководителем, " психологи­ческий климат" в группе (бригаде, экипаже, экспедиции, от­ряде и подобном сообществе). Это делается средствами лично­го примера, генерированием напряженности, конструктивны­ми предложениями, " миротворческими" функциями, интрига­ми и пр.

• устные выступления на производственных совещаниях, доклады, лекции, циклы лекций и другие акции, формирующие образ мыслей людей (а также и приращения к этому образу мыслей, если его удается зафиксировать). Далее, акты делового обще­ния (начиная от реплик и кончая поступками в критических ситуациях). Факты активного участия в совещаниях, совеща­тельных органах, акты обмена опытом (или утаивания опыта), консультирования, наставничества в широком смысле и вы­полнения других педагогических, организаторских функций. Новаторские " почины" (" инновации", как ныне модно гово­рить) и т.д.

Недооценивать подобного рода результаты деятельности нель­зя, поскольку они могут, в частности, создавать полезные (или вредные) социальные эффекты типа своего рода цепных реак­ций, выходящих далеко за пределы контактного трудового кол­лектива. Могут вызывать массовое движение того или иного рода (как, например, в свое время стахановское движение или в пос­леднее время мода на иностранные или звучно-непонятные назва­ния организаций, " фирм" — " Simplex", " Абер", " Лаурел" и пр.). Хотя, с одной стороны, эти явления характеризуют про­цесс деятельности, но они могут рассматриваться и как ее резуль­тат, продукт, поскольку являются порождением психики человека;

• приращения к знаниям, умениям, навыкам, отношениям людей, их оперативной или долговременной ориентировке в среде. Эти явления создаются в ходе педагогической, органи­заторской, политической, просветительской, художественно-воспитательной работы. Результатом работы художника-кари­катуриста в стенной газете является, например, не только сам рисунок, но и тот социальный эффект, который он производит и на который он, несомненно, и рассчитан. И было бы оши­бочным анализировать такого рода случай, не принимая во внимание этот эффект, а центрируясь только на самом промеж­уточном " изделии" — рисунке.

Из сказанного выше становится ясным, что продукты дея­тельности каждого определенного человека (или группы людей, например бригады, т.е. коллективного субъекта труда) пред­ставляют собой непростую и разноуровневую систему. Поэтому первой задачей при построении анализа продуктов деятельности как методики и процедуры является хотя бы предварительное определение этой системы в виде перечня вещественных и функ­циональных результатов работы определенного человека (или производственного коллектива). При этом сам субъект может от­нюдь не четко осознавать, в чем состоит и как следует определить продукт его труда. Даже весьма просвещенные, образованные люди часто затрудняются ответить на вопрос о том, что они произ­водят на своем трудовом посту. Точно так же и студенты даже старших курсов затрудняются с ответом на вопрос, что они будут именно производить, приступив к работе после окончания вуза; " буду заниматься...(тем-то)" — вот типичная форма ответа.

Результативная интерпретация труда довольно детально разра­ботана относительно материального производства, и это отобра­жено в разного рода публикациях, справочниках товароведческо­го характера. Что касается духовного производства, производства научной и художественной информации, услуг, упорядоченнос­ти социальных процессов, то здесь представления о результатах труда часто нечетки и не объективированы в научных текстах. И здесь психологу часто приходится полагаться на себя.

Например, мы изучаем рассматриваемым методом особеннос­ти индивидуального стиля деятельности и особенности личности судоводителя речного или морского флота. Мы должны учесть не только показатели точности следования судна по курсу, манев­ров, количество аварийных ситуаций за период времени (ска­жем, год). Важно учесть и особенности отдаваемых распоряже­ний, команд, актов профессионального общения, деловых запи­сей и другие феномены " самообнаружения" личности, которые заранее предусмотреть не всегда можно и которые становятся известными после предварительного этапа исследования.

В результате такого этапа может быть составлена программа анализа продуктов деятельности, представляющая собой пере­чень возможных предметов рассмотрения (включая и процессу­альные объекты, явления) и их качественных и количественных, если возможно, особенностей. Составление программы такого рода — задача очень творческая. Наиболее сложна она в тех случаях, когда речь идет о труде в сфере нематериального произ­водства (труде педагога, воспитателя, организатора, политика, производителя тех или иных услуг). Приведем для иллюстрации общепонятный пример. Какие " пункты" могут, скажем, соста­вить программу анализа продуктов труда учителя физкультуры в школе (далее использованы материалы из работы [60]).

Эти пункты могут быть следующими:

посещаемость уроков физической культуры школьниками;

состояние здоровья учащихся;

система подготовки учителем мест занятий;

наличие необходимого инвентаря;

наличие музыкального сопровождения занятий;

акты использования технических (информационных и иных) средств обучения;

наличие индивидуальных карточек учащихся и их содержание (полнота, индивидуализированность записей и т.д.);

своевременность и организованность прихода учащихся на урок, переодевания, выхода в спортивный зал, на построение для выхода из здания школы;

уровень организованности учащихся на занятии (распределе­ние по отделениям и " работа", смена мест занятий, дисциплина в отделениях и т.п.);

систематичность и объективность контроля за деятельностью учащихся со стороны учителя;

уровень " моторной плотности" урока в связи с задачами и типом его;

активность и заинтересованность учащихся на уроке;

уровень самостоятельности учащихся в обеспечении урока (подготовка и уборка снарядов, страховка и взаимопомощь, самостоятельность в выполнении заданных упражнений);

уровень вовлеченности всего педагогического коллектива в решение задач физического воспитания школьников;

уровень внимания, привлеченности родителей к делу физи­ческого воспитания детей.

Легко заметить, что " пункты" анализа продуктов деятельнос­ти могут истолковываться (интерпретироваться) и как критерии профессионального мастерства, ведь они как бы содержат ответы на вопросы о том, что должен уметь делать работник. В связи с этим они могут использоваться и как средства его совершенство­вания. Поскольку они могут и должны быть также средством самоанализа и самосовершенствования профессионала, то стано­вится, на наш взгляд, совершенно ясным, что разработка хоро­ших, детализированных программ анализа продуктов деятельнос­ти по отношению к разным профессиям — актуальнейшая как в научном, так и в практическом отношениях задача психологии труда.

Отнюдь не исключено, что отсутствие четкой программы ана­лиза (и самоанализа) такого рода является подчас самым сущест­венным препятствием для профессионального развития человека и психологической коррекции стиля его деятельности. Следует признать, что с концептуальной стороны вопрос о продуктах трудовой деятельности (их структуре, типологии) почти не разра­ботан. Так называемые " квалификационные характеристики" яв­ляются лишь слабым отображением того эталона, которым дол­жен руководствоваться профессионал в своем развитии и кото­рым должны руководствоваться люди, ответственные за подго­товку профессионала. Во всяком случае, сведения о продукте труда (детализированные и систематизированные) должны были бы составлять существенное звено квалификационной характе­ристики. Это задача наук о труде, прежде всего психологии труда.

В табл. 5 дана общеориентирующая группировка разнотип­ных результатов трудовой деятельности. Во всех обозначенных литерами клетках таблицы имеются в виду " рукотворные" объек­ты, но в левом столбце (клетки А, Г, Ж) — скорее, похожие на естественные и явно (для нас) подчиненные законам природы, а в среднем столбце (Б, Д, 3) — скорее, искусственные, явно (опять-таки для нас) подчиненные закономерностям и нормам социальной жизни. Разумеется, границы между этими столбцами надо понимать как подвижные, размытые. И отнесенность того или иного продукта к некоторому таксону классификации — во­прос экспертной оценки, мнения, а не физического измерения (т.е. область смысловой, семантической, а не метрической точ­ности).

Правый столбец (В, Е, И) отведен для продуктов, " изде­лий", область существования которых — психическая реаль­ность, внутренний мир человека. Произведением практикующе­го психолога может быть комфортное функциональное состояние человека, перед этим утомленного, скажем, сложной, напря­женной работой; продуктом труда культорганизатора в доме отды­ха может быть состояние веселья его подопечных. Результатом усилий инженера-информатора службы технической информации — оперативная осведомленность инженеров-разработчиков о соот­ветствующих достижениях в интересующей их области.


Продукт труда может быть охарактеризован принадлежностью не к одной-единственной, а к нескольким из девяти клеток-зон таблицы. Предполагаемая в таблице классификационная схема может быть полезной и для фиксации представлений не только о конечных, но и о промежуточных продуктах труда. Так, конеч­ным результатом труда агронома является урожай, который в общем виде может быть охарактеризован отнесением к клеткам А и Б таблицы, поскольку он объединяет и свойства естественного (природного) продукта и предмета, созидаемого и потребляемого в человеческом обществе. Но агроном должен по ходу своего дела порождать и информационные продукты диагностического и про­гностического характера (начиная от определения состояния рас­тений и кончая локальными предсказаниями погоды). Он должен также создавать определенные состояния, настроения в произ­водственном коллективе (он еще и организатор производства). Таким образом, можно построить аналитическое описание дина­мики образа продукта его труда: например: Ж-»3-»И-> Е-»Г и лишь много позднее собственно АБ.

Вернемся к вопросу о требованиях к методу анализа продуктов деятельности. Помимо требования детализированной программы анализа, о чем шла речь выше, можно указать еще следующие:

систематичность, всесторонность подбора фактов;

изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условия­ми жизни и деятельности испытуемых;

наличие (обязательность) не только описания установленного факта, но и комментариев по поводу того, при каких условиях возник, появился данный продукт, при каком уровне подготов­ленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности (что было, возможно, жестко предпи­сано, а что явилось следствием собственной активности его). Без этого нельзя надежно реконструировать особенности собственно субъекта труда по его продукции. Например, два молодых токаря сделали сложную продукцию без брака. Но если один делал ее от начала до конца сам, а около другого стоял наставник, предуп­реждая оплошности, то реконструкция субъекта труда по его про­дуктам должна быть в каждом их этих двух случаев разной.

Следует отметить, что метод анализа (и притом именно пси­хологического анализа) продуктов трудовой деятельности в свое­образной форме развит в палеоархеологии — существуют интерес­ные реконструкции психики первобытного человека по археоло­гическим находкам [ 10], [153], [298].

С экспериментальными методами (в частности, методом про­изводственного эксперимента) можно ознакомиться по литера­турным данным: [76], [87-89], [118], [120], [130], [197], [211], [299].

 

♦ Вопросы и темы для размышления и разработки

1.Что может дать опрос, если есть фактор бессознательного?

2.Если есть явления самообмана, какова цена опросам?

3.Почему окружающие могут знать о человеке точнее и даже больше, чем он сам о себе?

Тема 1. Возможности и ограничения вербальных методик психо­логического изучения человека.

Тема 2. Возможности и ограничения невербальных показателей психики человека.

Тема 3. Возможные методики изучения психики по продуктам де­ятельности человека (в зависимости от специфики продуктов).

 

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ НАБЛЮДЕНИЯ

В связи с каждой научной или практической задачей нужно специально рассматривать, в частности, вопрос о соответствую­щих методиках исследования. Для ряда случаев адекватными ока­зываются методики наблюдения, которые необходимо разрабаты­вать. И это, в свою очередь, творческая задача. Ниже мы приве­дем примерные варианты двух методик наблюдения, которые можно рассматривать как общеориентирующие, примерные об­разцы, на которые можно опираться при первых шагах по разра­ботке соответствующих методических средств.

Примечание. И организация, и техника производства могут быть в настоящее время и в будущем существенно измененными. Но избранная для наблюдения конкретная предметная и социаль­ная действительность должна нами в рассматриваемых случаях пониматься как учебная модель для рассмотрения собственно ме­тодики наблюдений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.