Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение. Прокомментируйте приведенные ниже тексты с точки зрения понятий, представленных в параграфах 3.3 и 3.4.






Прокомментируйте приведенные ниже тексты с точки зрения понятий, представленных в параграфах 3.3 и 3.4.

1. " Хорошо известно, что для того чтобы добиться постоян­ного внимания у недостаточно внимательных школьников, их надо поставить у станка. Работа станка не позволяет отвлекаться от него, и учащийся волей-неволей становится внимательным" [225: 161].

2. «Очевидно, что сценическое искусство, за редким исклю­чением, воспроизводит континуум интенсивностей человеческих переживаний в его реальном жизненном диапазоне. Иначе обсто­ит дело со временем. Сценическое время всегда условно по отно­шению к реальному. Суть преобразований реального времени в условное сценическое состоит, в частности, в " сжатии", увели­чении информативности " сценического сообщения". Это обстоя­тельство предъявялет особые требования к скоростным характе­ристикам эмоциональных реакций, к формально-динамической стороне эмоциональной реактивности актера. Возникает предпо­ложение, что индивидуальные особенности саморегуляции дина­мики эмоциональной реактивности, обеспечивающие соответст­вие сценического переживания меняющейся сценической ситуа­ции, с одной стороны, и возможность управления эмоциональ­ными реакциями в соответствии с задачей, стоящей перед акте­ром как субъектом деятельности, — с другой, и являются в пер­вую очередь теми признаками, которые характеризуют предрас­положенность к сценической деятельности» [196: 4, 5].

Сообщается о методах соответствующего эмпирического ис­следования, приводятся сведения о статистической значимости обнаруженных в исследовании связей и резюмирующие утвержде­ния, одно из которых приводится далее: " Повышение возбуди­мости, увеличение энергетического уровня процессов в организме, в нервной системе кажется вполне оправданным в начале новой, трудной и значимой деятельности (психологические тесты, премьер-ный спектакль). После окончания деятельности такое повышение представляется неоправданным, нецелесообразным. С точки зре­ния динамики рассматриваемые различия могут быть обозначены как различия по параметру лабильности — инертности (в группах актеров и абитуриентов уровень активации возрастает быстро, своевременно и также быстро снижается; в контрольной группе повышается медленно и держится сравнительно долго)" [196: 11].

3. " Из литературы по психологии индивидуальных различий известно, что успешность деятельности людей в экстремальных условиях [существенно] зависит от природных свойств их нервной системы и темперамента. Факты подобного рода получены при исследовании трудовой и учебной деятельности в лабораториях Б.М. Теплова, В.Д. Небьиицына, Б.Г. Ананьева, К.М. Гуревича, B.C. Мерлина.

Поскольку деятельность пожарного в большинстве случаев осуществляется в условиях сильно действующих стресс-факторов: жары, дыма, взрывов, кислородной недостаточности, новизны обстановки, высоких физических нагрузок, угрозы для жизни и т.д., — мы вправе предположить, что сила нервной системы относительно возбуждения и тревожность (эмоциональная возбу­димость в угрожающей ситуации) будут существенно влиять на результативность действий личного состава пожарных подразде­лений в экстремальных условиях тушения пожаров" (334: 3, 4].

Далее сказано о методах соответствующего эмпирического ис­следования и его результатах, в частности:

" Эффективность действий лиц с сильной нервной системой в экстремальных условиях улучшается значимым образом (р< 0, 001) по сравнению с обычными занятиями..." [334: 13]. «Исследова­ние эффективности выполняемой работы лицами с сильной и слабой нервной системой, тревожными и нетревожными, склонными и не склонными к риску в период проведения ими пожарно-профилактических [инспекторских, а не боевых. — Е.К.) мероприятий на промышленных объектах, в торговых пред­приятиях и в учреждениях с массовым пребыванием людей (дет­ские ясли, садики, школы, театры, больницы) показало, что лица со слабой нервной системой, тревожные и не склонные к риску качественнее и эффективнее проводили эту работу, чем лица с сильной нервной системой, нетревожные и склонные к риску. Например, лица с сильной нервной системой в период обследования объекта охватывали проверкой 50% имеющихся зданий и сооружений, а лица со слабой нервной системой — 85%. Соответственно нетревожные 52%, тревожные — 90%, лица, склонные к риску, — 45%, не склонные к риску — 75%. " Сильные" при осмотре помещений обнаруживали в среднем 9, 5 противопожарных недочетов, " слабые" — 16, нетревожные — 9, тревожные — 16, 5, лица, склонные к риску, —8, 4, несклонные к риску - 14» [334: 17, 18].

 

♦ Вопросы и темы для размышления и разработки

1.Теория должна быть непременно пространной, большой?

2.Не лукавим ли мы: возможны ли теории в психологии?

3. Возможны ли надежные закономерности в психологии?

4. Тема 1. Своеобразие доказательства в гуманитарной области.

5. Тема 2. Своеобразие объяснения в гуманитарной области.

6.Тема 3. Своеобразие научных закономерностей в психологии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.