Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективности, систематичности, предварительной программы, учета внешних и внутренних условий активности исследуемого, фиксации полученных результатов.






В рамках каждого метода структурируются методики — систе­мы материально представленных средств. Они должны включать следующие составляющие:

• некоторое исходное теоретическое представление об изучаемой реальности, выраженное на понятном для специалистов языке;

• программу исследования в виде общего его плана и перечня единиц рассмотрения с указанием их признаков;

• описание требований к процедуре проведения исследования как деятельности, к организации работы исследователя, включая описание возможных ошибок, изложение правил, советов, предостережений;

• описание и фактическое наличие необходимых вещественных средств (начиная от бланка протокола и карандаша при про­стейшем наблюдении и кончая сложными приборными комп­лексами, сооружениями). Например, для изучения и трени­ровки пожарных применялись газодымокамеры [334]. Для изу­чения (и обучения, или, как модно ныне выражаться, тренинга) определенных групп людей создается такое " социальное соору­жение", как специально организованная имитационная, дело­вая игра (см., например: [306], [3: 595—613]).

• описание порядка первичной обработки и представления эмпи­рических данных в определенных показателях. Вопросы интер­претации, истолкования этих данных уже выходят за рамки собственно методики их сбора в том смысле, что собирать может один человек, а интерпретировать — другой. И не пото­му, что один " глупее", а другой " умнее", но потому, что это может быть принципом исследования. Это может быть реализа­цией " принципа незнания", гарантирующего беспристраст­ность сбора и разбора (анализа) данных.

Разумеется, деятельность психолога, применяющего тот или иной метод изучения труда, предполагает не только внешние средства, но и внутренние, функциональные. К числу послед­них могут относиться мысленные схемы, правила, принципы, усвоенные стереотипы действий, " заповеди", способности к ус­тановлению и поддержанию социальных контактов. Они пред­ставляют собой очень индивидуализированные психические обра­зования, построенные, в частности, и с учетом личных качеств специалиста в ходе работы над собой при овладении профессио­нальным мастерством. Чем проще внешние средства, тем выше требования к средствам внутренним — искусству наблюдателя, исследователя. Вот, кстати, почему " простую" психологическую методику нецелесообразно давать в руки неспециалисту — так же как, скажем, никому не придет в голову поставить к операцион­ному столу и дать в руки хирургический скальпель (нехитрое по внешности средство) неподготовленному человеку. Но мы затро­нули особый предмет рассмотрения, который оставляем здесь в стороне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.