Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нирвитарка.






Нирвитарка — это самадхи без аргументации, без путаницы трех ас-

пектов объекта, которыми являются название, форма и значение. В

этом состоянии субъект не осознает ни объект, ни слово. Память

становится абсолютно свободной от прошлых впечатлений и ассо-

циаций. Обычно наша память не бывает пустой. Память восстанав-

ливает для нас собранные в прошлом отпечатки. Смрити — это не-

зависимое [от воли] сознание, в котором запечатлеваются отпечат-

ки. Смрити сохраняется даже если [кажется, что сознание] свобод-

но от всего, касающегося прошлого. На «дощечке» смрити «запи-

саны» прошлые впечатления, которые обнаруживают себя в более

глубоких состояниях. В состоянии бодрствования воспроизведе-

ние осуществляется сознательным мышлением, но в самадхи отпе-

чатки приходят сами по себе. Иногда в этом более глубоком состо-

янии сознания становятся видимыми впечатления раннего детст-

ва. Но даже если бы вы были свободны от этих впечатлений, па-

мять не исчезает, потому что память отличается от впечатлений.

Как мозг отличается от ума или мышления, подобным образом

вритти, называемые памятью, отличаются от прошлых впечатле-

ний. Смрити — это осознавание своей собственной самости.

Смрити может быть очищена с помощью различных садхан, и по-

сле этого она становится сварупашунья-эва. Это состояние само-

сознания и оно появляется, как если бы все превратилось в пусто-

ту, хотя в действительности пустоты нет. Слово «эва» используется,

чтобы показать, что, хотя вы не осознаете объект, он все же суще-

ствует [в памяти]. То есть когда прошлые впечатления от объекта,

такого, как шивалинга, уходят, вы не осознаете шивалингу. Кажет-

ся, что ваш ум стал совершенно свободным от впечатлений от ши-

валинги, но это не так. Смрити не освобождается от них, впечат-

ления пронизывают всю структуру вашего сознания целиком.

Каждая часть его становится наполненной впечатлениями от ши-

валинги. В этом состоянии ум теряет свое субъективное сознание.

Здесь ум теряет знание объекта, хотя осознание и знание [вооб-

ще] присутствуют в уме. В этом особенность. [Сначала ] вы помни-

те, что концентрируетесь на шивалинге, затем [происходит] следу-

ющее. Остается только шивалинга, и вы не помните, что концент-

рируетесь на нем. Снова настает время, когда шивалинга становит-

ся по-прежнему видимым, хотя осознание, что вы медитируете,

уходит. Кажется, что ум в целом становится совершенно пустым,

но в действительности это не так. Точно так же, как соль совер-

шенно и неразделимо перемешивается с водой, подобным образом

форма осознания шивалинги заполняет весь ум, так что он не мо-

жет быть осознан отдельно [от других содержаний сознания]. Это

происходит потому, что память объекта полностью растворяется в

уме. Это известно как паришудди — очищение памяти. Это очище-

ние памяти является причиной сварупашунья-эва. Необходимо по-

мнить один тонкий момент: если смрити не очищена, ум сосколь-

зает в пустоту. Если же смрити очищена, тогда объект, такой как

шивалинга, проникает во все сознание целиком и становится од-

ним с состоянием ума. Ум и объект становятся одним. Ум и память

о форме становятся неразделимыми; память не существует отдель-

но. В это время приходит мгновенный опыт [осознания] пустоты —

шуньи. Существует состояние лайи, в котором сознание памяти об

объекте полностью поглощается в уме. На мгновенье блеснув, ум

засыпает. В этом спящем состоянии нет восприятия памяти.

В этом состоянии внутри сияет истинное знание объекта. В

этом заключается различие между нирвитарка самадхи и лайей. В

первом присутствует истинное знание, [которое может пережи-

ваться], например__________, в виде яркого света, когда шивалинга исчезает.

Появляется истинное знание, оно [как бы] показывается последо-

вателю. Различие между внутренним и внешним состоянием со-

вершенно теряется. Опыт, переживаемый в сновидении очень ин-

тенсивен, но в нирвитарка самадхи он намного интенсивнее. Вам

следует быть сознательным к реальному знанию и реальной фор-

ме объекта концентрации. В противном случае вас может ввести в

заблуждение ваш собственный ум. Когда вы входите в состояние

нирвитарка, вы должны познать действительную форму символа,

будь то роза или шивалинга. Когда в состоянии нирвитарка возни-

кает истинное знание, форма снова должна появится, но это уже

форма не Шивы, а Шакти, потому что субъективность ума теряет-

ся. Это уже не тот ум, который думает, видит сны или спит. Это со-

стояние ума очень ясное, потому что отсутствует память. При этом

опыт медитации никогда не запоминается, так как обычное созна-

ние не функционирует. Например, муравей не в состоянии видеть

слона; чтобы видеть его, муравей должен вырасти в размерах. Точ-

но так же сознательному уму не дано проникать в состояние меди-

тации. В соответствии с этим заботу о вашем осознании берет на

себя другое состояние ума. Сознательный пуруша заканчивает

свою работу, и другой пуруша занимает его место. Это состояние

ума длится до определенной точки, после чего прекращается. За-

тем приходит третий пуруша и берет на себя заботу о вас. Таким об-

разом, достигается прогресс на различных планах сознания.

Это даже не тот ум, который в состоянии сновидения остается

сознательным ко снам и вспоминает их утром. Это другое состоя-

ние ума. И вообще, если вы достигли этого блаженного состояния,

для вас нет возможности вспомнить его из-за отсутствия памяти,

из-за отсутствия [помнящего] ума. И то, и другое состояния ума

отличаются от [нирвитарки], и пока вы в данном случае не в состо-

янии здесь привести тот ум в действие, вы не можете помнить то,

что видели. Если вы помните опыт медитации, самадхи, то вы или

не достигли медитации, или, если все же медитация была достиг-

нута, вы обладаете обычным сознанием очень высокого порядка.

В этом контексте мы можем привести одно место Гаруда пура-

ны, которое очень часто понимается ошибочно. Оно обычно при-

водится, когда умирает кто-то из членов семьи. В нем рассказыва-

ется об аде и рае и пытках в царстве Бога смерти. Говорится, что

джива после смерти [человека] переносится различными деватами,

божествами на различные планы. В действительности же речь идет

совершенно не о смерти. Пурану следует понимать как говорящую

о запредельном положении сознания. Нужно понимать, что раз-

личные пуруши ведут ум во все более глубокие состояния сверхсо-

знания. Вот почему сознательный ум не функционирует в состоя-

нии нирвитарки. Итак, подводя итог, [можно сказать, что] нирви-

тарка включает очищение памяти, которое дает начало истинному

знанию объекта концентрации.

Сутра 44: Другие формы самадхи

Etayaiva savicha̱ ra̱ nirvicha̱ ra̱ cha su̱ ks̤ mavis̤ aya̱

vya̱ khya̱ ta̱

Etaya — этим;

eva — сам, один;

savicha̱ ra — самадхи с рассуждением*, [рефлексией];

nirvicha̱ ra — самадхи без рассуждения;

cha — и;

su̱ ks̤ mavis̤ aya̱ — тонкие объекты;

vya̱ khya̱ ta — объясненный.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.